Художник недели. Владимир Немухин
В галерее «Романовъ» на днях открылась выставка «Владимир Немухин. Скульптура». AI поздравляет Владимира Николаевича и устроителей с этим событием и рассказывает о судьбе и творчестве одной из главных фигур в послевоенном неофициальном искусстве
До 20 июня 2010 года в галерее «Романовъ» (
Для большинства почитателей творчества Владимира Николаевича Немухина, которому в этом году исполнилось 85 лет, главными «ключевыми словами» являются «нонконформизм», «лианозовская группа», «выставка на Энтузиастов», «Пчеловодство», «Бульдозерная выставка», «горком». Действительно, Немухин участвовал почти во всех громких выставках и был участников ключевых процессов в послевоенном неофициальном искусстве. И об этом уже немало написано.
Куда меньше людей знает, что всю войну подростком Владимир Немухин проработал в Москве на приборостроительном заводе. В 1943 году он познакомился с художником Петром Ефимовичем Соколовым (художник из книги «Авангард, остановленный на бегу»), который в тот момент работал хромолитографом в артели декалькомании. Именно Соколов, о котором Немухин вспоминает с большой теплотой, оказал значительное влияние на творческое мировоззрение юного художника и принял участие в его обучении. Немухин вспоминает: «Петр Ефимович собирал свой “музей” — репродукции из дешевых журналов, из газет, все, что удавалось раздобыть. Со временем у него собралась такая самодельная библиотека по искусству, уложенная в папки. И вот, помню, открыл он мне эти папки, а там… Малевич, Шагал… Понятно, что у меня голова быстро кругом пошла. Соколов же открыл мне кубизм, который очень меня увлек». В конце 1943 года, то есть после знакомства с Соколовым, Немухин поступил в изостудию ВЦСПС, в которой в течение трех лет овладевал профессиональными навыками. «Посещал занятия, только когда выходил в ночную смену. Всю войну режим был такой: с восьми утра до восьми вечера — первая смена, а вторая неделя — смена с восьми вечера до восьми утра. Никаких тебе суббот и воскресений — выходные появились только после войны. Так и учился: после ночной смены “отсыпался” три часа и потом к часу дня шел в студию, где занимался три часа…»
Сейчас уже трудно себе представить, что формально все немухинские «университеты» — это только изостудия ВЦСПС, а «дипломом» стала справка о ее окончании.
После учебы во второй половине 1940-х Немухин работал техническим редактором в «Советском графике», потом художником на заводе. В 1952 году вступил в Московское товарищество художников. В 1959 состоялось знакомство Немухина с Оскаром Рабиным (вместе оформляли дворец культуры перед Новым годом). Эта встреча оказалась во многом судьбоносной. Постепенно состоялось вхождение в «лианозовскую группу», апофеозом деятельности которой стала организация и участие в выставке в Беляево, которой суждено было стать «бульдозерной». «Бульдозерную выставку» 1974 года многие исследователи считают рубежной в истории неофициального послевоенного искусства. Именно после той вспышки насилия советские власти ослабили давление на независимых художников. После Беляево состоялись разрешенные выставки в Измайловском лесопарке и павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. А вскоре власти открыли каналы для профессиональной легализации независимых художников через секцию живописи при Горкоме графиков.
Вторая половина семидесятых вплоть до 1986 года — это время, которое Немухин посвятил развитию собственного творчества и организационной работе в живописной секции горкома графиков. «Как представитель горкома я делал персональные выставки Владимира Пятницкого, своих друзей Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. Зверева даже приняли в живописную секцию. Главной и последней моей выставкой в рамках горкома стала “Объект”».
Самой узнаваемой темой с 1960-х годов в творчестве Немухина стали карты — пасьянсы, карточные столы, бубновые валеты. Напротив, в его скульптуре главными стали геометрические, конструктивистские решения и посвящения художникам — Сезанну, Краснопевцеву, Вейсбергу и другим.
На сегодняшний день около 100 работ Немухина находится в известном собрании художников-нонконформистов Нортона Доджа, которое представлено в американском Музее Циммерли. Его работы есть в немецком Музее современного искусства Людвига, нью-йоркском Музее Современного искусства. Из русских музеев работы Немухина приобретены Третьяковской галереей, их можно увидеть в постоянной экспозиции Московского Музея современного искусства (Петровка, 25), в Музее актуального искусства ART4.ru, музее «Другое искусство» и других. Творческий багаж художника насчитывает более 1200 картин, более 2000 рисунков и более 50 скульптур.
Около двух лет назад к традиционным для Немухина деревянным скульптурам, бронзовым отливкам и фарфоровым авторским тарелкам добавилась малотиражная фарфоровая скульптура. Примерно два года назад с его деревянной формы в Германии был выполнен подписной тираж фарфоровых геометрических скульптур, которые на тот момент стоили около 6000 евро.
Малотиражный фарфор Немухина сегодня очень востребован коллекционерами и до аукционов доходит редко, продается преимущественно в формате частных галерейных сделок. Несколько тарелок летом 2008 года продавалось на швейцарском аукционе Koller. В тот раз результаты уложились в ценовой диапазон 2000–4000 долларов. Вообще этот формат вполне может быть рекомендован для микроинвестиций.
Бронзовые скульптуры Немухина на мировых аукционах выставляются с эстимейтами 25–40 тысяч долларов. Одна из самых дорогих продаж в стринге скульптуры — 60 тысяч долларов за «Посвящение Краснопевцеву» в 2007 году на MacDougall’s.
Абсолютный же аукционный рекорд для творчества Немухина был установлен в 2006 году на Sotheby’s. И конечно же, произведением живописи. Очень характерный холст «Незаконченный пасьянс» 1966 года ушел аукционному бойцу за 240 тысяч долларов. Столь удачная продажа подняла общую рыночную планку, но в системную цифру не превратилась. Сейчас хорошая живопись Немухина с правильной карточной темой, правильного периода (вторая половина 1960-х и до второй половины 1980-х) на мировых аукционах находит покупателей в ценовом диапазоне 60–120 тысяч долларов. Крепкая графика в среднем котируется в диапазоне 8–20 тысяч долларов.
Еще по теме:
Умер художник-шестидесятник Владимир Немухин
Немухину — 90!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100421_nemuchin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100421_nemuchin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.