Художник недели. Евгений Рухин
ARTinvestment.RU 24 февраля 2010
Инвестиции в творчество одного из самых ярких представителей московского неофициального искусства
ARTinvestment.RU давно исследует тему перспективных инвестиционных вложений в творчество представителей неофициального советского искусства: на сайте уже были опубликованы материалы о Владимире Янкилевском, Николае Вечтомове, Дмитрии Краснопевцеве и других. Сегодня речь пойдет о Евгении Рухине (1943–1976) — абстракционисте, мастере ассамбляжа, , художнике, чье имя уверенно входит в первый ряд мастеров послевоенного неофициального искусства. О единственном ленинградце, участвовавшем в «Бульдозерной выставке».
В юности Рухин планировал пойти по стопам отца, известного геолога, но неожиданно открыл в себе талант живописца и с головой окунулся в художественную среду. Он начал посещать лекции в ЛВПХУ им. Мухиной, а также изучать (по репродукциям) творения западных авангардистов. В возрасте 20 лет художник написал письмо американскому поп-артисту Джеймсу Розенквисту (James Rosenquist), который не только ответил ему, но и приехал спустя два года в гости. А в 1966 году работы Рухина отправились в Нью-Йорк, на экспозицию в престижной галерее Бетти Парсонс (Betty Parsons), в которой выставлялись такие художники, как Джексон Поллок (Jackson Pollock), Барнетт Ньюман (Barnett Newman), Марк Ротко (Mark Rothko) и Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg).
Молодой художник в самом начале карьеры проявил смелость и готовность отстаивать свой независимый художественный нрав. Его ранняя работа «Стенка» (1962) — вызывающе антидекоративна: Рухин изобразил на холсте стену обычного подъезда, с выцарапанными на ней дурацкими надписями, какие можно найти в любом подъезде. Даже в более поздний период, когда художник писал преимущественно пейзажи, он часто использовал неклассические, «грубые» материалы: брезент, негрунтованный холст. Во второй половине 1960-х живописец познакомился с представителями «лианозовской группы». Огромное влияние на его творчество оказал Оскар Рабин, у которого он часто останавливался, приезжая в Москву. Возможно, отсюда происходит этот мрачный, серо-коричневый рабинский колорит, ставший одной из отличительных особенностей эстетики Рухина. Другой лианозовец, Владимир Немухин, как считают многие, открыл ему возможности коллажа.
Переломным годом в творческой биографии художника стал 1968-й: именно тогда он начал создавать свои ассамбляжи, которые впоследствии были объединены под брендом «классический Рухин». Что только не использовал художник: куски дерева, замки, кружева, елочные игрушки, крышки от люков, гаечные ключи, мышеловки… Все большее значение в творчестве Рухина стали приобретать элементы старины — иконы, обломки антикварной мебели, — что существенно отличает его живопись от произведений американского поп-арта, к последователям которого причисляли ленинградского художника. Стоит отметить, что работы Рухина — это не рельефы, а именно живопись: краску он накладывал как экспрессионисты, страстно.
Стоит отметить, что Рухин был необычайно плодовитым художником: современники вспоминали, что каждые два-три месяца он привозил в Москву около 20–25 картин. В обеих столицах основными покупателями его произведений были иностранцы (как и у большинства неофициальных художников). Говорили, что ленинградская мастерская художника была обязательной остановкой для каждого заезжего дипломата. Рухин участвовал во множестве экспозиций авангардного искусства и не упускал возможности передавать фотографии своих работ иностранным галеристам. В 1974 году он стал одним из организаторов знаменитой «Бульдозерной выставки», о которой написали все западные газеты. Менее чем через два года он трагически погиб. Ночью в его мастерской, заставленной горючими растворителями и краской, случился пожар, причина которого так и не была достоверно установлена. Художник задохнулся в дыму.
Бóльшая часть наследия Рухина находится за границей: помимо работ, купленных зарубежными гостями, это и картины, которые вывезла в Штаты жена художника, эмигрировавшая через несколько лет после его смерти. Его «аукционный дебют» состоялся давно — в 1989 году. Самым дорогим его произведением является картина «Да нет» (1975), 15 апреля 2008 года принесшая на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 220 тысяч долларов. Эстимейт работы, между прочим, составлял всего 60–80 тысяч. Правда, эта цена так и осталось рекордной, большинство продаж сконцентрировались в диапазоне до 100 тысяч долларов. Кроме того, после резкого расширения предложения (на аукционе MacDougall’s однажды проводился даже соло-аукцион Рухина) на торгах не редкостью стал и результат «не продано». Очевидно, в определенный момент рынок был искусственно разбалансирован, но время все расставит на свои места. По мнению ARTinvestment.RU произведения Рухина остаются весьма перспективным для коллекционирования. При этом коллекционерам и инвесторам нужно внимательно относиться к качеству работ, предлагаемых на рынке (качество работ Рухина часто очень «неровное»), и стараться делать покупки без большой переплаты. А с недавних пор нужно обращать повышенное внимание и на подлинность работ: опытные коллекционеры отмечают, что Рухина стали подделывать.
С точки зрения массового интереса публики творчество Евгения Рухина обладает большим нераскрытым потенциалом. В альбоме коллекции нонконформистов Нортона Доджа (самого знаменитого зарубежного собрания неофициального искусства) работа Рухина украшает обложку. А в России же у художника не было пока ни крупных ретроспективных выставок, ни значительных монографий. Рано или поздно все будет. Так что многим еще предстоит знакомство с творчеством Рухина, а цены на его работы после выставок, скорее всего, значительно вырастут.
Источники:
P. S. На сайте ARTinvestment.RU также можно почитать:
Вечер памяти Евгения Рухина в Русском музее
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100224_evgeny_rukhin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100224_evgeny_rukhin.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн