Отчет Art Basel & UBS 2021: арт-ярмарки
ARTinvestment.RU   30 марта 2021

AI изучает показатели продаж на ярмарках искусства в 2020 году

Ранее на основе отчета The Art Market от Art Basel & UBS мы сделали анализ основных показателей рынка искусства в 2020 году, выпустили отдельные материалы о частных продажах галерей, аукционных торгах и «чистых» онлайн-сделках с искусством. Завершая обзор, сегодня мы поговорим о результатах арт-ярмарок — до недавнего времени основного канала частных продаж и главных точках массового сбора коллекционеров в течение календарного года.

Основные цифры 2020 года выглядят следующим образом.

• Из 365 международных ярмарок искусства, запланированных на 2020 год, 61 % были отменены, 37 % проводили живые мероприятия, а 2 % ярмарок тестировали новые форматы работы.

• Объем продаж искусства галереями и частными дилерами на физических арт-ярмарках резко снизился, составив в 2020 году всего 13 % от общей выручки продавцов. Продажи через онлайн-кабинеты ярмарок добавляют к этой цифре всего 9 %.

• Самая большая расходная статья галерей в 2019 году — оплата присутствия на арт-ярмарках — в 2020-м сократилась с 26 % до 16 % от общей суммы затрат. Галерейные расходы, связанные с поездками и транспортировкой на арт-ярмарки предметов искусства, снизились с 7 % до 4 %.

• 38 % всех ярмарок в 2020 году предложили взамен виртуальные кабинеты (OVR, с англ. Online Viewing Rooms) или другую форму онлайн-продаж. Количество гостей виртуальных ярмарок в среднем составило 100 тыс. уникальных посетителей на одно мероприятие.

• 83 % работ, предложенных в виртуальных кабинетах, выставлялись галереями по цене менее $50 тыс., и только 5 % — по цене более $1 млн.

• Платформа Artsy, которая предоставила виртуальные кабинеты для 69 средних и небольших арт-ярмарок, в 2020 году отметила более 3 млн просмотров страниц, более 300 тыс. уникальных посетителей и 24 тыс. запросов на покупку предметов искусства на все 69 ярмарок.

• 92 % всех запросов о покупке через виртуальные кабинеты были сделаны коллекционерами в отношении работ, рядом с которыми были указаны цены.

• Проданные через виртуальные кабинеты работы в итоге распределились следующим образом:

— без указания цены: 10 %;
— менее $10 тыс.: 28 %;
— $10–50 тыс.: 31 %;
— $50–100 тыс.: 11 %;
— более $100 тыс.: 20 %.

• 41 % HNW-коллекционеров (с уровнем собственного капитала свыше $1 млн. — AI.) из всех географических регионов сообщили, что в 2020 году сделали как минимум одну покупку на арт-ярмарке, при этом 45 % работ были приобретены через виртуальный кабинет.

• Самый высокий уровень использования виртуальных кабинетов в 2020 году показали коллекционеры в США и Германии (более половины всех покупок на арт-ярмарках), самый низкий — в Сингапуре и Гонконге (около одной трети).

• Покупка через виртуальные кабинеты арт-ярмарок оказалась напрямую связана с коллекционерским стажем покупателя: 55 % подобных приобретений сделали коллекционеры, активные на рынке более 20 лет, тогда как 35 % сделок совершили молодые коллекционеры с опытом покупки искусства менее двух лет.

• Чуть менее половины (48 %) опрошенных HNW-коллекционеров заявили о готовности посетить международную арт-ярмарку в первые 6 месяцев 2021 года. В отношении локальных ярмарок доля потенциальных посетителей выше — 64 %. К концу осени 2021 года (предполагаемому времени окончания массовой вакцинации в большинстве развитых стран) готовность респондентов отчета выехать за рубеж составляет уже 80 %.

• Будущее физических арт-ярмарок видится галереям следующим образом:

— данный рынок пойдет на спад: 8 %;
— рынок восстановится, но галереи найдут более эффективный канал продаж: 3 %;
— рынок восстановится более чем через 3 года: 2 %;
— рынок восстановится в течение следующих 2–3 лет: 43 %;
— рост продаж на арт-ярмарках начнется в 2021 году: 44 %.

Комментарий AI. Начнем с цифр: в 2019 году продажи галерей на физических арт-ярмарках составили 43 % их годовой выручки, в 2020 — всего 22 %, из которых 9 % пришлись на виртуальные кабинеты. При этом количество коллекционеров, сделавших запросы галереям на онлайн-ярмарках, составило 0,8 % от общего количества посетителей виртуальных кабинетов — это в шесть раз меньше докарантинного показателя живой ярмарки, когда приценивались и говорили с продавцами 5 % гостей мероприятия. Другими словами, получается, что онлайн-платформы посещали, но скорее из любопытства, приберегая деньги для более «красивой» и, как могли думать, более надежной покупки в окружении толпы.

Удивительно, как в результате одного непрогнозируемого события арт-ярмарки из фаворитов рынка искусства оказались его главными неудачниками. Не имея собственного искусства (в этом они уступили отделам частных продаж аукционных домов), ярмарки в карантин ничего не смогли предложить коллекционерам. И галереям тоже оказались не нужны лишние посредники, утратившие основной козырь в виде 4-дневной круглосуточной карнавальной круговерти. Попытка ярмарок перейти в онлайн встретила жесткую конкуренцию в лице топ-галерей, оказавшихся более подкованными в технологиях и решивших проблему самостоятельно, а также и недавнего друга Artsy, который из помощника вмиг превратился в снисходительного монополиста, позволившего разместиться на своей платформе четверти беспризорных ярмарок и сам стал глобальной арт-ярмаркой. Таким образом, все прежние связи и «дружбы» оказались для недавних влиятельных институций арт-рынка абсолютно бесполезными.

В оставшихся в распоряжении ярмарок виртуальных кабинетах покупатели повели себя непрогнозируемо: молодежь разбрелась между распродажами в смартфонах, предлагавшими кроссовки с большими скидками и легким налетом арта, и онлайн-аукционами, где присутствовал хоть какой-то ставочный азарт, оставшийся на память от традиционного физического мира. Арт-ярмарки массово поддержали лишь коллекционеры со стажем, для удобства которых было максимально сокращено время общения с онлайном: открытые цены минимизировали общение с продавцом, а простой и понятный интерфейс обеспечил быстроту платежа. При этом существенно меньшая активность покупателей Азиатского региона объясняется переключением их внимания на внутренние рынки (местные галереи, аукционные дома и мастерские художников), о чем мы говорили в наших материалах и ранее.

Впрочем о готовности коллекционеров приобретать искусство на арт-ярмарках в будущем лучше скажет не опрос, а стартовавшая вчера Art Dubai — первая ласточка массовых физических событий, случившихся в 2021 году. Пока «полет» ласточки нормальный, а ограничения на вход, сокращение запланированного количества галерей и смена исторической локации посетителей не смущают. Станут ли посетители покупателями — увидим уже в начале следующей недели.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210330_BaselFairs.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210330_BaselFairs.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх