Графика старых мастеров в 2015–2020. Часть 1
В первой части статьи по мотивам исследования британского аналитического портала ArtTactic мы проанализируем продажи в целом и рассмотрим рынок графики старых мастеров с точки зрения принадлежности авторов к разным школам
В преддверии аукционной недели в Нью-Йорке, посвященной искусству старых мастеров, британский аналитический портал ArtTactic выпустил исследование, посвященное Master Drawings — таким названием международный арт-рынок именует графику старых мастеров. Специализированные ярмарки — TEFAF, Frieze Masters и др. — часто объединяют под одной крышей живописные и графические работы, однако «чистых» топ-событий, посвященных продаже исключительно классической графики, в мире проходит всего три в году. Помимо упомянутой нью-йоркской недели в конце января, в апреле графику старых мастеров можно приобрести в Париже на ярмарке Salon du Dessin, и далее — в июле на тематических торгах аукционных домов в Лондоне. Подобный географический и временной расклад сохраняется в течение многих лет: продавцы графики старых мастеров стараются не выпускать свои топ-лоты за пределы этих трех событий, тем самым сохраняя статус предмета торгов и участвующих в них коллекционеров. Что, впрочем, не мешает представителям арт-индустрии за глаза называть рынок Master Drawings «странствующим цирком» — прежде всего за приверженность выбранному маршруту.
Основные итоги 2020 года
Для начала вспомним, что первые месяцы предыдущего аукционного сезона прошли в штатном режиме, аббревиатура COVID-19 настигла рынок искусства немного позже. Таким образом январские торги в Нью-Йорке обеспечили продажу работы Андреа Мантеньи «Триумф Александрии» за $10,0 млн — второго по стоимости лота в истории продаж графики старых мастеров за последние 5 лет. Учитывая и январские торги, и упомянутую сделку, объемы продаж Master Drawings за весь карантинный 2020 год снизились совсем ненамного — «всего лишь» на 23,5 % по сравнению с 2019-м (тогда как в кризисные периоды все падает от 30 % до 50 %). Однако наибольшую опасность с началом карантина принесла необходимость цифровой трансформации: ни у одного из ведущих аукционных домов до начала прошлого года не было продажи рисунков старых мастеров в Интернете.
Таблица 1. Основные цифры сегмента Master Drawings у Sotheby’s и Christie’s по итогам 2020 года
Показатель | Значение | В сравнении с 2019-м, % | |
---|---|---|---|
Объем продаж | $22,8 млн | –23,5 | |
Средняя стоимость проданного лота | $35,7 тыс. | –25,8 | |
Продано лотов, | шт. | 637 | +3,1 |
% | 74,3 | + 29,1 |
Рынок графики старых мастеров в 2015–2020
Общая тенденция на рынке Master Drawings идентична ситуации с живописью старых мастеров: работы «среднего класса» в нем практически отсутствуют — основная борьба коллекционеров разворачивается вокруг либо шедевров, либо графики в нижней ценовой категории. Как видно из Таблицы 2, семь из десяти самых дорогих работ, проданных с 2015 года, приходятся на последние 3 аукционных сезона. Напомним читателям AI, что своеобразным исключением, конкурирующим по ценообразованию с живописью, являются два графических наброска Рафаэля, входящих в топ-10 самых дорогих работ старых мастеров, когда-либо проданных в истории: за них заплатили $42,4 млн и $42,7 млн (в 2002 и 2009 годах соответственно).
В целом, ежегодно на рынке графики старых мастеров происходит от одной до двух продаж свыше $1 млн. Однако в 2018 году $20 млн (более 50 % годовой выручки) сегменту принесли всего 5 лотов, а в 2019 году 6 лотов собрали $14,6 млн (49 % годовой выручки). Упомянутая же ранее работа Андреа Мантеньи, проданная в январе 2020 года, обеспечила 39 % объема продаж графики старых мастеров за весь прошедший сезон. При этом 58 % лотов, проданных с 2015 по 2020 год, находились в ценовой категории менее $10 тыс. Наибольшую же суммарную выручку за те же 6 лет аукционным домам обеспечили работы стоимостью от $10 тыс. до $50 тыс.
Среди особенностей на рынке графики старых мастеров эксперты выделяют такие параметры, как сохранность и провенанс. Так, бумага гораздо более чувствительна к внешним повреждениям и свету, чем холст, равно как мел, пастель или акварель более подвержены порче, чем масляная краска. Соответственно, графика на бумаге, скажем, XV века является чрезвычайно ценным предметом в глазах коллекционера — при условии соответствующей атрибуции и сохранности. Однако отношение некоторых покупателей к сохранности является исключением из правил: так, мужская фигура авторства Лукаса ван Лейдена ($12,7 млн) была вырезана из оригинального листа и наклеена поверх более новой бумажной основы. По мнению аналитиков ArtTactic, в данном конкретном случае основным мотиватором покупки была редкая возможность встретить работу художника на рынке графики старых мастеров, а видимая реставрация лишь подчеркивала возраст и уникальность предмета.
Второй немаловажный аспект на рынке графики старых мастеров — провенанс работы. Ярким примером тому является продажа в 2019 году «Портрета юноши», атрибутированного (т.е. приписываемого) Агостино Карраччи ($1,2 млн при эстимейте $35–45 тыс.). Ранее работа принадлежала выдающемуся британскому коллекционеру графики сэру Томасу Лоуренсу, а после — королю Нидерландов Вильгельму II. Даже при сомнительной атрибуции (о том, что значит «атрибутированный», читайте здесь. — AI.) основным фактором, поднявшим цену в 25 раз выше эстимейта, по мнению составителей обзора, было желание нового владельца стать в один ряд с прежними обладателями уникального предмета.
Таблица 2. Топ-10 продаж графики старых мастеров на аукционных торгах
№ | Автор | Название работы | Год продажи | Цена продажи (молоток), $ млн | Соотношение цены молотка (М) и среднего эстимейта (Е), М/Е |
---|---|---|---|---|---|
1 | Лукас ван Лейден (1494–1533) | A Young Man Standing | 2018 | 12,7 | 5,00 |
2 | Андреа Мантенья (1431–1506) | The Triumph Of Alexandria | 2020 | 10,0 | 0,83 |
3 | Питер Пауль Рубенс (1577–1640) | Nude Study Of A Young Man with Raised Arms | 2019 | 7,0 | 2,33 |
4 | Каналетто (1697–1768) | The Presentation Of The Doge In S. Marco | 2019 | 3,2 | 0,95 |
5 | Каналетто (1697–1768) | The Coronation of the Doge on the Scala dei Giganti | 2017 | 2,9 | 0,73 |
6 | Уильям Тёрнер (1775–1851) | The Lake Of Lucerne From Brunnen | 2018 | 2,2 | 1,13 |
7 | Сэмюэл Палмер (1805–1881) | A Church With A Boat And Sheep | 2018 | 2,0 | 6,67 |
8 | Франсиско Гойя (1746–1828) | No Llenas Tanto La Cesta | 2018 | 1,8 | 1,40 |
9 | Питер Пауль Рубенс (1577–1640) | Two Nude Men Dragged Down By Demons | 2015 | 1,6 | 3,20 |
10 | Питер Брейгель Старший (1526–1569) | A Village With A Group Of Trees And A Mule | 2015 | 1,4 | 2,25 |
Рынок графики старых мастеров: школы
Начиная с XVII века наибольшим спросом коллекционеров графики старых мастеров пользовались произведения итальянских художников эпохи Высокого Возрождения и маньеризма (XV–XVI вв.) — эта тенденция сохранялась вплоть до конца прошлого столетия. В начале XXI века, когда количество доступных в открытой продаже «итальянцев» существенно сократилось, рынок переключил внимание на другие региональные школы графики — такие, как Французская и школы стран Северной Европы. Так, в 2018 году объем продаж графики фламандских художников показал вдвое большую цифру, чем работ итальянских мастеров. Впрочем, во многом этому способствовала продажа работы Лукаса ван Лейдена «Стоящий мужчина» за $12,7 млн.
Лондонские офисы Sotheby’s и Christie’s иногда выносят рисунки британских художников в отдельные продажи, что увеличивает предложение на рынке графики старых мастеров по части авторов из Великобритании. Так, на специализированных торгах в последние годы состоялось несколько серьезных продаж — в частности, акварелей Уильяма Тёрнера («Люцернское озеро в Бруннене» за $2,2 млн в 2018 году и «Морская рыбалка на рассвете в Маргите» за $1,0 млн в 2019-м), и графики Сэмюэля Палмера («Церковь с лодкой и овцами» за 2,0 млн в 2018 году).
Графика испанских художников довольно редкий гость на рынке Master Drawings. За анонсом качественной работы на крупном аукционе, как правило, следует громкая продажа. В последние 5 лет это в основном касалось работ Франсиско Гойи: «Не наполняйте так сильно корзину» была продана за $1,75 млн в 2018 году, «Пейзаж. Охотник с собакой» принес $920 тыс. в 2017 году, а «Французский солдат с собутыльником» в 2015 году ушел по цене молотка за $940 тыс.
Таблица 3. Распределение графики старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2015–2020 годах по школам живописи
Школа живописи | Объем продаж (молоток), $ млн | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Итальянская | 3,7 | 6,7 | 8,2 | 7,9 | 14,7 | 16,5 |
Фламандская | 5,7 | 2,1 | 3,2 | 14,9 | 9,4 | 1,5 |
Британская | 3,4 | 6,7 | 7,3 | 7,7 | 3,8 | 2,0 |
Французская | 4,1 | 5,4 | 2,2 | 4,7 | 1,4 | 1,7 |
Немецкая (включая Северную Европу) | 1,0 | 0,5 | 0,2 | 0,5 | 0,3 | 0,6 |
Испанская | 1,1 | 0,3 | 1,0 | 2,8 | 0,04 | 0,1 |
Другие школы | 0,6 | 0,2 | 0,7 | 1,1 | 0,1 | – |
В следующей части статьи мы расскажем о влиянии периода создания работы на ценообразование графики старых мастеров, о каналах ее продаж, а также подведем общие итоги исследования ArtTactic.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210126_OldDrawings.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210126_OldDrawings.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.