Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Рынок NFT-искусства. Отчет ArtTactic. Часть 3
ARTinvestment.RU   26 мая 2021

Основные риски обращения невзаимозаменяемых токенов: волатильность, спекуляция, незащищенность

В первой части материала, посвященного рынку NFT глазами британского аналитика ArtTactic, мы разобрали общую картину продаж невзаимозаменяемых токенов, во второй — детально рассмотрели вторичный рынок и его главных фигурантов. В завершение обзора остановимся на рисках, связанных с NFT, которые отметил и ArtTactic, и AI.

1. Волатильность рынка

Рынок NFT-искусства с февраля по май 2021 года бросало из стороны в сторону: объем продаж в марте вырос на 101 % по сравнению с февралем, затем снизился на 51 % в апреле. Непредсказуемый характер рынка в целом, а также несформировавшееся ценообразование (сегодня в основном зависящее от маркетинговых факторов) на первичном и вторичном рынках пока затрудняет понимание и анализ движущих сил и регуляции мира NFT.

2. Спекулятивные продажи

Для рынка NFT-искусства сегодня характерны спекулятивные сделки, где 9 из 10 покупателей стремятся перепродать токен следующему владельцу и лишь 1 из 10 желает оставить NFT на долгосрочный период в качестве актива или отпечатка времени. Платформы, торгующие NFT-артом, и аналитики нередко фиксируют случаи манипуляций с ценами, известные как «обратные выкупы» или «промывная торговля» (англ. — buybacks или wash trading), когда художник или его представитель искусственно завышают цену на NFT при продаже или покупке токенов, торгуясь за них с нескольких аккаунтов, принадлежащих им самим. В результате разгоняется интерес аудитории, и третье лицо, сделавшее финальную ставку, получает предмет искусства, не обеспеченный спросом (точнее, обеспеченный спросом со стороны одного лишь художника).

3. Ликвидность рынка

Несмотря на быстрый рост продаж на вторичном рынке NFT-искусства в феврале и марте 2021 года, объем продаж токенов на вторичном рынке в апреле снизился на 54 %. В целом из 3009 серийных NFT, выставленных на платформе Nifty Gateway с января 2020 года по текущий момент, только 730 (или 24 %) лимитированных серий к настоящему моменту имеют значительный объем вторичных продаж (продано более 75 % копий серий). Другими словами, на данном этапе уровень ликвидности в отношении большинства NFT достаточно низок.

4. Законодательная незащищенность — 1 (уход с рынка)

Очевидно, что не все платформы, активно продающие NFT-искусство сегодня, выживут в конкурентной борьбе (а также в условиях неразвитости рынка и возможного спада интереса к NFT в случае обвала курса биткойна или эфириума — основных криптовалют на руках у цифрового населения). Если платформа, на которой коллекционер купил NFT, обанкротится, существует риск, что он потеряет доступ к своим токенам. В течение нескольких лет рынку рекламировали блокчейн в качестве победоносной технологии для отслеживания транзакций через создание непрерывной защищенной записи «маршрута» цифрового актива. Однако сейчас выясняется, что блокчейн не безупречен в качестве системы хранения NFT: если цифровой актив был удален или перемещен либо платформа или провайдер больше не поддерживает хранение, владелец теряет свой предмет искусства. Проще говоря, связь между цифровым активом и блокчейном существует до тех пор, пока существует сама платформа, на которой он торгуется (а большинство пользователей, естественно, оставляют свои NFT на платформах покупки, в надежде на лучшее предложение). Чтобы устранить этот риск, сегодня создаются независимые глобальные сети для децентрализованного (т. е. на многих компьютерах одновременно) хранения цифровых активов — например, Interplanetary File System (IPFS).

5. Законодательная незащищенность — 2 (привязка к физическому активу)

Если связь между цифровым активом и блокчейном будет нарушена, оставшийся NFT не будет иметь ценности, поскольку не будет связан с цифровым активом (иначе говоря, «паспорт на искусство» будет в одном месте, а «искусство без паспорта» — в другом). Однако риски, касающихся цифровых работ, — это еще цветочки: если коллекционеру вздумается приобрести NFT на физический предмет искусства, владелец не будет защищен с самого начала. Дело в том, что если неразвитое (пока) законодательство в области цифровых активов еще способно связать виртуальный предмет с токеном-сертификатом в одно целое, то «привязать» физическую работу к NFT категорически не способно (несмотря на заверения некоторых юристов в обратном). Другими словами, если продавец откажется выдать на руки коллекционеру физическую работу, на которую тот купил NFT-сертификат, — горе-владелец будет абсолютно незащищен. Физические суды не понимают, что есть NFT, а суды цифровые пока не созданы (впрочем возможно, они станут отрицать сам физический мир как материю).

Следующая пятерка рисков и итоговый комментарий AI ожидают читателей в завершающей части нашего материала. 


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210526_NFT2021.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210526_NFT2021.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
  • 16.08.2021 Открыт 79-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Николая и Александра Жатовых, Александра Захарова, Константина Звездочетова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Светланы Романовой, Армана Сируняна, Любови Солдатовой
  • 09.08.2021 Открыт 78-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Андрея Бисти, Валерия Газукина, Сергея Геты, Михаила Дронова, Гурия, Наталии и Анастасии Захаровых, Юлии Мамонтовой, Валерия Полиенко, Кирилла Протопопова, Татьяны Соколовой, Кати-Анны Тагути, Елены Утёнковой-Тихоновой, Татьяны Ян
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх