Отчет Art Basel & UBS 2021: онлайн-продажи
AI изучает показатели онлайн-продаж искусства в 2020 году
Анализ основных показателей отчета The Art Market от Art Basel & UBS, а также частных продаж галерей и аукционных торгов в 2020 году вы можете найти в разделе аналитики на нашем ресурсе. Сегодня мы поговорим о «чистых» онлайн-продажах искусства, совершенных коллекционером перед беспристрастным экраном ноутбука или смартфона — т. е. без участия человеческого фактора в лице аукциониста или личной встречи с представителями продавца.
Основные цифры 2020 года выглядят следующим образом.
• Несмотря на общее сокращение объемов рынка, онлайн-продажи искусства в 2020 году достигли рекордного уровня в $12,4 млрд, увеличившись более чем вдвое по сравнению с 2019-м ($5,9 млрд). Таким образом, доля онлайн-торговли относительно общего объема продаж искусства ($50,1 млрд) за последний год выросла с 9 % до 25 %.
Совокупный объем «чистых» онлайн-продаж искусства, 2013–2020
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем онлайн-продаж, $ млрд | 3,1 | 4,4 | 4,7 | 4,9 | 5,4 | 6,0 | 5,9 | 12,4 |
• Доля онлайн-продаж в непубличном секторе рынка, включая онлайн-кабинеты арт-ярмарок, по сравнению с показателями 2019 года увеличилась в три раза — с 13 % до 39 %.
• В публичном секторе 22 % лотов, проданных на аукционах в 2020 году, были проданы через Интернет — что вдвое больше, чем в 2019 году. Работы стоимостью более $1 млн обеспечили лишь 6 % от общего объема онлайн-продаж (на физических аукционах, включая телемосты, эта цифра составляет 58 %).
• Доля онлайн-продаж искусства, осуществляемых аукционными домами второго уровня, выросла с 19 % в 2019 году до 30 % в 2020-м.
• Среди игроков частного рынка искусства наибольший прирост выручки от онлайн-продаж показали галереи и дилеры с оборотом более $10 млн. Доля объема их интернет-торговли выросла более чем в три раза — до 47 % суммарной выручки, полученной через все каналы продаж искусства.
• 32 % частных онлайн-продаж в 2020 году приходилось на новых покупателей — по сравнению с 57 % в 2019-м.
• 31 % частных онлайн-продаж в 2020 году приходится на покупателей, которые ранее контактировали с галереей, но впервые купили у них онлайн только с наступлением карантина.
• Наиболее часто используемым каналом для онлайн-покупки произведений искусства среди HNW-коллекционеров (с уровнем собственного капитала свыше $1 млн. — AI.) в 2020 году были онлайн-аукционы (49 %, при этом до завершения покупки добралось менее половины из этого числа). Виртуальные кабинеты галерей занимали второе место по популярности (47 %), а аналогичные кабинеты, предложенные арт-ярмарками, — третье место (45 %).
• Несмотря на высокий уровень использования Интернета в 2020 году, предпочтения каналов для просмотра произведений искусства, выставленных на продажу, были не в пользу технологий: 66 % HNW-коллекционеров желали бы посетить физическую выставку, 22 % — онлайн-экспозицию, а 12 % не выявили предпочтений между реальным и виртуальным просмотрами.
• 90 % HNW-коллекционеров в 2020 году посетили как минимум одну виртуальную арт-ярмарку (при этом до завершения покупки добралось менее половины из этого числа), а 72 % сочли важным шагом при просмотре искусства в Интернете открытую публикацию галереей стоимости работ.
• Покупки искусства через Интернет осуществляли не только географически удаленные от продавца коллекционеры — они также использовались локальными покупателями (в одних странах и даже городах. — AI.) в случае комфортной онлайн-коммуникации с продавцом и оформления заказов.
• Чуть более трети HNW-коллекционеров для покупки искусства в 2020 году использовали Instagram.
• Одной из самых важных задач для аукционных домов и дилеров в минувшем сезоне стало привлечение трафика на их сайты.
• 94 % аукционных домов всех уровней ожидают, что онлайн-продажи вырастут в объемах в течение следующих пяти лет.
Комментарий AI. Начнем с того, что в отчете имеется опечатка или оговорка. Отмечая, что доля онлайн-торговли относительно общего объема продаж искусства ($50,1 млрд) за последний год выросла с 9 % до 25 %, авторы пишут: «таким образом, объем онлайн-продаж впервые превысил объем продаж физических». Вариантов — два: либо имелся в виду темп роста онлайн-продаж (что не совсем логично, учитывая отсутствие роста объемов остального рынка), либо — первоначальный подсчет аналитиков показал, что продажи с использованием технологий таки выбились в лидеры, и было директивно решено рассортировать часть из них среди показателей «физического» рынка, чтобы не допустить и мысли о тотальном доминировании онлайна. В противном случае будущее Art Basel как ярмарки оказалось бы неочевидным: большинство неоперившихся коллекционеров ориентируются по принципу «куда ветер дует».
«Чистый» онлайн сегодня является основным конкурентом арт-ярмарок образца 2019 года: он дал галереям и дилерам ровно те же 47 % выручки, которые еще год назад приносили частным продавцами Art Basel, Frieze, TEFAF и остальная компания из 350 ярмарок. Тем не менее, когда дело касается первичной продажи (а не вторичной аукционной), коллекционеры предпочитают увидеть не засвеченное на рынке произведение искусства живьем, а не на мониторе. Однако предпочитать — не значит иметь возможность сделать это (на разнице между этими понятиями отчет, понятное дело, внимания не акцентирует). Поэтому среди 66 % желающих посетить выставку перед покупкой искусства чуть больше половины в итоге приобрели арт-актив, довольствовавшись виртуальным изображением. И сделали это по большей части на онлайн-аукционах, а не в онлайн-галереях или на ярмарках.
Неприметная с виду задача 2020 года — направить траффик покупателей на свою платформу — становится более понятной, если вспомнить, что до пандемии основной задачей было превращение зашедшего на сайт посетителя в покупателя, для чего необходимо было удержать его внимание и предоставить понятную навигацию, коммуникацию и удобную форму оплаты. Сегодня, как видим, основной вопрос не в удержании — а в самом попадании на сайт коллекционера, за внимание которого одновременно борются тысячи онлайн-ресурсов с приблизительно одинаковым техническим оснащением, от топ-галерей и ярмарок до агрегационных платформ типа Artsy и десятков молодых стартапов. И это мы перечислили лишь арт-конкурентов — а главными конкурентами за внимание покупателя искусства являются фитнес, образование и кулинария.
Интересно, что в минувшем сезоне менее половины посещений HNW-коллекционерами виртуальных кабинетов ярмарок завершились покупками. Если учесть, что состоятельные покупатели практически никогда не уезжали из Базеля, Гонконга или Майами-Бич с пустыми руками, то подобный результат одни читатели назовут провалом, а другие сочтут желанием коллекционеров поскорее вернуться к флеру физических ярмарок — своеобразных арт-путешествий с возможностью потратить деньги в максимально красивых декорациях. Мы предложим третий вариант толкования — кажущуюся «нестатусность» приобретения искусства в бесплатном кабинете. До пандемии чаще всего поездка на арт-ярмарку сопровождалась затратами, сопоставимыми, а порой и превышающими стоимость покупки: перелеты, отели, дорогие рестораны и прочий статусный антураж. Добавим сюда частный самолет с воздушным коридором и обслуживанием на стоянке — и уравновешиваем все это, например, небольшим упакованным Джеффом Кунсом. А когда за свое присутствие на ярмарке ты платишь по цене интернет-трафика — в чем покупательский азарт?
B следующем аналитическом материале на основе отчета Art Basel & UBS 2020 мы разберем продажи арт-ярмарок в 2020 году.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210324_BaselOnline.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210324_BaselOnline.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.