Рынок NFT-искусства. Отчет ArtTactic. Часть 3
ARTinvestment.RU   26 мая 2021

Основные риски обращения невзаимозаменяемых токенов: волатильность, спекуляция, незащищенность

В первой части материала, посвященного рынку NFT глазами британского аналитика ArtTactic, мы разобрали общую картину продаж невзаимозаменяемых токенов, во второй — детально рассмотрели вторичный рынок и его главных фигурантов. В завершение обзора остановимся на рисках, связанных с NFT, которые отметил и ArtTactic, и AI.

1. Волатильность рынка

Рынок NFT-искусства с февраля по май 2021 года бросало из стороны в сторону: объем продаж в марте вырос на 101 % по сравнению с февралем, затем снизился на 51 % в апреле. Непредсказуемый характер рынка в целом, а также несформировавшееся ценообразование (сегодня в основном зависящее от маркетинговых факторов) на первичном и вторичном рынках пока затрудняет понимание и анализ движущих сил и регуляции мира NFT.

2. Спекулятивные продажи

Для рынка NFT-искусства сегодня характерны спекулятивные сделки, где 9 из 10 покупателей стремятся перепродать токен следующему владельцу и лишь 1 из 10 желает оставить NFT на долгосрочный период в качестве актива или отпечатка времени. Платформы, торгующие NFT-артом, и аналитики нередко фиксируют случаи манипуляций с ценами, известные как «обратные выкупы» или «промывная торговля» (англ. — buybacks или wash trading), когда художник или его представитель искусственно завышают цену на NFT при продаже или покупке токенов, торгуясь за них с нескольких аккаунтов, принадлежащих им самим. В результате разгоняется интерес аудитории, и третье лицо, сделавшее финальную ставку, получает предмет искусства, не обеспеченный спросом (точнее, обеспеченный спросом со стороны одного лишь художника).

3. Ликвидность рынка

Несмотря на быстрый рост продаж на вторичном рынке NFT-искусства в феврале и марте 2021 года, объем продаж токенов на вторичном рынке в апреле снизился на 54 %. В целом из 3009 серийных NFT, выставленных на платформе Nifty Gateway с января 2020 года по текущий момент, только 730 (или 24 %) лимитированных серий к настоящему моменту имеют значительный объем вторичных продаж (продано более 75 % копий серий). Другими словами, на данном этапе уровень ликвидности в отношении большинства NFT достаточно низок.

4. Законодательная незащищенность — 1 (уход с рынка)

Очевидно, что не все платформы, активно продающие NFT-искусство сегодня, выживут в конкурентной борьбе (а также в условиях неразвитости рынка и возможного спада интереса к NFT в случае обвала курса биткойна или эфириума — основных криптовалют на руках у цифрового населения). Если платформа, на которой коллекционер купил NFT, обанкротится, существует риск, что он потеряет доступ к своим токенам. В течение нескольких лет рынку рекламировали блокчейн в качестве победоносной технологии для отслеживания транзакций через создание непрерывной защищенной записи «маршрута» цифрового актива. Однако сейчас выясняется, что блокчейн не безупречен в качестве системы хранения NFT: если цифровой актив был удален или перемещен либо платформа или провайдер больше не поддерживает хранение, владелец теряет свой предмет искусства. Проще говоря, связь между цифровым активом и блокчейном существует до тех пор, пока существует сама платформа, на которой он торгуется (а большинство пользователей, естественно, оставляют свои NFT на платформах покупки, в надежде на лучшее предложение). Чтобы устранить этот риск, сегодня создаются независимые глобальные сети для децентрализованного (т. е. на многих компьютерах одновременно) хранения цифровых активов — например, Interplanetary File System (IPFS).

5. Законодательная незащищенность — 2 (привязка к физическому активу)

Если связь между цифровым активом и блокчейном будет нарушена, оставшийся NFT не будет иметь ценности, поскольку не будет связан с цифровым активом (иначе говоря, «паспорт на искусство» будет в одном месте, а «искусство без паспорта» — в другом). Однако риски, касающихся цифровых работ, — это еще цветочки: если коллекционеру вздумается приобрести NFT на физический предмет искусства, владелец не будет защищен с самого начала. Дело в том, что если неразвитое (пока) законодательство в области цифровых активов еще способно связать виртуальный предмет с токеном-сертификатом в одно целое, то «привязать» физическую работу к NFT категорически не способно (несмотря на заверения некоторых юристов в обратном). Другими словами, если продавец откажется выдать на руки коллекционеру физическую работу, на которую тот купил NFT-сертификат, — горе-владелец будет абсолютно незащищен. Физические суды не понимают, что есть NFT, а суды цифровые пока не созданы (впрочем возможно, они станут отрицать сам физический мир как материю).

Следующая пятерка рисков и итоговый комментарий AI ожидают читателей в завершающей части нашего материала. 


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210526_NFT2021.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210526_NFT2021.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
  • 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
  • 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
  • 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
  • 09.10.2023 Открыт 185-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» Работы Рубена Апресяна, Галины Вишнивецкой, Антона Вяткина, Александра Кацалапа, Владимира Конарева, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Юрия Петроченкова, Александра Савко, Игоря Снегура, Кати-Анны Тагути, Константина Худякова
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх