- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine
How not to buy a fake
ARTinvestment.RU 04 октября 2016
Remember errors dangerous actions and basic precautions when buying paintings and drawings
В череде всевозможных разочарований для начинающего коллекционера именно покупка подделки занимает, пожалуй, первое место по силе неприятного воздействия. Можно сильно переплатить, можно выбрать не самую лучшую работу… Но все это дело житейское и вполне поправимое. А вот с подделкой всё не так. Вернуть продавцу ее обычно невозможно (не для того ее втюхивали), а пытаться перепродать разоблаченный фальшак — значит, самому уподобиться жуликам. Поэтому подделки обычно находят свое последнее пристанище в чулане коллекционера — как напоминание об ошибках молодости или бутафорский материал.
Способов изготовления и легализации подделок — море. И как положено на море, на рынок они накатываются волнами. Так, лет пятнадцать назад высокий ценовой сегмент захлестнула волна перелицовок — подлинных картин малоизвестных европейских художников с фальшивыми подписями дорогих русских передвижников и не только. В 2004 году на таком перелицованном под Шишкина голландце Куккуке чуть не погорел Sotheby’s. В 2008 году за перелицованных «Киселевых» (передвижник такой) сели антиквары Преображенские. Позже выяснилось, что таких перелицовок по рынку гуляют многие сотни, причем стоят на них имена не только наших классиков второй половины XIX века, но и художников русского зарубежья.
Потом пришла следующая волна. Лет восемь назад началось какое-то засилье «черниговских» фальшаков — низкосортных до карикатурности копий, выдаваемых за картины русского авангарда или модернистов. К счастью, их оказалось довольно легко распознать даже начинающим коллекционерам. Распространенным и опасным приемом изготовителей остаются также компиляции. От них страдают все, но особенно советские художники первой половины ХХ века и нонконформисты. Прием подразумевает, что из фрагментов нескольких картин фальсификатор собирает «ранее неизвестную работу художника»: и похоже, и фантазию напрягать не нужно, и ощущение уже когда-то виденного присутствует. Компиляций много. А вот такой любимый сценаристами детективных сериалов тип подделок, как дубликаты (точные копии с настоящих картин), встречается редко. Попасться с ними просто, что делать с оригиналом — непонятно. Это, казалось бы, настолько бессмысленно, что сами мы долгое время считали выдумкой. Пока сами с таковыми не столкнулись в реальной аукционной жизни.
В общем, поверьте на слово, бывает всё.
Но при всем многообразии подделок, объединяет их не способ изготовления. А то, что большинство из них приобретается в сомнительных местах. Отсюда и первый совет начинающим коллекционерам:
1. Не покупайте произведения известных художников через Интернет на малых аукционах США и Европы. Логика «просто в Америке этих русских художников никто не знает», «да кому нужно их подделывать», «в Интернете всегда все дешевле», «антиквары-старики не умеют пользоваться Интернетом» — это навязчивый самообман, свойственный новичкам. И этим обожают пользоваться фальсификаторы всех мастей. На западных аукционах в Интернете действительно можно найти что-то стоящее и поторговаться за небольшие деньги. Но шансов очень мало, может быть 5 %. При этом не стоит думать, что «раритет» попался на глаза только вам: за заморскими торгами наблюдают сотни внимательных и опытных глаз арт-дилеров. Это их хлеб — рисковать, покупать на небольших аукционах недорого и привозить сюда. У искушенного дилера работает чутье, основанное на опыте, и он может купить что-то на свой страх и риск. Чтобы потом в России сделать экспертизу и, если чутье не подвело, перепродать. Новичками мериться силами с такими зубрами рановато.
2. Проверяйте имеющиеся экспертные заключения. Без бумаг покупать классику новичку — это вообще недопустимый риск. Но даже наличие бумаг не должно успокаивать полностью. Потому что:
а) на рынке циркулируют в поисках жертвы изначально фальшивые заключения с поддельными подписями экспертов, которые их не выдавали. Здесь начать нужно с самого простого: позвонить в экспертную организацию с просьбой подтвердить, выдавали заключение с таким номером или нет, и на какую картину;
б) есть заключения, выданные 10 и более лет назад, их надо перепроверять в принципе, а в большинстве случаев — переделывать. Времена меняются, и мнение экспертов по отдельным работам тоже;
в) некоторые заключения выданы экспертами, мнению которых рынок не доверяет. Увы, отдельные имена уже стали нарицательными. Более того, их заключения дискредитируют картины. Важно учитывать, что по некоторым авторам котируются заключения только конкретных экспертов. И нужно довольно долго вариться в этом деле, чтобы разобраться, что к чему. Поэтому новичкам можно посоветовать два пути: позвонить в экспертную организацию (они сами знают, какому эксперту что лучше поручить) или задать вопрос на нашем форуме в разделе «Экспертиза». Прямым текстом: «есть экспертиза, подписанная такой-то, стоит ли ей доверять?».
3. Привлекайте посредника для проведения сделки, если картина покупается с рук и экспертизу необходимо переделывать. Имеет смысл, чтобы посредник передал деньги продавцу не сразу, а только после получения экспертного заключения о подлинности. Таким посредником может выступить доверенная галерея или аукцион (включая наш собственный AI Аукцион). Это нормальная практика. Покупатель отдает деньги посреднику, забирает картину, относит на экспертизу. Если все ОК — посредник отдает деньги продавцу. Ну а если фальшак, то продавцу отдается назад картина, а посредник возвращает покупателю его же деньги, за вычетом комиссии.
4. С настороженностью относиться к неподтвержденному провенансу (истории бытования картины). Такие вкрадчивые истории, как «целых 50 лет картина находилась в одной семье, куда была подарена художником», «лично приобреталась у художника», а уж тем паче «найдена на чердаке, в старой квартире», можно и нужно смело пропускать мимо ушей. Значение имеют доказательные вещи: фото в каталогах прижизненных выставок, в монографиях (да и то не в любых). Причем ссылкам на литературу даже с указанием номера страницы слепо доверять нельзя. Нужно найти это издание и проверить. Если полениться и не сделать этого (как ленятся составители некоторых аукционных каталогов), то результат может вас сильно и неприятно удивить.
5. С осторожностью относиться к подтверждениям подлинности от родственников художника. Есть, конечно, непререкаемые авторитеты. Скажем, подтверждение Ольги Лабас, племянницы Александра Лабаса, которая глубоко знает творчество и руководит Фондом Лабаса, решает все вопросы. Подтверждения по Вулоху, Рогинскому, Сидуру, Слепышеву, Свешникову можно и нужно получать в семьях. И рынок эти подтверждения принимает. А бывают родственники, в наследии не разбирающиеся. И чтобы не попасть впросак, хорошо бы уточнить на форуме, насколько котируются подписанные ими подтверждения.
6. При любых сомнениях лучше отказаться от покупки. Картин впереди будет еще немало, не стоит терзаться по поводу якобы упущенной возможности. Будет гораздо хуже, если увлечься, довериться и купить фальшак. В лучшем случае это испортит настроение коллекционеру в начале пути, а кто-то и вовсе окончательно разочаруется в коллекционировании.
Прочитав все пункты, начинающему коллекционеру впору пригорюниться. Кругом жулики? Это как же, ничего не покупать теперь совсем? Нет, не так. Покупать, конечно, можно. Но в местах, вызывающих доверие. Просчитывая развитие негативного сценария: сможете ли вы вернуть работу, если что-то пойдет не так? Одно дело — заморский аукцион с гарантией один месяц (словно специально, чтобы никто не успел сделать экспертизу). А другое дело — галерея с 20-летней историей, член МКААД, или аукцион с хорошей репутацией в Москве. К слову, чем публичнее продажа, тем меньше вероятность пропустить подделку. Когда картина выставляется на аукцион, выставку-продажу или на антикварный салон, ее видят многие знатоки и разбирающиеся коллекционеры. В случае сомнений в подлинности они не стесняются подать сигнал тому же аукциону. И аукционы на эти сигналы реагируют. Даже у нас на AI Аукционе после всех проверок на 2 960 выставленных лотов было три случая (то есть 0,1 %), когда лот снимали с торгов: коллекционеры, спасибо им, вовремя дали знать о проблеме.
Мнения экспертов, консультантов, знатоков, спору нет, важная информация, которую нужно учитывать любому начинающему коллекционеру. Тем не менее окончательный выбор и принятие решения всегда будет лежать на том, кто платит деньги. Так что самым надежным контролером для коллекционера остаются собственные знания, опыт и интуиция. Успешные коллекционеры разбираются в предмете своего интереса не хуже экспертов, которых привлекают, скорее, чтобы сверить мнения и оформить заключение. Те же, кто полагаются преимущественно на консультантов, а не на собственные знания и чутье, рискуют попасть в различные неприятные истории. Подобные такой. Поэтому начинающему, да и вообще любому коллекционеру стоит всегда держать в голове афоризм одного из участников форума: экспертиза экспертизой, а мозги нужно иметь свои.
Источники:
AI: Фальшивки массового поражения;
AI: «Одалиска» против «Кристис». Чья взяла?
Lenta.ru: Искусствоведение строгого режима;
AI: Продажа книги Партона о Гончаровой запрещена в России;
AI: Фальшивые заключения якобы Центра им. Грабаря. Сводный перечень
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20161004_false.html
https://artinvestment.ru/invest/collector/20161004_false.html
When quoting reference to the https://artinvestment.ru without fail
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.
- 16.08.2022 Расследование ФБР подрывает репутацию Художественного музея Орландо Отменены три выставки, из собрания отозваны отдельные работы
- 14.08.2020 Face mask for $1.5 million In this sum cost the unnamed "billionaire from Shanghai" ordering a mask of gold and diamonds from the jewelry company Yvel
- 14.08.2020 A special contract for buyers of art of authors of African descent For fight against speculators, Christie's has developed a list of conditions of purchase
- 13.08.2020 Cultural institution in the U.S. last year spent $7.9 billion This year a repeat result is not obtained – loss of art-индустрии the United States already amounted to $150 billion And this is not the final figure
- 13.08.2020 Biography Yayoi Kusama will be released as a graphic novel With the history of one of the most successful contemporary artists in the form of a comic book will be available from 15 September 2020
- 03.08.2018 Торги «Антиквариума» 28 июля. Краткие итоги Наторговали на 3,6 миллиона рублей — 131 % от эстимейта. Одним из топ-лотов стала работа Владимира Немухина, проданная за 240 тысяч
- 25.07.2018 Очередной аукцион #всёпорублю в «Литфонде» принес почти 4,5 млн.руб. Топ-лотом стала икона «Богоматерь Владимирская» — 600 тыс. руб.
- 24.07.2018 «Русская Эмаль» торжественно закрывает сезон и уходит в отпуск На завершающих торгах 14 июля «Русская эмаль» порадовала участников Кандинским, целой коллекцией нэцкэ и произведениями Пыжовой
- 16.07.2018 Краткие итоги сороковых живописных торгов «Кабинета» Аукционный дом «Кабинет» проводит последние торги сезона и уходит в отпуск до осени, вслед за своими игроками
- 03.07.2018 Коротко о главном: итоги аукциона 28 июня в «Литфонде» Рейтинг возглавляют классики русской литературы, а сказочники продолжают удивлять
- 12.08.2020 Literature: Piroska Dossey. Sold! The book is about the phenomenon of pricing, the original title of which was ahead of its time in a decade
- 07.08.2020 Movies: "the Cool school" The emergence of abstract expressionism on the West coast of the United States the voice of the Big Lebowski
- 06.08.2020 Cross-trades in the summer of 2020. ArtTactic Report Analysis of auction sales of a new format with the participation of the old masters
- 04.08.2020 Opened 27-й auction "twenty-first century. Contemporary Russian art" The catalogue contains artworks of Seeds Agroskin, Alexei Vaulin, Dima Goryachkin, Dasha Delone, Anna Laurel, Denis Mikhailov, Andrei Munz, Arman Sirunian, Kathy-Анны Taguchi and Tatiana Yang
- 31.07.2020 10 most unusual ArtTech-стартапов 2020. Part 1 AI talks about young companies whose ideas have become especially popular with the onset of the quarantine
- 07.03.2023 Неизвестный известный Серж Иванов (1893–1983) История происхождения ранних картин С.П.Иванова
- 17.06.2022 Выставка Люси Вороновой в галерее Atelier CHOUTKO На выставке будут представлены живописные произведения Вороновой разных лет и состоится премьера ковра ручной работы, созданного художницей совместно с Atelier CHOUTKO
- 14.03.2022 Эрмитаж потребовал досрочно вернуть работы, участвующие в итальянских выставках В Россию в ближайшее время вернутся около 25 картин
- 30.07.2020 In Saint-Петербурге opened the exhibition "Artists and collectors — to the Russian Museum. Gifts. 1898-2019. Favorites" The exhibition, held simultaneously on all the main belt, has collected more than 1,500 items donated to the Museum since the founding of the
- 27.07.2020 Fedor Rokotov exhibition opens at Historical Museum of Moscow A collection of works of the famous Russian portrait painter XVIII veka will showcase on 29 July 2020
Top 29
- 1. Leonardo da Vinci$450,3 million
- 2. Pablo Picasso$179,4 million
- 3. Amedeo Modigliani$170,4 million
- 4. Qi Baishi$144 million
- 5. Francis Bacon$142,4 million
- 6. Alberto Giacometti$141,3 million
- 7. Edvard Munch$119,9 million
- 8. Claude Monet$110,7 million
- 9. Jean-Michel Basquiat$110,5 million
- 10. Andy Warhol$105,5 million
- 11. Roy Lichtenstein$95,4 million
- 12. Edward Hopper$91,87 million
- 13. Jeff Koons$91,075 million
- 14. David Hockney$90,3 million
- 15. Robert Rauschenberg$88,8 million
- 16. Gustav Klimt$87,9 million
- 17. Mark Rothko$86,9 million
- 18. Kazimir Malevich$85,81 million
- 19. Barnett Newman$84,2 million
- 20. Vincent van Gogh$82,5 million
- 21. Henri Matisse$80,7 million
- 22. Auguste Renoir$78,1 million
- 23. Peter Paul Rubens$76,7 million
- 24. Konstantin Brancusi$71 million
- 25. Cy Twombly$70,5 million
- 26. Fernand Léger$70,06 million
- 27. Willem de Kooning$68,9 million
- 28. Zao Wou-Ki$65,2 million
- 29. Paul Cezanne$60,5 million
- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine