Рынок NFT-искусства. Отчет ArtTactic. Часть 3
ARTinvestment.RU 26 мая 2021
Основные риски обращения невзаимозаменяемых токенов: волатильность, спекуляция, незащищенность
В первой части материала, посвященного рынку NFT глазами британского аналитика ArtTactic, мы разобрали общую картину продаж невзаимозаменяемых токенов, во второй — детально рассмотрели вторичный рынок и его главных фигурантов. В завершение обзора остановимся на рисках, связанных с NFT, которые отметил и ArtTactic, и AI.
1. Волатильность рынка
Рынок NFT-искусства с февраля по май 2021 года бросало из стороны в сторону: объем продаж в марте вырос на 101 % по сравнению с февралем, затем снизился на 51 % в апреле. Непредсказуемый характер рынка в целом, а также несформировавшееся ценообразование (сегодня в основном зависящее от маркетинговых факторов) на первичном и вторичном рынках пока затрудняет понимание и анализ движущих сил и регуляции мира NFT.
2. Спекулятивные продажи
Для рынка NFT-искусства сегодня характерны спекулятивные сделки, где 9 из 10 покупателей стремятся перепродать токен следующему владельцу и лишь 1 из 10 желает оставить NFT на долгосрочный период в качестве актива или отпечатка времени. Платформы, торгующие NFT-артом, и аналитики нередко фиксируют случаи манипуляций с ценами, известные как «обратные выкупы» или «промывная торговля» (англ. — buybacks или wash trading), когда художник или его представитель искусственно завышают цену на NFT при продаже или покупке токенов, торгуясь за них с нескольких аккаунтов, принадлежащих им самим. В результате разгоняется интерес аудитории, и третье лицо, сделавшее финальную ставку, получает предмет искусства, не обеспеченный спросом (точнее, обеспеченный спросом со стороны одного лишь художника).
3. Ликвидность рынка
Несмотря на быстрый рост продаж на вторичном рынке NFT-искусства в феврале и марте 2021 года, объем продаж токенов на вторичном рынке в апреле снизился на 54 %. В целом из 3009 серийных NFT, выставленных на платформе Nifty Gateway с января 2020 года по текущий момент, только 730 (или 24 %) лимитированных серий к настоящему моменту имеют значительный объем вторичных продаж (продано более 75 % копий серий). Другими словами, на данном этапе уровень ликвидности в отношении большинства NFT достаточно низок.
4. Законодательная незащищенность — 1 (уход с рынка)
Очевидно, что не все платформы, активно продающие NFT-искусство сегодня, выживут в конкурентной борьбе (а также в условиях неразвитости рынка и возможного спада интереса к NFT в случае обвала курса биткойна или эфириума — основных криптовалют на руках у цифрового населения). Если платформа, на которой коллекционер купил NFT, обанкротится, существует риск, что он потеряет доступ к своим токенам. В течение нескольких лет рынку рекламировали блокчейн в качестве победоносной технологии для отслеживания транзакций через создание непрерывной защищенной записи «маршрута» цифрового актива. Однако сейчас выясняется, что блокчейн не безупречен в качестве системы хранения NFT: если цифровой актив был удален или перемещен либо платформа или провайдер больше не поддерживает хранение, владелец теряет свой предмет искусства. Проще говоря, связь между цифровым активом и блокчейном существует до тех пор, пока существует сама платформа, на которой он торгуется (а большинство пользователей, естественно, оставляют свои NFT на платформах покупки, в надежде на лучшее предложение). Чтобы устранить этот риск, сегодня создаются независимые глобальные сети для децентрализованного (т. е. на многих компьютерах одновременно) хранения цифровых активов — например, Interplanetary File System (IPFS).
5. Законодательная незащищенность — 2 (привязка к физическому активу)
Если связь между цифровым активом и блокчейном будет нарушена, оставшийся NFT не будет иметь ценности, поскольку не будет связан с цифровым активом (иначе говоря, «паспорт на искусство» будет в одном месте, а «искусство без паспорта» — в другом). Однако риски, касающихся цифровых работ, — это еще цветочки: если коллекционеру вздумается приобрести NFT на физический предмет искусства, владелец не будет защищен с самого начала. Дело в том, что если неразвитое (пока) законодательство в области цифровых активов еще способно связать виртуальный предмет с токеном-сертификатом в одно целое, то «привязать» физическую работу к NFT категорически не способно (несмотря на заверения некоторых юристов в обратном). Другими словами, если продавец откажется выдать на руки коллекционеру физическую работу, на которую тот купил NFT-сертификат, — горе-владелец будет абсолютно незащищен. Физические суды не понимают, что есть NFT, а суды цифровые пока не созданы (впрочем возможно, они станут отрицать сам физический мир как материю).
Следующая пятерка рисков и итоговый комментарий AI ожидают читателей в завершающей части нашего материала.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210526_NFT2021.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210526_NFT2021.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн