Отчет Art Basel & UBS 2021: основные показатели
AI приводит и комментирует данные главного аналитического отчета по рынку искусства в 2020 году
В ночь на 16 марта 2021 года вышел ежегодный отчет The Art Market 2021 от Art Basel & UBS — без преувеличений, самый ожидаемый материал последних 12 месяцев. Напомним, что прошлогодний отчет появился в первую неделю пандемии, на фоне отмененной ярмарки Art Basel в Гонконге, и для многих практиков арт-рынка сразу же утратил актуальность — дескать, кому нужны цифры и прогнозы, когда все настолько решительно поменялось? О том, насколько карантинные изменения отказались критичными, читатели AI могли судить на протяжении 2020 года из отдельных сводок и мини-отчетов других аналитиков, которые мы оперативно разбирали на нашем ресурсе. Но собрать максимально полную информацию можно было лишь по итогам календарного сезона — что и осуществила аналитическая команда Art Basel под руководством Клэр МакЭндрю.
Перед вами основные цифры за 2020 год, которые войдут в учебники как официальные и единственно правильные (а кто готов поспорить — пусть открывает свою Art Basel и находит в партнеры свой банк UBS):
• Общие продажи предметов искусства и антиквариата достигли в 2020 году объема в $50,1 млрд, что на 22 % ниже уровня прошлого года.
• Количество сделок с предметами искусства снизилось на аналогичные 22 % по сравнению с цифрами 2019 года: было продано 31,4 млн предметов искусства.
• Дистанция между публичными и частными продажами в 2020 году осталась прежней. Оборот публичного рынка (аукционные торги и частные продажи аукционных домов, в том числе онлайн) в ценовом выражении составил 42 % общего оборота рынка искусства, оборот непубличного рынка (дилеры, галереи и специализированные онлайн-площадки) — 58 %.
• Три основных региональных рынка — США, Великобритания и Китай — в 2020 году по-прежнему обеспечили большую часть объема продаж в ценовом выражении. При этом их доля в сравнении с цифрами 2019 года осталась неизменной — 82 %.
• Рынок искусства США остался крупнейшим в мире: на его долю пришлось 42 % оборота мирового арт-рынка. Объемы продаж сократились на 24 % по сравнению с 2019 годом (до $21,3 млрд), однако эта цифра на 76 % выше показателей, отмеченных во время кризиса 2009 года.
• В Китае третий сезон подряд продолжилось падение объемов продаж искусства: в 2020-м этот показатель опустился до $10,0 млрд, что на 12% ниже, чем в 2019-м. Тем не менее Китай обеспечил 20 % оборота мирового арт-рынка и занимает вторую позицию в топе его основных игроков.
• «Брексит» и пандемия в сумме за последний год сократили объемы продаж искусства в Великобритании на 22 %, до $9,9 млрд. Правда, как и в случае с США, по сравнению с кризисом 2009 года, обороты британского арт-рынка в 2020-м все-таки оказались выше на 10 %.
Совокупный объем продаж рынка искусства, 2009–2020
Показатель | Оборот рынка, $ млрд | Динамика оборота, % | Количество сделок, млн ед. | Динамика количества сделок, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Год | 2019–2020 | 2009–2020 | 2019–2020 | 2009–2020 | ||
2009 | 39,51 | +27 | 31,0 | +1 | ||
2010 | 57,03 | 35,1 | ||||
2011 | 64,55 | 36,8 | ||||
2012 | 56,70 | 35,5 | ||||
2013 | 63,29 | 36,5 | ||||
2014 | 68,27 | 38,8 | ||||
2015 | 63,75 | 38,1 | ||||
2016 | 56,95 | 36,1 | ||||
2017 | 63,68 | 39,0 | ||||
2018 | 67,65 | 39,8 | ||||
2019 | 64,12 | –22 | 40,5 | –22 | ||
2020 | 50,07 | 31,4 |
Непубличный рынок (галереи и арт-дилеры)
• Оборот сектора галерей и частных дилеров в ценовом выражении, определенный по методу подсчета показателей Art Basel & UBS, в 2020 году достиг $29,3 млрд. Тем самым непубличный рынок снизился на 20 % по сравнению с 2019 годом.
• Размер клиентской базы галерей за 2020 год сократился и составил в среднем 55 индивидуальных клиентов, по сравнению с 64 в 2019 году.
Публичный рынок (аукционные дома)
• Объем аукционных продаж изобразительного, декоративного искусства и антиквариата (без учета частных продаж аукционных домов) в 2020 году составил $17,6 млрд — на 30 % меньше, чем в 2019 году.
• Объем частных продаж аукционных домов превысил $3,2 млрд (+36 % по сравнению с 2019 годом). Таким образом, общая выручка от продаж искусства, проведенных аукционными компаниями (включая как государственные, так и частные), оценивается в $20,8 млрд.
Арт-ярмарки
• Из 365 международных ярмарок искусства, запланированных на 2020 год, 61 % были отменены, 37 % проводили живые мероприятия, а 2 % ярмарок тестировали новые форматы работы.
• Доля продаж искусства галереями и частными дилерами на физических арт-ярмарках резко снизилась, составив в 2020 году всего 13 % от общей выручки продавцов. Продажи через онлайн-кабинеты ярмарок добавляют к этому значению всего 9 %.
• Чуть менее половины (48 %) опрошенных коллекционеров HNW (с уровнем собственного капитала свыше $1 млн. — AI.) заявили о готовности посетить международную арт-ярмарку в первые 6 месяцев 2021 года. В отношении локальных ярмарок их доля выше — 64 %. К концу осени 2021 года (предполагаемом времени окончании массовой вакцинации в большинстве развитых стран) готовность респондентов отчета выехать за рубеж составляет уже 80 %.
Онлайн-продажи искусства
• Несмотря на общее сокращение объемов рынка, онлайн-продажи искусства в 2020 году достигли рекордного уровня в $12,4 млрд, увеличившись более чем вдвое по сравнению с 2019-м ($5,9 млрд).
• Доля онлайн-продаж в непубличном секторе рынка, включая онлайн-кабинеты арт-ярмарок, по сравнению с показателями 2019 года увеличилась в три раза — с 13 % до 39 %.
• В публичном секторе 22 % лотов, проданных на аукционах в 2020 году, были проданы через Интернет — что вдвое больше, чем в 2019 году. Работы стоимостью более $1 млн составили лишь 6 % от общего объема онлайн-продаж (на физических аукционах, включая телемосты, эта цифра составляет 58 %).
• 90 % HNW-коллекционеров в 2020 году посетили как минимум одну виртуальную арт-ярмарку, а 72 % сочли важным шагом при просмотре искусства в Интернете открытую публикацию галереей стоимости работ.
Коллекционеры
• Опрос более чем 2,6 тыс. коллекционеров HNW, проведенный Arts Economics и UBS Investor Watch на семи международных рынках, показал: миллениалы (родившиеся в 1980–2006. — AI.) приобретали самое большое количество предметов искусства и тратили больше всего денег. 30 % коллекционеров-миллениалов в 2020 году приобрели произведений искусства на сумму свыше $1 млн.
• 81 % HNW-коллекционеров в 2020 году покупали произведения искусства в галереях и у частных дилеров, а 54 % — на аукционах. 57 % предпочитали заключать сделки в физических помещениях, 29 % — через Интернет, и 14 % — посредством телефонных переговоров или электронной почты.
• 46 % HNW-коллекционеров сосредоточились только на галереях, в которых приобретали искусство до 2020 года, 34 % выразили готовность работать с новыми продавцами. 41 % покупателей приобретали исключительно работы художников, чьи произведения уже имелись в их коллекциях.
Инфраструктура арт-рынка
• В 2020 году на мировом рынке предметов искусства и антиквариата функционировало 305 тыс. компаний, на которых работало 2,9 млн человек (на 200 тыс. меньше, чем в 2019 году).
• Из них в секторе непубличного рынка — 291 тыс. компаний и более 2,6 млн человек, в публичном секторе — 14,2 тыс. компаний и 275 тыс. человек (соответственно на 5 % и 2 % меньше, чем в 2019 году).
• В 2020 году компаниями на рынке искусства было потрачено $16,6 млрд на вспомогательные услуги, напрямую связанные с их бизнесом (менеджмент коллекций, транспортировка, страхование, хранение, онлайн-приложения и пр.), на 16 % меньше, чем в 2019 году.
• Наибольшая часть этих расходов ($3,5 млрд) была связана с технологиями — в частности, оптимизацией вебсайтов и созданием (или арендой) виртуальных галерей для демонстрации или продажи искусства. Самая большая расходная статья 2019 года — оплата присутствия на арт-ярмарках — в 2020 году сократилась с 24 % до 10 % от общей суммы.
Комментарий AI. Начнем с главного: рынок искусства удалось удержать. И в этом, как ни парадоксально, есть и заслуга пандемии: карантин мобилизовал игроков арт-рынка, заставив продавцов отбросить каноны, освоить технологии и бесконечно тасовать стратегии, а засидевшихся в изоляции покупателей — проявить активность и найти гедонистический интерес в коммуникации с экраном ноутбука и смартфона. Более того, приди COVID-19 к нам пораньше, скажем в обличие COVID-07 или COVID-12, арт-рынок, с большой вероятностью, просел бы куда глубже: с начала 2000-х выстроилась довольно надежная система арт-отношений, включая взаимную подстраховку сторон сделок с искусством. Итого по факту мы имеем результат куда лучший, нежели в 2009-м ($39,5 млн), когда рынок впервые в новейшей истории коснулась мировая рецессия, и 2004-м ($30,3 млн), когда цифры стали планомерно карабкаться вверх после затишья 1990-х.
Сокращение расходов продавцов арт-рынка наглядно показало, что освоение технологий обходится значительно дешевле, чем регулярное участие в физических арт-ярмарках. А если учесть, что в 2020-м программисты стали стоить дороже, то экономия была бы куда солиднее, выстрой они онлайн-работу в «мирное», докарантинное время. Теперь из фаворитов арт-рынка ярмарки — первый кандидат на оптимизацию формата: физические площадки сковывает туманность коллективного иммунитета, онлайн-присутствие перехватили агрегационные платформы а-ля Artsy.
В сегменте частных продаж неожиданный спурт выдали аукционные дома, опередив частных дилеров, — налицо еще одно направление переустройства арт-рынка.
Францию с ее 6 % объема продаж на рынке искусства отчет Art Basel & UBS решил отдельной строкой не выносить — то, что год назад изумляло, сегодня воспринимается как конкуренция. А значит, на парижских дрожжах, приправленных «Брекситом», растет реальный игрок.
Отметим также, что количество респондентов отчета среди коллекционеров за год выросло более чем вдвое: за этим кроется как рост самосознания игроков рынка («мой ответ поможет остальным»), так и серьезная маркетинговая работа составителей отчета Art Basel по увеличению собственной клиентской базы.
Основной вопрос, от которого то и дело уходят авторы отчета: что считать чистым «онлайном», а что нет. И в этом просматривается определенный смысл: признай Art Basel, что в большинстве сделок с искусством с 2020 года технологии оказались важнее, чем живые люди, — и компаниям пришлось бы уволить значительную часть из 2,9 млн человек, обслуживающих рынок. И первым на очереди оказался бы сам Art Basel.
Отдельные рынки и их показатели в отчете Art Basel & UBS 2021 мы детально разберем в следующих материалах AI.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210316_ArtBasel21.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210316_ArtBasel21.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.