Art Investment

Отчет Art Basel & UBS 2021: основные показатели

AI приводит и комментирует данные главного аналитического отчета по рынку искусства в 2020 году

В ночь на 16 марта 2021 года вышел ежегодный отчет The Art Market 2021 от Art Basel & UBS — без преувеличений, самый ожидаемый материал последних 12 месяцев. Напомним, что прошлогодний отчет появился в первую неделю пандемии, на фоне отмененной ярмарки Art Basel в Гонконге, и для многих практиков арт-рынка сразу же утратил актуальность — дескать, кому нужны цифры и прогнозы, когда все настолько решительно поменялось? О том, насколько карантинные изменения отказались критичными, читатели AI могли судить на протяжении 2020 года из отдельных сводок и мини-отчетов других аналитиков, которые мы оперативно разбирали на нашем ресурсе. Но собрать максимально полную информацию можно было лишь по итогам календарного сезона — что и осуществила аналитическая команда Art Basel под руководством Клэр МакЭндрю.

Перед вами основные цифры за 2020 год, которые войдут в учебники как официальные и единственно правильные (а кто готов поспорить — пусть открывает свою Art Basel и находит в партнеры свой банк UBS):

• Общие продажи предметов искусства и антиквариата достигли в 2020 году объема в $50,1 млрд, что на 22 % ниже уровня прошлого года.

• Количество сделок с предметами искусства снизилось на аналогичные 22 % по сравнению с цифрами 2019 года: было продано 31,4 млн предметов искусства.

• Дистанция между публичными и частными продажами в 2020 году осталась прежней. Оборот публичного рынка (аукционные торги и частные продажи аукционных домов, в том числе онлайн) в ценовом выражении составил 42 % общего оборота рынка искусства, оборот непубличного рынка (дилеры, галереи и специализированные онлайн-площадки) — 58 %.

• Три основных региональных рынка — США, Великобритания и Китай — в 2020 году по-прежнему обеспечили большую часть объема продаж в ценовом выражении. При этом их доля в сравнении с цифрами 2019 года осталась неизменной — 82 %.

• Рынок искусства США остался крупнейшим в мире: на его долю пришлось 42 % оборота мирового арт-рынка. Объемы продаж сократились на 24 % по сравнению с 2019 годом (до $21,3 млрд), однако эта цифра на 76 % выше показателей, отмеченных во время кризиса 2009 года.

• В Китае третий сезон подряд продолжилось падение объемов продаж искусства: в 2020-м этот показатель опустился до $10,0 млрд, что на 12% ниже, чем в 2019-м. Тем не менее Китай обеспечил 20 % оборота мирового арт-рынка и занимает вторую позицию в топе его основных игроков.

• «Брексит» и пандемия в сумме за последний год сократили объемы продаж искусства в Великобритании на 22 %, до $9,9 млрд. Правда, как и в случае с США, по сравнению с кризисом 2009 года, обороты британского арт-рынка в 2020-м все-таки оказались выше на 10 %.

Совокупный объем продаж рынка искусства, 2009–2020

Показатель Оборот рынка, $ млрд Динамика оборота, % Количество сделок, млн ед. Динамика количества сделок, %
Год 2019–2020 2009–2020 2019–2020 2009–2020
2009 39,51   +27 31,0   +1
2010 57,03   35,1  
2011 64,55   36,8  
2012 56,70   35,5  
2013 63,29   36,5  
2014 68,27   38,8  
2015 63,75   38,1  
2016 56,95   36,1  
2017 63,68   39,0  
2018 67,65   39,8  
2019 64,12 –22 40,5 –22
2020 50,07 31,4

Непубличный рынок (галереи и арт-дилеры)

• Оборот сектора галерей и частных дилеров в ценовом выражении, определенный по методу подсчета показателей Art Basel & UBS, в 2020 году достиг $29,3 млрд. Тем самым непубличный рынок снизился на 20 % по сравнению с 2019 годом.

• Размер клиентской базы галерей за 2020 год сократился и составил в среднем 55 индивидуальных клиентов, по сравнению с 64 в 2019 году.

Публичный рынок (аукционные дома)

• Объем аукционных продаж изобразительного, декоративного искусства и антиквариата (без учета частных продаж аукционных домов) в 2020 году составил $17,6 млрд — на 30 % меньше, чем в 2019 году.

• Объем частных продаж аукционных домов превысил $3,2 млрд (+36 % по сравнению с 2019 годом). Таким образом, общая выручка от продаж искусства, проведенных аукционными компаниями (включая как государственные, так и частные), оценивается в $20,8 млрд.

Арт-ярмарки

• Из 365 международных ярмарок искусства, запланированных на 2020 год, 61 % были отменены, 37 % проводили живые мероприятия, а 2 % ярмарок тестировали новые форматы работы.

• Доля продаж искусства галереями и частными дилерами на физических арт-ярмарках резко снизилась, составив в 2020 году всего 13 % от общей выручки продавцов. Продажи через онлайн-кабинеты ярмарок добавляют к этому значению всего 9 %.

• Чуть менее половины (48 %) опрошенных коллекционеров HNW (с уровнем собственного капитала свыше $1 млн. — AI.) заявили о готовности посетить международную арт-ярмарку в первые 6 месяцев 2021 года. В отношении локальных ярмарок их доля выше — 64 %. К концу осени 2021 года (предполагаемом времени окончании массовой вакцинации в большинстве развитых стран) готовность респондентов отчета выехать за рубеж составляет уже 80 %.

Онлайн-продажи искусства

• Несмотря на общее сокращение объемов рынка, онлайн-продажи искусства в 2020 году достигли рекордного уровня в $12,4 млрд, увеличившись более чем вдвое по сравнению с 2019-м ($5,9 млрд).

• Доля онлайн-продаж в непубличном секторе рынка, включая онлайн-кабинеты арт-ярмарок, по сравнению с показателями 2019 года увеличилась в три раза — с 13 % до 39 %.

• В публичном секторе 22 % лотов, проданных на аукционах в 2020 году, были проданы через Интернет — что вдвое больше, чем в 2019 году. Работы стоимостью более $1 млн составили лишь 6 % от общего объема онлайн-продаж (на физических аукционах, включая телемосты, эта цифра составляет 58 %).

• 90 % HNW-коллекционеров в 2020 году посетили как минимум одну виртуальную арт-ярмарку, а 72 % сочли важным шагом при просмотре искусства в Интернете открытую публикацию галереей стоимости работ.

Коллекционеры

• Опрос более чем 2,6 тыс. коллекционеров HNW, проведенный Arts Economics и UBS Investor Watch на семи международных рынках, показал: миллениалы (родившиеся в 1980–2006. — AI.) приобретали самое большое количество предметов искусства и тратили больше всего денег. 30 % коллекционеров-миллениалов в 2020 году приобрели произведений искусства на сумму свыше $1 млн.

• 81 % HNW-коллекционеров в 2020 году покупали произведения искусства в галереях и у частных дилеров, а 54 % — на аукционах. 57 % предпочитали заключать сделки в физических помещениях, 29 % — через Интернет, и 14 % — посредством телефонных переговоров или электронной почты.

• 46 % HNW-коллекционеров сосредоточились только на галереях, в которых приобретали искусство до 2020 года, 34 % выразили готовность работать с новыми продавцами. 41 % покупателей приобретали исключительно работы художников, чьи произведения уже имелись в их коллекциях.

Инфраструктура арт-рынка

• В 2020 году на мировом рынке предметов искусства и антиквариата функционировало 305 тыс. компаний, на которых работало 2,9 млн человек (на 200 тыс. меньше, чем в 2019 году).

• Из них в секторе непубличного рынка — 291 тыс. компаний и более 2,6 млн человек, в публичном секторе — 14,2 тыс. компаний и 275 тыс. человек (соответственно на 5 % и 2 % меньше, чем в 2019 году).

• В 2020 году компаниями на рынке искусства было потрачено $16,6 млрд на вспомогательные услуги, напрямую связанные с их бизнесом (менеджмент коллекций, транспортировка, страхование, хранение, онлайн-приложения и пр.), на 16 % меньше, чем в 2019 году.

• Наибольшая часть этих расходов ($3,5 млрд) была связана с технологиями — в частности, оптимизацией вебсайтов и созданием (или арендой) виртуальных галерей для демонстрации или продажи искусства. Самая большая расходная статья 2019 года — оплата присутствия на арт-ярмарках — в 2020 году сократилась с 24 % до 10 % от общей суммы.

Комментарий AI. Начнем с главного: рынок искусства удалось удержать. И в этом, как ни парадоксально, есть и заслуга пандемии: карантин мобилизовал игроков арт-рынка, заставив продавцов отбросить каноны, освоить технологии и бесконечно тасовать стратегии, а засидевшихся в изоляции покупателей — проявить активность и найти гедонистический интерес в коммуникации с экраном ноутбука и смартфона. Более того, приди COVID-19 к нам пораньше, скажем в обличие COVID-07 или COVID-12, арт-рынок, с большой вероятностью, просел бы куда глубже: с начала 2000-х выстроилась довольно надежная система арт-отношений, включая взаимную подстраховку сторон сделок с искусством. Итого по факту мы имеем результат куда лучший, нежели в 2009-м ($39,5 млн), когда рынок впервые в новейшей истории коснулась мировая рецессия, и 2004-м ($30,3 млн), когда цифры стали планомерно карабкаться вверх после затишья 1990-х.

Сокращение расходов продавцов арт-рынка наглядно показало, что освоение технологий обходится значительно дешевле, чем регулярное участие в физических арт-ярмарках. А если учесть, что в 2020-м программисты стали стоить дороже, то экономия была бы куда солиднее, выстрой они онлайн-работу в «мирное», докарантинное время. Теперь из фаворитов арт-рынка ярмарки — первый кандидат на оптимизацию формата: физические площадки сковывает туманность коллективного иммунитета, онлайн-присутствие перехватили агрегационные платформы а-ля Artsy.

В сегменте частных продаж неожиданный спурт выдали аукционные дома, опередив частных дилеров, — налицо еще одно направление переустройства арт-рынка.

Францию с ее 6 % объема продаж на рынке искусства отчет Art Basel & UBS решил отдельной строкой не выносить — то, что год назад изумляло, сегодня воспринимается как конкуренция. А значит, на парижских дрожжах, приправленных «Брекситом», растет реальный игрок.

Отметим также, что количество респондентов отчета среди коллекционеров за год выросло более чем вдвое: за этим кроется как рост самосознания игроков рынка («мой ответ поможет остальным»), так и серьезная маркетинговая работа составителей отчета Art Basel по увеличению собственной клиентской базы.

Основной вопрос, от которого то и дело уходят авторы отчета: что считать чистым «онлайном», а что нет. И в этом просматривается определенный смысл: признай Art Basel, что в большинстве сделок с искусством с 2020 года технологии оказались важнее, чем живые люди, — и компаниям пришлось бы уволить значительную часть из 2,9 млн человек, обслуживающих рынок. И первым на очереди оказался бы сам Art Basel.

Отдельные рынки и их показатели в отчете Art Basel & UBS 2021 мы детально разберем в следующих материалах AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210316_ArtBasel21.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210316_ArtBasel21.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».