art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru




Графика старых мастеров в 2015–2020. Часть 1
ARTinvestment.RU   26 января 2021

В первой части статьи по мотивам исследования британского аналитического портала ArtTactic мы проанализируем продажи в целом и рассмотрим рынок графики старых мастеров с точки зрения принадлежности авторов к разным школам

В преддверии аукционной недели в Нью-Йорке, посвященной искусству старых мастеров, британский аналитический портал ArtTactic выпустил исследование, посвященное Master Drawings — таким названием международный арт-рынок именует графику старых мастеров. Специализированные ярмарки — TEFAF, Frieze Masters и др. — часто объединяют под одной крышей живописные и графические работы, однако «чистых» топ-событий, посвященных продаже исключительно классической графики, в мире проходит всего три в году. Помимо упомянутой нью-йоркской недели в конце января, в апреле графику старых мастеров можно приобрести в Париже на ярмарке Salon du Dessin, и далее — в июле на тематических торгах аукционных домов в Лондоне. Подобный географический и временной расклад сохраняется в течение многих лет: продавцы графики старых мастеров стараются не выпускать свои топ-лоты за пределы этих трех событий, тем самым сохраняя статус предмета торгов и участвующих в них коллекционеров. Что, впрочем, не мешает представителям арт-индустрии за глаза называть рынок Master Drawings «странствующим цирком» — прежде всего за приверженность выбранному маршруту.

Основные итоги 2020 года

Для начала вспомним, что первые месяцы предыдущего аукционного сезона прошли в штатном режиме, аббревиатура COVID-19 настигла рынок искусства немного позже. Таким образом январские торги в Нью-Йорке обеспечили продажу работы Андреа Мантеньи «Триумф Александрии» за $10,0 млн — второго по стоимости лота в истории продаж графики старых мастеров за последние 5 лет. Учитывая и январские торги, и упомянутую сделку, объемы продаж Master Drawings за весь карантинный 2020 год снизились совсем ненамного — «всего лишь» на 23,5 % по сравнению с 2019-м (тогда как в кризисные периоды все падает от 30 % до 50 %). Однако наибольшую опасность с началом карантина принесла необходимость цифровой трансформации: ни у одного из ведущих аукционных домов до начала прошлого года не было продажи рисунков старых мастеров в Интернете.

Таблица 1. Основные цифры сегмента Master Drawings у Sotheby’s и Christie’s по итогам 2020 года

Показатель Значение В сравнении с 2019-м, %
Объем продаж $22,8 млн –23,5
Средняя стоимость проданного лота $35,7 тыс. –25,8
Продано лотов, шт. 637 +3,1
% 74,3 + 29,1

Рынок графики старых мастеров в 2015–2020

Общая тенденция на рынке Master Drawings идентична ситуации с живописью старых мастеров: работы «среднего класса» в нем практически отсутствуют — основная борьба коллекционеров разворачивается вокруг либо шедевров, либо графики в нижней ценовой категории. Как видно из Таблицы 2, семь из десяти самых дорогих работ, проданных с 2015 года, приходятся на последние 3 аукционных сезона. Напомним читателям AI, что своеобразным исключением, конкурирующим по ценообразованию с живописью, являются два графических наброска Рафаэля, входящих в топ-10 самых дорогих работ старых мастеров, когда-либо проданных в истории: за них заплатили $42,4 млн и $42,7 млн (в 2002 и 2009 годах соответственно).

В целом, ежегодно на рынке графики старых мастеров происходит от одной до двух продаж свыше $1 млн. Однако в 2018 году $20 млн (более 50 % годовой выручки) сегменту принесли всего 5 лотов, а в 2019 году 6 лотов собрали $14,6 млн (49 % годовой выручки). Упомянутая же ранее работа Андреа Мантеньи, проданная в январе 2020 года, обеспечила 39 % объема продаж графики старых мастеров за весь прошедший сезон. При этом 58 % лотов, проданных с 2015 по 2020 год, находились в ценовой категории менее $10 тыс. Наибольшую же суммарную выручку за те же 6 лет аукционным домам обеспечили работы стоимостью от $10 тыс. до $50 тыс.

Среди особенностей на рынке графики старых мастеров эксперты выделяют такие параметры, как сохранность и провенанс. Так, бумага гораздо более чувствительна к внешним повреждениям и свету, чем холст, равно как мел, пастель или акварель более подвержены порче, чем масляная краска. Соответственно, графика на бумаге, скажем, XV века является чрезвычайно ценным предметом в глазах коллекционера — при условии соответствующей атрибуции и сохранности. Однако отношение некоторых покупателей к сохранности является исключением из правил: так, мужская фигура авторства Лукаса ван Лейдена ($12,7 млн) была вырезана из оригинального листа и наклеена поверх более новой бумажной основы. По мнению аналитиков ArtTactic, в данном конкретном случае основным мотиватором покупки была редкая возможность встретить работу художника на рынке графики старых мастеров, а видимая реставрация лишь подчеркивала возраст и уникальность предмета.

Второй немаловажный аспект на рынке графики старых мастеров — провенанс работы. Ярким примером тому является продажа в 2019 году «Портрета юноши», атрибутированного (т.е. приписываемого) Агостино Карраччи ($1,2 млн при эстимейте $35–45 тыс.). Ранее работа принадлежала выдающемуся британскому коллекционеру графики сэру Томасу Лоуренсу, а после — королю Нидерландов Вильгельму II. Даже при сомнительной атрибуции (о том, что значит «атрибутированный», читайте здесь. — AI.) основным фактором, поднявшим цену в 25 раз выше эстимейта, по мнению составителей обзора, было желание нового владельца стать в один ряд с прежними обладателями уникального предмета.

Таблица 2. Топ-10 продаж графики старых мастеров на аукционных торгах

Автор Название работы Год продажи Цена продажи (молоток), $ млн Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е
1 Лукас ван Лейден (1494–1533) A Young Man Standing  2018  12,7 5,00 
Андреа Мантенья (1431–1506) The Triumph Of Alexandria  2020  10,0 0,83 
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Nude Study Of A Young Man with Raised Arms 2019  7,0 2,33 
Каналетто (1697–1768) The Presentation Of The Doge In S. Marco  2019  3,2 0,95 
Каналетто  (1697–1768) The Coronation of the Doge on the Scala dei Giganti 2017  2,9 0,73 
Уильям Тёрнер (1775–1851) The Lake Of Lucerne From Brunnen  2018  2,2 1,13 
Сэмюэл Палмер (1805–1881) A Church With A Boat And Sheep  2018  2,0 6,67 
Франсиско Гойя (1746–1828) No Llenas Tanto La Cesta  2018  1,8 1,40 
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Two Nude Men Dragged Down By Demons  2015  1,6 3,20 
10  Питер Брейгель Старший (1526–1569) A Village With A Group Of Trees And A Mule  2015  1,4 2,25 

Рынок графики старых мастеров: школы

Начиная с XVII века наибольшим спросом коллекционеров графики старых мастеров пользовались произведения итальянских художников эпохи Высокого Возрождения и маньеризма (XV–XVI вв.) — эта тенденция сохранялась вплоть до конца прошлого столетия. В начале XXI века, когда количество доступных в открытой продаже «итальянцев» существенно сократилось, рынок переключил внимание на другие региональные школы графики — такие, как Французская и школы стран Северной Европы. Так, в 2018 году объем продаж графики фламандских художников показал вдвое большую цифру, чем работ итальянских мастеров. Впрочем, во многом этому способствовала продажа работы Лукаса ван Лейдена «Стоящий мужчина» за $12,7 млн.

Лондонские офисы Sotheby’s и Christie’s иногда выносят рисунки британских художников в отдельные продажи, что увеличивает предложение на рынке графики старых мастеров по части авторов из Великобритании. Так, на специализированных торгах в последние годы состоялось несколько серьезных продаж — в частности, акварелей Уильяма Тёрнера («Люцернское озеро в Бруннене» за $2,2 млн в 2018 году и «Морская рыбалка на рассвете в Маргите» за $1,0 млн в 2019-м), и графики Сэмюэля Палмера («Церковь с лодкой и овцами» за 2,0 млн в 2018 году).

Графика испанских художников довольно редкий гость на рынке Master Drawings. За анонсом качественной работы на крупном аукционе, как правило, следует громкая продажа. В последние 5 лет это в основном касалось работ Франсиско Гойи: «Не наполняйте так сильно корзину» была продана за $1,75 млн в 2018 году, «Пейзаж. Охотник с собакой» принес $920 тыс. в 2017 году, а «Французский солдат с собутыльником» в 2015 году ушел по цене молотка за $940 тыс.

Таблица 3. Распределение графики старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2015–2020 годах по школам живописи

Школа живописи Объем продаж (молоток), $ млн
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Итальянская 3,7 6,7 8,2 7,9 14,7 16,5
Фламандская 5,7 2,1 3,2 14,9 9,4 1,5
Британская 3,4 6,7 7,3 7,7 3,8 2,0
Французская 4,1 5,4 2,2 4,7 1,4 1,7
Немецкая (включая Северную Европу) 1,0 0,5 0,2 0,5 0,3 0,6
Испанская 1,1 0,3 1,0 2,8 0,04 0,1
Другие школы 0,6 0,2 0,7 1,1 0,1

В следующей части статьи мы расскажем о влиянии периода создания работы на ценообразование графики старых мастеров, о каналах ее продаж, а также подведем общие итоги исследования ArtTactic.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210126_OldDrawings.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210126_OldDrawings.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
  • 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
  • 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
  • 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
  • 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх