Рынок NFT-искусства. Отчет ArtTactic. Часть 2
ARTinvestment.RU   21 мая 2021

Продолжение недолгой истории рынка NFT, который не перестает радовать коллекционеров своей непредсказуемостью

В первой части материала, посвященного рынку NFT глазами британского аналитика ArtTactic, мы разобрали общую картину продаж невзаимозаменяемых токенов, пообещав в следующей части детальнее присмотреться к продажам повторным — без которых, скажем откровенно, рассматривать любой актив в качестве объекта осмысленных вложений крайне неосмотрительно и непрофессионально.

Чтобы правильно воспринимать данные о перепродажах цифрового искусства, завернутого в токены, для начала более детально рассмотрим результаты первичного рынка, а именно — капитализацию топ-художников. Выскажем гипотезу, что именно наиболее активно покупаемые художники будут наиболее активно перепродаваться. Так ли это — узнаем в конце. Также напомним, что ArtTatic для удобства (и без особого вреда для итоговой статистики) в большинстве случаев анализировал продажи NFT на одной платформе, Nifty Gateway, объем продаж которой за первые четыре месяца 2021 года составил 71 % суммарной выручки всех подобных платформ.

ТОП-художники первичного рынка NFT

• К моменту выхода отчета (12 мая 2021 года) платформой Nifty Gateway были проданы работы 273 художников, общий объем первичных и вторичных продаж которых с февраля 2020 года составил $304,7 млн.

• 43 % (или $131,1 млн) суммарной выручки Nifty Gateway принесли всего 10 художников, продавших 41 022 работы — в среднем по $31,9 тыс. (чувствуется разница с остальными авторами NFT-рынка, средняя стоимость работ которых за аналогичный период составила чуть менее $2 тыс. — AI.)

• Первое место по объему продаж на первичном рынке Nifty Gateway в апреле 2021 года занял цифровой художник под псевдонимом Pak (настоящее имя неизвестно): он заработал $16,1 млн, на 846 % больше, чем в марте 2021-го ($1,7 млн). При этом средняя цена работ Pak’а на платформе составляет всего $2,1 тыс. (бóльшая часть из 80 выложенных оригинальных NFT в итоге была поделена на 7,6 тыс. лимитированных копий).

• Майк Винкельманн, более известный как Beeple (Бипл), в апреле 2021 года занял второе место с общим объемом продаж $14,8 млн (правда, количество выпущенных NFT в апреле у него было меньшим, чем у Pak’а). Итого 1 284 копии NFT авторства Beeple с апреля по май 2021 года проданы на первичном рынке через Nifty Gateway по средней цене $11,6 тыс.

Таблица 1. Топ-10 художников NFT-искусства по объему продаж на платформе Nifty Gateway, 2020–2021

Автор Общий объем продаж NFT на первичном и вторичном рынках, $ млн Количество проданных NFT на первичном и вторичном рынках, шт. Средняя стоимость проданных NFT на первичном и вторичном рынках, $ тыс.
1 Beeple 38,17 1 806 21,13
2 Pak 23,98 9 651 2,49
3 Mad Dog Jones 14,21 2 626 5,41
4 3LAU 9,85 10 507 0,94
5 Trevor Jones Art 9,39 6 349 1,48
6 Grimes 8,29 1 503 5,52
7 WhIsBE 7,93 2 624 3,02
8 FEWOCIOUS 7,24 2 400 3,02
9 Steve Aoki 6,04 2 170 2,78
10 Rtfkt Studios 5,99 1 386 4,32

ТОП-художники вторичного рынка NFT

• Среди топ-10 художников по общему объему продаж на вторичном рынке Nifty Gateway первое место занимает Бипл ($23,3 млн за 522 перепроданных NFT по средней стоимости в $44,69 тыс.) Занимающий второе место канадский художник Миша Довбак, известный как Mad Dog Jones, существенно отстает в цифрах: его капитализация «всего» $9,6 млн за 1 087 работ по средней цене в $8,87 тыс. Пак занимает третью строчку среди художников вторичного рынка, имея $8 млн за 2012 NFT по средней цене $3,93 тыс.

• Самым дорогим по стоимости NFT, проданным на вторичном рынке с февраля 2021 года, стала работа Faces от творческого дуэта SSX3LAU: 3,75 тыс. ее копий принесли $2,63 млн. Стоимость одного NFT при размещении на платформе составляла всего $333 за копию, а средняя цена при перепродаже составила $695 (109 % среднего темпа роста стоимости за 2 месяца).

Таблица 2. Топ-10 художников NFT-искусства по среднему темпу роста стоимости (CAGR) одной работы на вторичном рынке платформы Nifty Gateway, 2020–2021

Автор Название работы Время появления в продаже Начальная стоимость работы, $ Средняя стоимость работы при перепродаже, $ тыс. Количество проданных копий, шт. Объем вторичных продаж, $ млн CAGR, %
1 Beeple Beeple Everydays - Raw Декабрь 2020 1 35,246 91 3,21 3 534 542
2 Slime Sunday The Last Stand of the Nation State Ноябрь 2020 40 4,209 374 1,57 10 423
3 Beeple Crossroad Ноябрь 2020 66 667 6 600,000 1 6,60 9 800
4 Beeple Bull Run Декабрь 2020 969 40,982 141 5,78 4 129
5 Beeple Into the Ether Декабрь 2020 969 34,830 78 2,72 3 494
6 Boss Logic Forever Mamba Январь 2021 824 5,666 297 1,68 588
7 Trevor Jones Art The Bitcoin Angel Февраль 2021 777 2,268 2 105 4,77 192
8 Mad Dog Jones Déjà vu Февраль 2021 5 000 12,783 133 1,70 156
9 Mad Dog Jones Why would I care I'm just a cat? Февраль 2021 2 500 5,843 622 3,63 134
10 SSX3LAU Faces Март 2021 333 0,700 3 750 2,63 110

Таблица 3. Топ-10 художников NFT-искусства по количеству продаж копий одной работы на вторичном рынке платформы Nifty Gateway, 2020–2021

Автор Название работы Время появления в продаже Начальная стоимость работы, $ тыс. Средняя стоимость работы при перепродаже, $ тыс. Количество проданных копий, шт. Объем вторичных продаж, $  CAGR, %
1 SSX3LAU Faces Март 2021 0,333 0,700 3 750 2 625 904 110
2 Trevor Jones Art The Bitcoin Angel Февраль 2021 0,777 2,268 2 105 4 774 209 192
3 Pak A Cube Апрель 2021 0,500 1,448 911 1 319 528 190
4 toomuchlag Le Anime Март 2021 0,777 1,287 812 1 045 346 66
5 Micah Drew Johnson Genesis.01 Февраль 2021 0,999 1,705 796 1 356 862 71
6 WhIsBE Karma Chameleon Март 2021 0,999 1,407 736 1 035 380 41
7 Mad Dog Jones Why would I care I'm just a cat? Февраль 2021 2,500 5,843 622 3 634 260 134
8 DotPigeon Hey Alexa, Tell Everyone To Go Fuck Themselves Март 2021 0,750 1,468 614 901 344 96
9 Jo-Anie  Lavish Февраль 2021 0,500 0,758 610 462 363 52
10 Roger Dean  Green Parrot Island Март 2021 0,333 0,632 546 345 046 90

• Объем продажи NFT на вторичном рынке составляют 44 % от общего объема продаж первичного и вторичного рынков с февраля 2020 по апрель 2021 года включительно. Из 145,6 тыс. NFT, проданных на первичном рынке, перепродано за указанный период было 69,1 тыс. Средняя цена продажи NFT на вторичном рынке за последний год составила $1,94 тыс.

• NFT, впервые выпущенные на первичный рынок в 2021 году, к настоящему моменту принесли суммарную выручку от перепродажи в $89,8 млн (67 % от общего объема продаж NFT, выпущенных за все время). Средняя цена продажи на вторичном рынке работ, появившихся в 2021 году, составляет $1,67 тыс.

Таблица 5. Основные показатели продаж NFT на первичном и вторичном рынках, март — апрель 2021

Показатель Март 2021 Апрель 2021 Изменения с марта по апрель, %
Количество новых NFT, выпущенных на рынок 688 608 –12
Количество новых NFT-художников на рынке 60 47 –22
Первичный рынок Продано NFT, шт. 52 122 34 990 –33
Объем продаж, $ млн 87,8 44,9 –49
Средняя стоимость, $ тыс. 1,69 1,28 –24
Вторичный рынок Продано NFT, шт. 25 176 21 544 –14
Объем продаж, $ млн 65,6 30,2 –54
Средняя стоимость, $ тыс. 2,6 1,4 –46

Комментарий AI. Главный вывод по обоим рынкам (первичному и вторичному), который, надеемся, наконец станет очевиден всем художникам: для того чтобы иметь высокие показатели продаж (а то и вообще продаваться) необходимо иметь вес в криптосообществе. И набирается он по законам, отличным от законов физического мира. Так, художник Pak, несмотря на нераскрытую личность, известен как основатель и ведущий продюсер студии Undream и создатель Architect — искусственного интеллекта, созданного для обнаружения и обмена визуальным контентом в различных социальных сетях. Beeple, по образованию графический дизайнер и аниматор, помимо рекордной аукционной продажи, известен в качестве создателя нового направления в 3D-графике — Everyday (литературный перевод с англ. — Ежедневность), которое подразумевает фиксацию художником каждого дня своей жизни с последующим формированием изображений в единую виртуальную, постоянно дополняемую работу. Наконец, дуэт SSX3LAU — это соавторство цифрового абстрактного художника Slime Sunday и продюсера электронной музыки 3LAU, электро-хаус которого служит основой рабочего ритма в наушниках современной молодежи. Другими словами, они не зашли на рынок NFT, как «нечто с горы», а долго и упорно в эту гору шли.

Теперь переходим к вторичному рынку. В сравнении с изобразительным искусством для нужд статистики цифровые NFT имеют одно неоспоримое преимущество: и первичная, и все последующие их продажи происходят, как правило, на одной платформе (что разумно, если работа там уже «примелькалась» аудитории). То есть в теории все данные легко собираются и анализируются. На этом отличия заканчиваются: собирай все транзакции в блокчейне вручную — либо ожидай милости от продавца, который сформирует результаты сделок в доступную базу (как это сделал Nifty Gateway для ArtTactic). Но даже в приведенном отчете отсутствуют главные данные, на которые стоит ориентироваться потенциальному инвестору, а именно: вторичный рынок не раскрывает, сколько именно транзакций было совершено с каждым NFT в отдельности — мы видим лишь итоговые радующие глаз суммы первой десятки из 273 художников. Сколько из них пока не дождались перепродаж своих NFT — пока тайна великая есть.

Чуть больше информации нам дает сравнение продаж вторичного рынка в марте и апреле — на данный момент самых «ходовых» месяцев обращения NFT. Несложный подсчет покажет нам, что средний CAGR мартовских NFT составляет 53,8 %, а апрельские NFT-тезисы показали лишь 9,3 %. Говоря по-другому, новые цифровые активы покупали плохо, но перепродавали — еще хуже. Конечно, сравнивать данные целого рынка на основе двух месяцев и одной платформы довольно самонадеянно — да что поделать, если мы имеем всего два активных месяца и одну платформу с 71 % рынка? Более того, обвал курса биткойна, который случился в середине мая, крайне показательно отразится на рынке NFT: как минимум сторонники теории, что токенизированное искусство является для держателей криптовалют механизмом вывода средств в более безопасные воды, будут либо торжествовать, либо посрамлены.

Ждем от рынка появления полноценных индексов, для создания которых потребуется (по грубым оценкам) два месяца и три студентки отделения статистики ВШЭ. Если этого не произойдет — значит, либо ВШЭ более не та, либо кому-то выгодно выдавать за истину обрывочные данные из верхних эшелонов художников.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210521_NFT2021_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210521_NFT2021_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх