Отчет Art Basel & UBS 2020: публичные продажи
AI изучает показатели деятельности аукционных домов в 2020 году
Ранее AI проанализировал основные показатели, приведенные в отчете The Art Market от Art Basel & UBS, а также отдельно рассмотрел частные продажи галерей и дилеров искусства в 2020 году. На очереди — показатели аукционных продаж.
Основные цифры 2020 года в публичном секторе выглядят следующим образом.
• Объем аукционных продаж изобразительного, декоративного искусства и антиквариата (без учета частных продаж аукционных домов) в 2020 году составил $17,6 млрд — на 30 % меньше, чем в 2019 году.
Совокупный объем продаж рынка искусства, ДПИ и антиквариата на публичных торгах, 2013–2020
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем онлайн-продаж, $ млрд | 29,9 | 32,7 | 29,9 | 22,5 | 28,4 | 29,3 | 25,2 | 17,6 |
• Объем частных продаж аукционных домов превысил $3,2 млрд (+36 % по сравнению с 2019 годом). Таким образом, общая выручка от продаж искусства, проведенных аукционными компаниями (включая как государственные, так и частные), оценивается в $20,8 млрд.
• В 2020 году совокупная доля трех исторически крупнейших публичных рынков — Китая (включая материковую часть и Гонконг), США и Великобритании — составила 81 % объема всех мировых продаж. Китай обогнал США и стал крупнейшим публичным рынком с долей в 36 % мировой выручки, на аукционные продажи в США пришлось 29 % выручки, Великобритании — 16 %.
• При этом США сохранили уверенных отрыв по количеству проданных аукционных лотов — 23 % всех мировых публичных сделок. На втором месте расположился Китай (15 % сделок), на третьем — Великобритания (12 % сделок).
• Сделки на суммы, превышающие $1 млн на физических торгах (до закрытия на карантин или с учетом ограничений в залах) и телемостах составили наибольшую часть выручки аукционов — 58 %. На «чистых» онлайн-торгах (с приемом ставок через Интернет без поддержки аукциониста) сделки этой же ценовой категории обеспечили всего 6 % от общей выручки онлайн-торгов.
• Наибольшую долю суммарной выручки онлайн-торгов — 67 % — аукционные дома получили от продажи предметов в диапазоне от $5 тыс. до $250 тыс.
• В 2020 году крупнейшим сегментом публичных продаж было послевоенное и современное искусство: на него пришлось 55 % аукционных продаж всех периодов, что составило $4,7 млрд (–27 % по сравнению с 2019-м).
• 26 % мировой выручки на аукционных торгах послевоенного и современного искусства, принесли лоты, созданные в последние 20 лет. Предметы искусства авторства ныне живущих художников заработали 49 % объема продаж современного искусства — на 5 % больше аналогичного показателя 2019 года.
• Общая стоимость искусства модернистов в 2020 году составила $2,2 млрд, что ниже аналогичного показателя 2019-го на 23 %. Однако годом ранее падение суммарной выручки за искусство модернистов на 31 % и вовсе обновило исторический максимум за последние два десятилетия.
• Сегмент искусства импрессионистов и постимпрессионистов, доминирующая категория на арт-рынке 30 лет назад, в 2020 году продемонстрировал наибольшее снижение объемов продаж в годовом исчислении — более чем на 50 %.
• Суммарная выручка аукционных продаж искусства старых мастеров в прошлом сезоне показала снижение всего на 10 % по сравнению с 2019 годом.
• Всего 1 % от общего количества проданных лотов составили предметы искусства, ДПИ и антиквариата стоимостью дороже $1 млн, при этом они обеспечили 54 % от общего объема продаж.
• Наибольшее падение аукционной выручки — на 34 % в ценовом выражении — в 2020 году наблюдалось в ценовой категории от $5 млн до $10 млн.
• По выручке от лотов, проданных дороже $10 млн, китайские аукционные дома на 1 % опередили американские (43 % против 42 % от общемирового объема продаж сверхдорогих предметов искусства).
• Выручка, полученная на физических торгах, составила 66 % от общего объема продаж аукционных домов второго уровня (т. е. кроме Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Poly Auctions и China Guardian) — что всего на 9 % меньше по сравнению с показателями 2019 года. В то же время объем «чистых» онлайн-продаж аукционов второго уровня за аналогичный период вырос с 19 % до 30 %.
• Наибольшая доля объема продаж аукционных домов второго уровня в 2020 году приходилась на частных коллекционеров (65 % или 70 % — включая арт-консультантов и дизайнеров интерьеров, приобретающих работы для конкретного частного владельца). Доля продаж частным дилерам (для последующей перепродажи) за аналогичный период выросла с 12 % до 18 %. А вот доля продаж искусства музеям сократилась с 5 % в 2019 году до 3 % в 2020-м.
• Аукционные дома второго уровня сообщили, что 27 % продаж по количеству сделок в 2020 году были совершены новым покупателями — что на 5 % больше, нежели в 2019 году.
• Наиболее успешным каналом привлечения новых покупателей для аукционных домов всех категорий в 2020 году ожидаемо был Интернет.
• 77 % аукционных домов, в том числе крупные и средние игроки, ожидают увеличения объемов продаж искусства, ДПИ и антиквариата в 2021 году.
Комментарий AI. Удивительное дело: при том что аукционные дома оказались более готовыми к карантину — в первую очередь благодаря иллюзии «физических» продаж за счет телемостов, чего не могли предоставить галереи, — соотношение между выручкой публичного и частного арт-рынков с 2019 года не изменилось. 42 % аукционных продаж против 58 % галерейных и дилерских можно объяснить лишь активной работой десятка топ-галерей, существенно исправивших проседание всего частного рынка: здесь и крупные частные сделки, и распродажа имущества покойных коллекционеров, перехваченная Гагосяном и компанией у Sotheby’s, и гораздо лучшая адаптивность к онлайн-продажам, не в пример основной массе галерей. При этом сами дилеры в 2020 году почти вполовину увеличили активность покупок через аукционные дома второго эшелона: речь идет о молодом искусстве, которое они затем перепродавали… музеям, стремящимся обрести гендерно-расовый баланс. Этим и объясняется снижение роли музеев как покупателей в минувшем сезоне на аукционах (количество сделок галерей и дилеров с музеями, наоборот, выросло) — получается, что частные продавцы лучше сориентировались в ситуации, наладив с музейным миром торговые связи. Причем музеям в итоге работы доставались с наценкой, включающей и комиссию аукционных домов. Аукционы, ау! Вы ищете новых покупателей — но забыли о старых.
В отсутствие нью-йоркской и лондонской площадок состоятельные китайцы перенесли дорогостоящие покупки на домашние аукционы — получаем доминирование азиатского региона над рынком США сразу по нескольким позициям. Импрессионисты продолжили отставание от остальных сегментов искусства — не случайно их в нынешнем сезоне объединят с XX веком, среди покупателей которого больше вариантов для успешной продажи (так в свое время «Спасителя мира» разместили на торгах современного искусства). Старые мастера окрепли за счет принятия их традиционными коллекционерами технологий, позволяющих и приблизить, и рассмотреть, и больше узнать о предмете. Новые покупатели если и добираются до публичного рынка, обойдя соблазны онлайн-галерей и цифровых артефактов, то заходят на аукционы второго-третьего эшелона. Соответственно, удержание их на пару-тройку лет перед переходом на ступеньку Sotheby’s и Christie’s — основная задача небольших региональных аукционов. А сделать это можно лишь с помощью качественного набора лотов, в первую очередь — молодых авторов.
Вопрос на засыпку: как вы думаете, в 2021 году кто-нибудь из аукционных домов уже объявит о модели работы с карьерами художников на контрактной основе, подобно галереям? Или этого стоит ожидать не раньше 2022-го?
B следующем аналитическом материале на основе отчета Art Basel & UBS 2020 мы разберем «чистые» онлайн-продажи в 2020 году.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210323_BaselAuctions.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210323_BaselAuctions.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.