Художник недели: Ладо Гудиашвили
История, ценовые и маркетинговые показатели легенды грузинского авангарда Ладо Гудиашвили, в творчестве которого национальные традиции гармонично сплелись с последними достижениями европейского модернизма
Годы жизни: 1896–1980
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Ладо (Владимир Давидович) Гудиашвили родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в 1896 году. В 1914 году он окончил Тифлисскую школу живописи и скульптуры, а уже в 1915-м прошла его первая персональная выставка. Гудиашвили окунулся в стремительный круговорот художественной жизни столицы, которую в то время называли «маленьким Парижем».
С середины 1910-х годов в Тифлис начали приезжать поэты и художники авангардных направлений, спасаясь сначала от войны, а затем и революции. Здесь жили и работали Сергей Судейкин и Алексей Кручёных, Василий Каменский и Николай Евреинов, Кирилл и Илья Зданевичи. Художественная сцена Тифлиса, беспрестанно обогащавшаяся новейшими русскими и европейскими тенденциями, не отводила пристального взгляда от народного искусства и традиций. Гудиашвили вместе с Давидом Какабадзе, впоследствии лидером грузинского кубизма, участвовали в местных археологических и этнографических экспедициях, изучали древнее искусство, средневековые росписи. Немалую роль в этом интересе к местному наследию сыграло творчество легендарного самоучки Нико Пиросманишвили, которое ошеломило русских лидеров авангарда и оказало определенное влияние на примитивистский период Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Глубоко национальным по духу и сюжетике творчеством «грузинского Руссо» увлекались все, в том числе и Гудиашвили, который лично познакомился с Пиросмани в 1915 году.
Гудиашвили участвовал фактически во всех начинаниях литературно-художественной интеллигенции второй половины 1910-х годов, с большей частью которой его связывала дружба или близкое знакомство. Он тесно общался с лидерами объединения «Голубые Рога» Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, а в 1919 году, вместе с Сергеем Судейкиным и Давидом Какабадзе, расписал стены кафе «Химмериони» — прибежища поэтов-символистов. Гудиашвили входил в круг «Синдиката футуристов», организованного И. Зданевичем, А. Кручёных, И. Терентьевым, оформлял футуристические книги и журналы. В 1919 году картины Гудиашвили были показаны на выставке грузинских художников в тифлисском Храме Славы. Участие в ней принесло Гудиашвили большую удачу: Общество поощрения художников отправило его вместе с Давидом Какабадзе и Шалвой Кикодзе на стажировку в Париж.
В бурлящем центре европейской художественной жизни Гудиашвили и его товарищи быстро завели знакомства в богемной среде квартала Монпарнас, сформировавшейся вокруг кафе «Ротонда». Амедео Модильяни, Фернан Леже, Леонард Фужита, Пабло Пикассо, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Сергей Дягилев — вот неполный круг тех, кто бывал в «Ротонде» и кого хорошо знал общительный Гудиашвили. Он участвовал в балах, маскарадах и творческих вечерах «Союза русских художников», костюмированных «Балах четырех искусств». Вскоре по приезде он показал четыре свои работы на Осеннем салоне, впоследствии стал постоянным экспонентом. В парижских галереях проходили персональные выставки Гудиашвили, коллекционеры и критика проявляли к нему все больший интерес. В 1925 году в галерее Жозефа Бийе состоялась персональная выставка Гудиашвили, статью для ее каталога написал известный симпатизант кубизма, поэт Андре Сальмон. По случаю выставки в газете Le Monde вышла статья Мориса Рейналя о творчестве Гудиашвили (впоследствии Рейналь переиздал ее с дополнениями в виде монографии).
Именно в творческой среде Парижа сложилась манера художника. За рубежом он продолжал работать с грузинскими мотивами и типажами. В их трактовке линейность восточного искусства встретилась с обобщенностью фигур, наследующих работам прошедших через этап кубизма Пикассо и Модильяни; композиционные приемы персидской миниатюры и укорененная в народном искусстве монументальность изображения переплелись с зарождавшимся в Европе ар-деко с его вниманием к экзотике и древним культурам. Емко описал его искусство Тициан Табидзе: «Можно сказать, что творчество Ладо Гудиашвили развертывается в некоем треугольном пространстве, ограниченном грузинскими фресками и персидскими миниатюрами, примитивизмом Нико Пиросмани и современной левой французской живописью»2.
Центральный образ искусства Гудиашвили, безусловно, женский — восточная красавица с огромными глазами, прототипы которой можно искать не только в средневековом грузинском искусстве, но и эллинистических фаюмских портретах и еще раньше, в художественной культуре Древнего Востока. Символизм произведений Гудиашвили, поэтического, мистического толка, подкреплен ярким, многосложным и вместе с тем «негромким» колоритом с преобладанием синих и зеленых тонов. Его работы мифологичны и аллегоричны, и в них часто включаются животные: кони, львы и в особенности лани — последние стали чем-то вроде авторского знака художника. Работы Гудиашвили исполнены изящного, грациозного, порывистого движения, заключенного в гибкие, извивающиеся линии силуэтов.
Париж открывал перед Гудиашвили широкие возможности, однако он, тоскуя по родине, вернулся в Грузию, уже советскую. В 1926 в Тифлисе состоялась отчетная выставка работ, созданных им в Париже. Публика приняла художника более чем благосклонно, хотя и не обошлось без непонимания со стороны официальной критики. Как и многие художники авангарда, по-настоящему свободным в творческих поисках Гудиашвили мог себя чувствовать лишь в сценографии — он работал над декорациями спектаклей для театров имени Шота Руставели, Котэ Марджанишвили, был художником-постановщиком кинофильмов.
В 1928 году Гудиашвили участвовал в 16-й Венецианской биеннале современного искусства, его работы выставляли в Европе, Америке и СССР. В 1927–1932 годах он занимал место профессора и члена правления Тифлисской академии художеств. Гудиашвили был одним из самых ценимых и знаменитых как на родине, так и за рубежом художников Грузии, что во многом определило относительную лояльность к нему советской власти. Конечно, ему пришлось отказаться от слишком уж смелых модернистских экспериментов, а иногда и записывать свои ранние работы, подгоняя их под новые вкусы. Тем не менее Гудиашвили не терял статуса любимого национального живописца — даже несмотря на то, что в 1946 году он был исключён из ВКП(б) за роспись церкви Кашвети в Тбилиси. В 1957-м он был удостоен звания Народного художника Грузии, а в 1972-м — Народного художника СССР.
Ладо Гудиашвили умер в Тбилиси в 1980 году. Творчество художника было хорошо известно в СССР, однако после того, как его персональная выставка прошла в Москве в 1958 году (в ВЗ Союза художников СССР на Кузнецком мосту), в русской выставочной истории Гудиашвили последовал полувековой перерыв. Следующая персональная экспозиция живописца прошла в Государственной Третьяковской галерее лишь в 2009–2010 годах. Позже работы Гудиашвили стали важнейшей частью группового проекта «Грузинский авангард. 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний» в ГМИИ им. А. С. Пушкина (2017).
Работы Ладо Гудиашвили находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, Государственного музея народов Востока, Московского музея современного искусства, Государственного музея искусств Грузии в Тбилиси, Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Ладо Гудиашвили входит живопись, проданная на зарубежных аукционах в разные периоды. Третий результат был достигнут осенью 2007 года на «русских неделях» Sotheby’s в Лондоне: живопись «Зеленые нимфы» (1925, холст, масло) ушла с торгов за $1 202 099. Вторую позицию в ценовом рейтинге художника обеспечил парижский дом Aguttes: в 2005-м за большеформатную работу «В кабаре» (1920–1926, холст, масло) заплатили $1 210 744. Ныне действующий рекорд был установлен в 2012-м: на торгах Sotheby’s живопись «У черного ручья» (1925, холст, масло) купили за $1 501 475 при эстимейте $ 961 200–$1 281 600.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 184 раза были выведены на аукционные торги, из них графика — 130 работ, живопись — 42 работы, смешанная техника — 8 работ, тиражная продукция — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $73,8 тыс., медианная стоимость — $7,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $7,23 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 98 к 86 (53 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2007 | 30 | 23 | 77 | 7 |
2008–2015 | 95 | 47 | 49 | 48 |
2016–2021 | 59 | 28 | 47 | 31 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Франция | 51 | 25 | 49 | 26 |
РФ | 48 | 29 | 60 | 19 |
Великобритания | 46 | 30 | 65 | 16 |
США | 31 | 10 | 32 | 21 |
Австрия | 2 | 0 | 0 | 2 |
Бельгия | 2 | 1 | 50 | 1 |
Испания | 2 | 2 | 100 | 0 |
Германия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Швейцария | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | |||||||
1 | Три красавицы | 2017 | 5 056 | 2018 | 2 282 | 1 | Литфонд, Москва | –2 774 | –54,9 | |
2 | Полет | 2015 | 17 160 | 2017 | 9 625 | 2 | Литфонд, Москва | –7 535 | –22,0 | |
3 | Мечтатели, Ортачала | 2014 | 164 948 | 2017 | 58 210 | 3 | Hargesheimer Kunstauktionen, Дюссельдорф | –106 738 | –21,6 | |
4 | Набросок семи фигур | 1997 | 4 498 | 2001 | 2 142 | 4 | Poulain, Париж | –2 356 | –13,1 | |
5 | Мечтатели, Ортачала | 2009 | 329 775 | 2014 | 164 948 | 5 | Sotheby's, Лондон | –164 827 | –10,0 | |
6 | Портрет девушки | 2014 | 5 680 | 2015 | 5 751 | 1 | Bonhams, Лондон | 71 | 1,3 | |
7 | Падение. Иллюстрация к сказке | 2019 | 1 140 | 2019 | 1 170 | 1 | Литфонд, Москва | 30 | 2,6 | |
8 | Полулежащие одалиски | 2006 | 34 988 | 2012 | 43 126 | 6 | Christie's, Лондон | 8 138 | 3,9 | |
9 | Сбор винограда | 2014 | 3 244 | 2017 | 6 230 | 3 | Литфонд, Москва | 2 986 | 30,7 | |
10 | Вид Сванетии. Грузия | 2001 | 42 555 | 2013 | 237 564 | 12 | Sotheby's, Лондон | 195 009 | 38,2 | |
11 | Прогулка поэтов | 2018 | 23 400 | 2019 | 50 322 | 1 | MacDougall's, Лондон | 26 922 | 115,1 | |
12 | Лето в Брюникеле | 2000 | 2 142 | 2001 | 5 107 | 1 | Sotheby's, Лондон | 2 965 | 138,4 | |
13 | Вид Сванетии. Грузия | 2000 | 10 710 | 2001 | 42 555 | 1 | Sotheby's, Лондон | 31 845 | 297,3 |
Работы Ладо Гудиашвили имеют 13 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 38,9 %. Медианный CAGR составляет 2,6 %. Корреляция между периодом владения и уровнем доходности сделки довольно слабая — разве что можно отметить отсутствие повторных продаж в течение 10 лет, с 2002-го по 2012 год. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 185 % от среднего эстимейта — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму почти в два раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 44 % продаж.
В определенном смысле судьба грузинского авангарда в СССР схожа с судьбой авангарда русского — только в мировом масштабе. Но если художников «Бубнового валета», оставшихся в Союзе, в течение многих десятилетий отделял от Запада железный занавес, то самобытных грузинских живописцев просто держали подальше от Москвы. «Переучившиеся» в соцреалистов художники оседали в столице СССР, несогласные — продолжали работать в Тифлисе. Что говорить, если о самом Нико Пиросмани в стране «вспомнили» только накануне персональной выставки в Лувре в 1969 году: по заказу Гостелерадио СССР о великом грузинском художнике в том же году был снят художественный фильм, который затем получил награды на международных кинофестивалях в Чикаго (Гран-при) и Азоло (лучший биографический фильм). Тем временем и Ладо Гудиашвили, и Давид Какабадзе после европейских успехов 1920-х на долгие годы осели в столице Грузинской народной республики.
Рынок советских грузинских художников в пределах орбиты русского искусства не был подвержен резким ценовым перепадам в 2005-2007 годах, когда устанавливались рекорды русского авангарда и современных авторов. Пиковые показатели были достигнуты позже — коллекционеры (причем не только отечественные, но и зарубежные) обратили на него внимание уже после кризиса 2008/2009 годов: из 20 топ-продаж Ладо Гудиашвили 11 пришлись на период с 2010 по 2013 год, одновременно выросла и средняя стоимость графики художника. Выставка ведущих грузинских художников, проведенная ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2017-м, придала самобытному авангарду новый виток развития, добавив к западным почитателям российских коллекционеров.
Знатоку искусства, считающему основателями русского авангарда Михаила Ларионова и Наталью Гончарову, следует помнить, что обоих художников в свое время вдохновляли работы великого Нико Пиросмани. Точно так же своим учителем Пиросмани почитал и Ладо Гудиашвили, которому удалось по тем временам невероятное: после успеха в Париже сохранить авангардные традиции в сердце советской Грузии.
1 Цит. по: artchronika.ru.
2 Табидзе Т. Ладо Гудиашвили // Табидзе Т. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. Тбилиси, 1966. С. 171. Цит. по: nasledie-rus.ru.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210208_gudiashvili_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210208_gudiashvili_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.