Art Investment

Грузинский авангард 1900–30-х в Пушкинском музее

В Отделе личных коллекций 8 декабря откроется выставка работ известных грузинских художников — Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и др.

Впервые в России пройдет столь масштабная выставка работ грузинских художников первой трети ХХ века. Зрители увидят произведения Нико Пиросманашвили (Пиросмани) (1863–1918), Владимира (Ладо) Гудиашвили (1896–1980), Давида Какабадзе (1889–1952), Кирилла Зданевича (1892–1969), Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна) (1891–1966), Елены Ахвледиани (1901–1975), Ираклия Гамрекели (1894–1943), Петрэ Оцхели (1907–1937) и Зиги (Сигизмунда) Валишевского (1897–1936). Всего собрано более 200 произведений живописи, станковой и театрально-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.

Главная идея выставки — показать богатейшее художественное наследие грузинского искусства эпохи авангарда и подчеркнуть исторические и культурные связи двух стран, сформировавшиеся столетия назад и плодотворно развивавшиеся в разных областях искусства, истории и культуры.

В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем». Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры, режиссер МХТ и создатель Свободного театра в Москве Константин (Котэ) Марджанишвили в Грузии успешно сотрудничал с молодыми художниками Петрэ Оцхели и Ираклием Гамрекели. Здесь выступали Владимир Маяковский и Осип Мандельштам, в Тифлис переехали поэты Василий Каменский и Алексей Кручёных, в консерватории преподавал Генрих Нейгауз. Философ Георгий Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику».

В 1910-е годы Давид Какабадзе, братья Зданевичи, Александр Бажбеук-Меликян и другие отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами. В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями А. Руссо, вокруг которого в начале 1900-х объединились П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен и многие другие. Для грузинских художников нового поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства.

В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Гудиашвили учился в Академии Рансона; Кирилл Зданевич — в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников.

Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после советизации Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов. В марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году — Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов. Затем, в обстановке жестких политических репрессий откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века случился трагический перелом, обычный для своего времени.

Экспозиция выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина займет три этажа здания Отдела личных коллекций. На первом будут размещены работы Давида Какабадзе, а также будут демонстрироваться фрагменты из фильмов, в создании которых принимали участие герои выставки («Моя бабушка» — художник-постановщик И. Гамрекели, «Соль Сванетии» — художник-постановщик Д. Какабадзе, «Саба» — художники-постановщики Л. Гудиашвили и Д. Какабадзе, «Хабарда» — художник–постановщик Л. Гудиашвили и другие). На втором этаже будет представлено творчество Л. Гудиашвили («Юноша с ланью» и «Весна (Зеленая женщина)», «Поэт Галактион Табидзе и “Синие кони”» (1919), «В волнах Цхенис-Цкали» (1925)), А. Бажбеук-Меликова («В парке» и «Тир» (1919)), Е. Ахвледиани («Аджарец» (1927)) и К. Зданевича («Оркестровый автопортрет» (1918)). Большой раздел выставки посвящен театру: зрители увидят театральные костюмы, эскизы декораций и костюмов работы И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели.

Третий этаж посвящен творчеству Н. Пиросмани. Среди шедевров на выставке будут представлены «Пастух в бурке», «Девочка и гусыня с гусятами» (1917), «Брат и сестра», «Портрет Ильи Зданевича» (1913). Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина в экспозиции третьего этажа будут представлены работа Зиги Валишевского «Женская гимназия в Тифлисе» (1918), а также книга «1918» (В. Каменский, А. Кручёных, К. Зданевич).

В подготовке проекта приняли участие Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Московский музей современного искусства, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства. Открыли для научной работы свои архивы и оказали поддержку Национальный музей Грузии им. Ш. Амиранашвили, киноконцерн «Грузия-фильм», Музей-библиотека им. И. Гришашвили и другие.

В рамках проекта подготовлено издание, включающее ряд научных статей, написанных международным коллективом авторов, каталог всех представленных на выставке произведений, а также альбомную часть с полноформатными красочными иллюстрациями. Кураторы выставки — Ивета Манашерова, Елена Каменская. Авторы идеи выставки — Марина Лошак, Тамаз Манашеров, Михаил Каменский.

Источник: arts-museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161128_georgian_avangard.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20161128_georgian_avangard.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».