- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
Художник недели. Аршил Горки
ARTinvestment.RU 27 января 2010
Какие произведения знаменитого армянского авангардиста больше всего котируются на арт-рынке?
Творчество Аршила Горки (Arshile Gorky) играет не первый взгляд не самую очевидную, но очень важную роль в становлении послевоенного американского авангарда. Многие исследователи считают, что его монументальная живопись 1940-х годов, где чувственные органические формы пульсируют и растворяются в туманностях красок, предвосхитила абстрактный экспрессионизм и оказала влияние на таких художников, как Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) и Марк Ротко (с первым Горки дружил, а второй в 1925-м был его учеником).
Впрочем, творчество самобытного художника вряд ли можно отнести к какому-то одному течению. «Искусство Горки всегда рассматривалось как мостик между сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, и ввиду этого его особого положения иногда возникали сложности», — говорит Майкл Тейлор (Michael Taylor), куратор отдела модернизма Художественного музея Филадельфии, где 10 января завершилась первая за 30 лет крупная ретроспектива художника. В этом году выставку также примут лондонская галерея Тейт Модерн и лос-анджелесский Музей современного искусства. Организаторы ретроспективы стремились не только показать значение Горки в истории мирового искусства, но и представить своеобразный «портрет» художника, отделить его истинную историю от придуманных им самим мифов. В этом им помогло тесное сотрудничество с 88-летней вдовой художника, а также изучение трех биографий, изданных за последние десять лет.
Настоящее имя Горки — Востаник Адоян. Он родился, предположительно, в 1902 году, в селе Хоргом, расположенном на территории Турецкой Армении. В 1915-м семья будущего художника, спасаясь от геноцида, бежала в Ереван, тогда принадлежавший Российской Империи. Спустя пять лет Востаник отправился в США. Там он, как говорится, «заново изобрел себя», придумав псевдоним и дополнив свою биографию несколькими вымышленными фактами. В частности, художник утверждал, что приходится двоюродным братом Максиму Горькому. А премудрости живописи, по его словам, он постигал в Париже, под руководством самого Василия Кандинского. В действительности все обстояло намного прозаичней: Горки учился писать картины, имитируя стиль Сезанна, Пикассо, Матисса, Леже и Миро. 1920-е и 1930-е были его «ученическим» периодом, и только в начале 1940-х художник разработал свой собственный стиль. Большое влияние на Горки оказал чилийский сюрреалист Роберто Матта (Roberto Matta), который показал ему важность импровизации и автоматизма.
«Аромат абрикосов в полях» (1944) — типичная работа Горки зрелого периода, где выполненные на пленэре зарисовки пахотных инструментов, цветов и насекомых трансформируются в одну абстрактную композицию. Это пульсирующее красочное тело в омутах красного и оранжевого сообщает всему произведению необычайный эротический заряд. Сейчас картина, в 1995-м проданная за 3,96 миллиона долларов на нью-йоркском Sotheby’s, занимает вторую строчку в списке самых дорогих произведений художника. Те торги, между прочим, стали последними, на которых появился шедевр такого класса. «Хотелось бы, чтобы новый рекорд побила работа сопоставимого качества… но шедеврами Горки могут похвастаться лишь немногие частные собрания», — говорит Тобиас Майер (Tobias Meyer), глава отдела современного искусства аукционного дома. Он отмечает, что были случаи, когда творения Горки продавались в частном порядке за суммы, превышающие 12 миллионов.
Текущий аукционный рекорд на творчество Горки составляет 4,2 миллиона долларов — столько стоит картина «Хоргом» (ок. 1938), проданная на нью-йоркских торгах Christie’s в 2007 году. Четко очерченные абстрактные формы на белом фоне — воспоминание художника о родном доме. «Это замечательное произведение 1930-х годов, которое предвосхищает зрелое творчество Горки», — говорит Роберт Мэнли (Robert Manley), глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s New York. «Если бы сегодня на аукционе появился шедевр конца 1940-х, то итоговая цена бы намного превысила отметку в 10 миллионов. Историческое значение Горки очень велико, и он должен занять подобающее ему место рядом с такими современниками, как Джексон Поллок (Jackson Pollock), Клиффорд Стилл (Clyfford Still) и Виллем де Кунинг, по сравнению с которыми он действительно недооценен».
По словам Роберта Мнухина (Robert Mnuchin), одного из основателей нью-йоркской галереи L&M Arts, изменить ситуацию к лучшему поможет выставка, организованная Майклом Тейлором. «Думаю, что ретроспектива откроет многим глаза [на этого художника], — утверждает дилер, который в последние десять лет реализовал несколько поздних картин Горки и регулярно продает его рисунки и ранние произведения. — Знаменитые деятели послевоенного искусства, без всяких сомнений, оглядывались на него, даже изучали его творчество. Меня удивляет тот факт, что Горки пока не входит в число популярных художников или лидеров арт-рынка, — наверное, дело в том, что его работы редко экспонируются и редко появляются в продаже». Объяснений тому несколько — в частности, весьма небольшое количество сохранившихся картин, менее 400. В 1946 году в его студии в Коннектикуте произошел пожар, уничтоживший значительное число работ. Многие уцелевшие холсты 1940-х, на которые спрос сейчас наиболее высок, находятся в коллекциях крупных музеев, таких как Метрополитен и МоМА в Нью-Йорке и Художественная галерея Олбрайта и Нокса в Баффало. В музее Филадельфии хранится «Темно-зеленая картина», которую подарили покровители, купившие работу в 1994 году на Sotheby’s за 3,52 миллиона долларов.
Полотна более скромного размера, написанные в 1920-х или 1930-х, конечно же, оцениваются ниже. Роберт Мэнли говорит, что они могут принести несколько сотен тысяч долларов. «Работы, созданные до 1943 года, имеют ценность главным образом для исследователей творчества художника и собирателей, у которых есть другие произведения Горки», — говорит Джон Гуд (John Good), директор нью-йоркской Галереи Ларри Гагосяна (Larry Gagosian). В последние 15 лет Гагосян устроил три крупные экспозиции работ художника. Стоит особо отметить выставку 1999 года, центральный экспонат которой, мрачная сюрреалистическая композиция «Ночь. Загадка и ностальгия» (1933–1934), была куплена Музеем изящных искусств Хьюстона за несколько миллионов долларов. Стилистически схожая работа «Впечатление в Хоргоме», выполненная чернилами и карандашом на бумаге, представлена на ретроспективной выставке. Она одолжена организаторами выставки у галереи L&M Arts, которая оценила ее в 450 тысяч долларов.
Поскольку картины 1940-х годов появляются на рынке очень редко, растет интерес к работам на бумаге того же периода, которых не в пример больше. Скоро графику Горки можно будет увидеть на выставке в лондонской галерее Гагосяна, которая пройдет в одно время с ретроспективой в галерее Тейт. Четыре места в десятке самых дорогих произведений занимают рисунки, проданные в последние четыре года. В их числе этюд к картине «Помолвка» (1947), ушедший за 2,82 миллиона долларов, и «Композиция II» (1943), принесшая 2,76 миллиона. Обе работы были проданы на торгах Christie’s в Нью-Йорке в 2006 и 2005 годах соответственно. По словам Тобиаса Майера, эти рисунки входят в число лучших творений художника. «Редко случается, когда рисунки уходят за суммы, сопоставимые с ценами на живопись», — добавляет он.
Графика была очень важна для Горки. Это учел куратор Майкл Тейлор, превративший несколько залов Художественного музея Филадельфии в «комнаты для творчества» (позаимствовавшие свое имя у мастерской художника на Юнион-сквер). В этих комнатах рядом с поздними картинами выставлены маленькие наброски, сделанные на пленэре, а также рисунки большего размера, включая расчерченные на квадраты эскизы, на которых композиции представлены в уменьшенном масштабе, и большие пастели.
Пожар в студии стал большим ударом для Горки. Позже, в 1946 году он создал картину «Обугленные любимые I» (сейчас в коллекции Дэвида Геффена (David Geffen)), по сути, реквием 27 погибшим картинам. Пожар и мучительная работа над картиной стали, вероятно, тем водоразделом, с которого начался последний, трагический период жизни художника. В том же 1946 году Горки перенес тяжелую операцию (рак), а в 1948-м он попал в автомобильную аварию, после которой у него обнаружили перелом шейных позвонков и повреждение рабочей руки. Очередной удар судьбы — известие об измене жены с Роберто Матта, стал, суть, последним. 21 июля 1948 года, в самом расцвете своего таланта, Аршил Горки покончил жизнь самоубийством.
C инвестиционной точки зрения вложения в Горки по-прежнему являются привлекательными несмотря на то, что художник не является недооцененным. Достаточно высокий потенциал имеет его качественная графика после 1942 года. Хорошие экземпляры способны уйти на аукционе с многократным превышением эстимейта и пробить отметку в 1,5–2 миллиона долларов. Несмотря на сомнения кураторов, высказанных в начале статьи (к какому направлению правильнее отнести творчество художника), в этом вопросе много лет существует консенсус. Во всех «учебниках» Аршил Горки упоминается в числе ключевых фигур американского абстрактного экспрессионизма. Кроме того, ряд фактов в биографии и карьере художника позволяет говорить о его принадлежности к орбите русского искусства. Это делает его творчество еще более привлекательным для русских коллекционеров и инвесторов.
Источник:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100127_agorky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100127_agorky.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun