Art Investment

Отчет Art Basel & UBS 2020: рынок частных продаж

AI изучает показатели деятельности галерей и арт-дилеров в 2020 году

Основные итоги отчета вы можете прочесть здесь.

Традиционно отчет The Art Market от Art Basel & UBS анализирует рынок частных продаж на основании информации, предоставленной его непосредственными участниками — галереями. В этом году из 6 тысяч респондентов на вопросы составителей отчета ответило чуть более 1 тысячи, или около 17 %, — средний показатель за последние несколько лет. Отдельно отмечаем: ответившие Art Basel & UBS галереи обеспечивают более 90 % оборота рынка — другими словами, информацию невозможно считать исчерпывающей, но она вполне отражает тенденции частных продаж арт-рынка.

Основные показатели 2020 года в непубличном секторе выглядят следующим образом.

• Оборот галерей и частных дилеров в ценовом выражении, определенный по методу подсчета показателей Art Basel & UBS, в 2020 году достиг $29,3 млрд. Тем самым непубличный рынок снизился на 20 % по сравнению с 2019 годом.

• Среднее количество проданных в одной усредненной галерее работ снизилось с 55 в 2019 году до 34 в 2020-м.

• Размер клиентской базы галерей за 2020 год сократился и составил в среднем 55 индивидуальных клиентов на одну галерею, по сравнению с 64 в 2019 году.

• Доля продаж искусства галереями и частными дилерами на физических арт-ярмарках резко снизилась и составила в 2020 году всего 13 % от общей выручки продавцов. Продажи через онлайн-кабинеты ярмарок добавляют к этому значению всего 9 %.

• Удержать продажи многим галереям позволило сокращение основных операционных расходов: бизнес 28 % частных продавцов искусства оказался прибыльнее, чем в 2019 году, а 18 % сохранили стабильный уровень чистой прибыли.

• 48 % опрошенных дилеров получали кредиты для своего бизнеса в течение 2020 года, при этом 68 % использовали государственные займы или другие возвратные кредиты.

• Навсегда закрылись лишь 1 % из опрошенных галерей. В качестве двух основных причин были названы высокие расходы по содержанию помещений и финансовые потери вследствие отмены арт-ярмарок — основного (до 2020 года) канала продаж.

• Наибольшее снижение выручки (–31 %) зафиксировали галереи с ежегодным оборотом более $10 млн. Продажи галерей с оборотом до $250 тыс. пострадали меньше других (–19 %).

• Галереи, работающие с современным искусством, оказались в лучшем положении: падение оборота их продаж составило 20 %, тогда как галереи, представляющие старых мастеров и импрессионистов, недосчитались 39 % от прошлогоднего оборота. Выручка продавцов декоративного искусства и антиквариата сократилась в среднем на 33 % в сравнении с цифрами 2019-го.

• Состав галерейных покупателей искусства в 2020 году распределился следующим образом:

— 33 % пришли в галерею впервые;

— 37 % регулярно приобретали искусство в галерее от 1 до 5 лет;

— 30 % имели опыт работы с галереей более 5 лет.

• Новые покупатели обеспечили галереям с ежегодным оборотом менее $250 тыс. 45 % выручки, а продавцам с оборотом более $10 млн — всего 24 %.

• Состав экспонируемых художников у галерей, которые работают на первичном рынке:

— 35 % — начинающие художники (в 2019-м — 31 %);

— 40 % — художники в процессе развития карьеры (в 2019-м — 44 %);

— 25 % — признанные художники (без изменений).

• Состав экспонируемых художников у галерей, которые работают на первичном и вторичном рынках:

— 22 % — начинающие художники (в 2019-м — 25 %);

— 39 % — художники в процессе развития карьеры (в 2019-м — 44 %);

— 39 % — признанные художники (в 2019-м — 31 %).

• Галереи, которые работают на первичном рынке, в 2020 году обнаружили интересную тенденцию: чем выше среди представленных ими авторов была доля художников-женщин, тем меньшим оказалось падение объемов продаж.

• В 2020 году главные приоритеты галерей заметно сместились, и теперь они сосредоточены на удержании существующих клиентов, онлайн-продажах и поиске способов сокращения расходов.

Приоритеты галерей в 2019 и 2020 годах

Основные приоритеты 2020 год 2019 год Изменение в 2020-м относительно 2019-го, баллов
Место в рейтинге значимости Количество баллов (0–100) Место в рейтинге значимости Количество баллов (0–100)
Удержание текущих коллекционеров 1 70 2 63 +7
Онлайн-продажи и выставки 2 54 6 17 +37
Снижение затрат, увеличение дохода 3 31 7 12 +19
Расширение географии продаж 4 26 3 32 –6
Участие в арт-ярмарках 5 24 1 69 –45
Поиск новых художников 6 24 5 20 +4
Текущие выставки художников 7 19 4 28 –9
Новые технологии 8 7 11 1 +6
Расовое разнообразие художников 9 4 8 3 +1
Гендерное разнообразие художников 10 4 9 3 +1
Экология, включая углеродный след 11 3 10 2 +1

• 58 % галерей ожидают в 2021 году увеличения объемов продаж, 27 % считают, что рынок будет относительно стабильным, 15 % — готовятся к дальнейшему снижению выручки.

• Более других увеличения объемов продаж в 2021 году ожидают галереи с ежегодным оборотом более $10 млн — среди респондентов отчета таковых набралось 65 %.

Комментарий AI. Лучшей иллюстрацией отчета, заменяющей большинство приведенных цифр, являются данные в таблице: радикально сместившиеся приоритеты галерей дают полную картину происходившего в минувшем сезоне. Удержать взятые в 2020 высоты — освоенный онлайн и наработанную базу клиентов — главные задачи продавцов. О новых коллекционерах и технологиях продавцы до следующего фокуса COVID-19 и думать боятся: складывается впечатление, что галереи сами не поняли, как обрели «новые деньги» в 2020-м, и взялись за их консервацию в арт-формалине. Показательно, что когда дело от музейно-кураторской рефлексии доходит до прямых продаж, то ни гендерный, ни расовый вопросы не выходят на первый план. Равно как и углеродный след, которому художественные СМИ посвятили изрядную долю материалов в 2020-м: все меркнет перед следом транзакционным.

География продаж балансирует на грани актуальности и потери таковой. С одной стороны, аукционные продажи современных молодых западных художников неожиданно успешно показали себя в Азии (но это аукционы: ввиду публичности сделок там у коллекционеров другие приоритеты), с другой — оказавшиеся в изоляции страны сплотились вокруг своих же авторов. С третьей стороны, сегодня расширение географии — это уже не открытие представительства галереи в Гонконге, а добавление на сайт китайской языковой версии и обсуждения новостей в приложении Snapchat. Вместе с тем международные ярмарки не списали со счетов, а планируют к ним вернуться (хочется верить, не только из уважения к Art Basel, проводившей опрос галерей). Главным итогом всего отчета выделим цифру в 1 % — ровно столько галерей из числа 6 тыс. респондентов высшего и среднего сегментов прекратили свое существование в 2020 году (при этом не отключив рабочую почту, позволившую им написать ответ). Если учесть, что в течение прошлого сезона о намерении закрыться то и дело сообщали около 30 % галерей, итоговое число сушащих весла более чем оптимистичное.

Другое дело — кто им поверит в 2021-м, когда галереи не менее убедительно станут говорить о росте рынка и перспективах своих художников? Наш ответ: естественно, поверят все. Арт-рынок всегда жил Пушкинским: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!». Потому и выжил.

В следующем аналитическом материале на основе отчета Art Basel & UBS 2020 мы разберем работу аукционных домов в 2020 году.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210318_BaselDealers.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210318_BaselDealers.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».