Художник недели: мастер инсталляций Кэди Ноланд — идейная затворница
ARTinvestment.RU   18 января 2013

ARTinvestment.RU продолжает знакомить читателей с яркими представителями современного концептуального искусства, так или иначе заявившими о себе в 2012 году

ARTinvestment.RU продолжает знакомить читателей с яркими представителями современного концептуального искусства, так или иначе заявившими о себе в 2012 году.

Сегодняшняя героиня — Кэди Ноланд — концептуальный скульптор постмодернизма и мастер инсталляции. Она находится на 3-м месте в рейтинге художников, чьи произведения на открытом рынке показали самый большой рост относительно показателей 2000 года по версии Bloomberg, с результатом + 5,488 % (занять эту позицию художнице позволила рекордная для ее творчества цена в 6,6 миллиона долларов).

Дочь знаменитого художника-абстракциониста Кеннета Ноланда, одна из «самых ярких, влиятельных и самобытных представителей концептуального искусства 1980–90-х» Кэди Ноланд родилась в 1956 году в Вашингтоне, окончила колледж Сары Лоуренс, одно из самых дорогих и престижных учебных заведений Америки, его же в свое время заканчивали Йоко Оно, Брайан де Пальма и другие известные представители культуры и искусства.

Выросшая в артистической среде бурных 1970-х годов, Кэди Ноланд не могла не испытать влияния таких художников своего поколения, как Сидни Шерман, Ричард Принс, Барбара Крюгер, в творчестве которых общество потребления и растущее влияние в нем масскультуры и массмедиа безжалостно раскрывались в самом неприглядном виде, причем использовались для этого обличения нетривиальные изобразительные средства, в том числе элементы этой самой масскультуры, освоенные художниками в качестве собственных изобразительных приемов. И неудивительно, что проникновение массмедиа в повседневную жизнь людей и в искусство, темная сторона жизни и идея иллюзорности «американской мечты» заинтересовали Ноланд еще в студенческом возрасте. В 1987 году она публикует эссе «По направлению к метаязыку зла» (Towards Metalanguage of Evil), в котором последовательно и подробно раскрывает тему взаимоотношений агрессора (это может быть маньяк или сама система) и его жертвы и отражения ее в масскультуре. В качестве примеров подобных взаимоотношений она использует множество психологических коллизий, почерпнутых в телесериалах вроде «Династии», книгах Хэмингуэя, фильмах Хичкока и пр. В этом эссе Ноланд очерчивает круг тем, которые занимают ее в тот период и будут занимать до середины 1990-х, когда она отойдет от активной публичной жизни.

Сегодня Кэди Ноланд является практически затворницей — широкой публике почти ничего не известно о ее частной жизни и новых работах (до момента их открытого появления), и даже в своих редких интервью она уделяет внимание вопросам философии и мировоззрения и не рассказывает о себе. Подозревают даже, что последние 10 лет она намеренно создает дымку таинственности и информационную пустоту вокруг своего имени, чтобы придать дополнительный вес своему творчеству.

За полтора десятилетия активной творческой деятельности Ноланд посредством множества громких заявлений и своих инсталляций удалось заставить публику задуматься над многими серьезными проблемами общества.

В ранних работах середины и конца 1980-х годов она обращается к идее американской идентичности и проблеме жестокости и неумеренного потребления в современном обществе. Ее скульптуры и инсталляции этого периода представляют собой смешение металлических труб, дорожных знаков, полицейских значков, американских флагов, банок из-под пива и других отходов, производимых представителями американского среднего класса, и раскрывают людскую одержимость постоянным потреблением (вещей, информации, эмоций) и изнанку американской культуры. Ноланд часто использует в этот период прием контраста — помещает уличные объекты (цепи, почтовые ящики, уличные фонари, части автомобилей) в окружение домашних вещей.

Тогда же она начинает заниматься шелкографией, которую считает одним из самых выразительных приемов, и теперь уже с ее помощью продолжает работу над темой взаимоотношений агрессора (убийцы, маньяка) и его жертвы, начатую в эссе «По направлению к метаязыку зла» (1987). Героями работ конца 1980-х — начала 1990-х она избирает Патти Херст (внучку американского миллиардера и газетного магната Уильяма Херста, жертву киднеппинга, присоединившуюся к похитителям, затем — преступницу по кличке Таня, судимую за ограбление банка, — один из самых ярко освещенных прессой примеров стокгольмского синдрома) в работах «Таня. Преступление» (Tanya as a Bandit, 1989) или «Безымянная Патти Херст» (Untitled Patty Hearst, 1989) и Ли Харви Освальда (единственного подозреваемого в убийстве американского президента Дж. Ф. Кеннеди, убитого Джеком Руди при переводе в тюрьму практически в прямом эфире) в работе — «Озвальд» (Oozewald, 1989).

Кэди Ноланд использует образы, растиражированные СМИ, — вырезки из газет, кадры хроники — увеличивает их и с помощью шелкографии наносит на листы алюминия, а потом фигурно их вырезает. Затем, чтобы придать больше выразительности своей идее, она делает в некоторых фигурах дополнительные отверстия, имитируя следы пуль. Так появляются ее скульптуры.

Ноланд в своих композициях часто создает образы, которые вне контекста привлекательны и невинны, но если знаешь историю, то они — изображения чудовищ. «Насилие является частью жизни в Америке и имеет положительную репутацию», — говорит художница в одном из своих интервью. Так, в середине 1990-х Ноланд обращается к образам группы Чарльза Мэнсона («Семья Мэнсона» — коммуна, состоящая из американских маргиналов, большей частью молодых женщин, на счету которой несколько массовых убийств), Бетти Форд (супруга президента США Джеральда Форда, в 1982 году основавшая Центр Бетти Форд — организацию по борьбе с алкоголизмом и наркотической зависимостью, которыми сама она страдала на протяжении многих лет) и других актуальных персонажей.

В конце 1990-х инсталляции и скульптуры Ноланд приобретают более социальный, с элементами дидактики, что ли, оттенок. Теперь ее интересует то, что общество потребления выплевывает, пропускает через себя, — и появляются такие работы, как «Рассыпанный мусор знаменитостей» (Celebrity Trash Spill, 2000-е) или «Без названия (Корзина)» (Untitled (Basket), 1998–2003).

Работы Ноланд вызывают стойкий интерес, иногда граничащий с ажиотажем, и в среде специалистов, и среди коллекционеров, и даже у обычной публики (надо сказать, что эти три категории ценителей прекрасного редко достигают такого единодушия). Чем они интересны? Во-первых, людей всегда привлекает насилие, во-вторых, работы Ноланд актуальны в буквальном смысле этого слова (или даже историчны), и, в-третьих, приманкой служит флер таинственности вокруг самого имени художницы: последний раз оно появилось в прессе в прошлом году — в связи со скандалом с аукционным домом Sotheby’s и в нынешнем рейтинге Bloomberg.

Произведения Ноланд находятся в собрании MOCA. Ее персональные выставки с успехом проходили в США, Японии, Европе, а работы продаются ведущими аукционными домами мира — в частности, Sotheby’s или Phillips de Pury. Однако в 2013 году будет уже больше 11 лет с тех пор, как художница показала свою новую работу. Что это? Отказ от идей? От творчества? Или Кэди Ноланд еще заявит о себе?

Источники: contemporaryartdaily.com, briansholis.com, jca-online.com, vice.com, guggenheim.org, wikipedia.org, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130118_cady_noland.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130118_cady_noland.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх