Тест AI: Футбол vs арт-рынок. Часть 2
ARTinvestment.RU   10 ноября 2020

В новой рубрике AI сравнивает экономику рынка искусства и индустрии футбола

Итогом первого материала нашей серии, посвященной сравнению рынка искусства и индустрии футбола, стало вполне логичное заключение: в футбольной экономике вращается больше денег. Сегодня мы поговорим об основных цифрах и источниках финансирования футбольных клубов и ассоциаций — с параллельными арт-рыночными аналогиями, естественно. В зависимости от той или иной ситуации мы будем сравнивать спортивные модели либо с галереями, либо с музеями. Напомним, что целью исследования AI является обнаружение закономерностей в обеих сферах для возможного использования успешных футбольных наработок рынком искусства.

Регуляторы

ФУТБОЛ: Международная Федерация Футбольных Ассоциаций (FIFA) формально объединяет 240 членов (даже больше, чем ООН, с их 191 страной). Ежегодно она получает прибыль около $700 млн, 96 % которой — за счет проведения футбольных соревнований (продажа прав на трансляцию и спонсорские деньги). Наиболее прибыльным проектом является чемпионат мира по футболу, проходящий каждые четыре года. Стоимость спонсорского участия и прав на телевизионную и онлайн-трансляцию чемпионатов мира неуклонно растет. Так, в 1998 году (ЧМ во Франции) совокупный доход FIFA от этих двух статей составил $365 млн, в 2018 году (ЧМ в России) — более $5 млрд.

Для управления всеми 240 членами у FIFA есть шесть подразделений, разбитых по географическому принципу: Европейское (UEFA), Африканское (СAF), Азиатское (AFC), Латиноамериканское (CONMEBOL), Северо- и Центральноамериканское (CONCACAF), а также звено, управляющее странами Океании (OFC). Главный офис FIFA находится в Цюрихе (откуда отправляется самый удобный поезд до Базеля). Нелишним напомнить, что FIFA, основанная в 1903 году, поначалу была дотационной структурой, субсидируемой национальными ассоциациями, — а сегодня выплачивает им многомилионные суммы из собственных доходов, покрывая издержки национальных сборных на местах (подготовка к турниру), компенсируя участие игроков футбольным клубам (возможные травмы) и обеспечивая призовой фонд команд — участниц турниров.

АРТ-РЫНОК: На рынке искусства, в отличие от футбола, нет единого регулятора, но это не означает, что он никем не управляется. Если в футболе прослеживается явная монополия FIFA, то арт-рынок — это олигополия, проще говоря картель крупнейших игроков (аукционных домов и галерей). При этом и те и другие, находясь в официальном противостоянии публичного и частного рынка, исправно выполняют функцию регуляторов — ограничивая число доступных к продаже предметов искусства на уровне 1–2 % от общего числа активов в частном владении. Это имеет как позитивную, так и негативную стороны: в плюс регуляторам занесем непрерывный рост объема продаж между экономическими кризисами, а также удержание уровня средних цен во время рецессий, в минус — формирование рыночного предложения за счет ограниченного числа имен и сложность карьерного роста художников. Другими словами, талантливому футболисту пробиться на спортивный Олимп легче, чем талантливому художнику: из двух спортсменов с одинаковыми возможностями в топ-клубы возьмут обоих, из двоих художников со схожим новаторством творческих идей — в историю искусства запишут лишь одного.

Необходимо отметить и регуляцию на уровне уставов и прочих ограничений. Так, футбольные правила игры для профессиональных клубов устанавливаются FIFA в принудительном порядке (хоть и регулярно дополняются). На рынке искусства подобной практики нет: правила носят, скорее, формально-рекомендательный характер («кодекс чести» Американской ассоциации арт-дилеров и др.) либо являются внутренними документами, определяющими корпоративные нормы (для крупных аукционных домов — недопустимость работы с первичным рынком и принятие на торги работ определенной тематики). Неслыханным для футбольного мира стало бы владение спортивным функционером неким футбольным клубом — в то время как ведущие коллекционеры искусства открыто либо через аффилированные структуры владеют компаниями, определяющими лицо и ценообразование рынка (Франсуа Пино — Christie’s, Бернар Арно — Artprice, крупнейшие дилеры — среди совладельцев Artsy и др.).

География

ФУТБОЛ: На конец 2019 года, согласно отчету FIFA, в странах, имеющих профессиональные футбольные ассоциации, на контрактах клубов было порядка 130 тыс. профессиональных футболистов. По этому показателю лидировали: Англия (5,9 тыс.), Турция (3,7 тыс.), Франция (3,3 тыс.), Швеция (2,9 тыс.) и Италия (2,8 тыс.). Количество футбольных клубов в том же 2019 году равнялось 3,4 тыс. Здесь таблица лидеров будет немного другой: Мексика (266 клубов), Турция (126), Англия (111), Аргентина (103), Италия (98) и Россия (95). Имеются и ситуации-перевертыши: например, в Румынии зарегистрировано всего 14 профессиональных клубов, при этом страна насчитывает 2,5 тыс. профессиональных футболистов. «Где же играет большинство из них?» — спросите вы. Конечно же, в профессиональных клубах за рубежом! (Сразу вспоминается карьера художника Адриана Гени. — AI.)

Однако существует и лимит на легионеров — т.е. ограничение на одновременное участие в матчах национальных чемпионатов игроков с гражданством, отличным от страны проведения чемпионата. Лимит существует в 75 % стран, входящих в FIFA, и устанавливается каждой национальной ассоциацией самостоятельно. Наибольшее количество иностранных игроков сегодня выступают в чемпионатах Гибралтара и Андорры: 70 %, наименьшее — в Косово и Северной Ирландии: 9 %. В наиболее статусном футбольном чемпионате, английской Премьер-лиге, в 2019 году в среднем по клубам насчитывалось 57 % легионеров.

Успехи отдельно взятой страны на футбольных полях никак не коррелируют с интересом к футболу ее населения. Так, азиатские команды довольно неудачно выступают в международных турнирах, тем не менее в Азии невероятно популярны трансляции матчей европейских чемпионатов (и, как следствие — сувенирная продукция европейских футбольных клубов).

АРТ-РЫНОК: По состоянию на начало 2020 года в мире насчитывалось около 90 тыс. музеев и примерно 16 тыс. коммерческих галерей. Количество же частных арт-дилеров (таких же субъектов продажи, как и галереи, но без собственного помещения, а часто и без заработка) было около 150 тыс. Что касается «профессиональности» галерей, по аналогии с футбольными клубами, то на рынке искусства такого определения попросту нет — поскольку нет международного регулирующего органа (аналога FIFA), занимающего сертификацией. Впрочем уместно будет назвать профессиональными те галереи, которые больше одного раза посещали арт-ярмарки в последние 5 лет: таковых отчет Art Basel & UBS насчитывал по итогам 2019 года чуть более 7,5 тыс. При этом количество футбольных клубов с 2018 по 2019 год выросло на 13 %, а коммерческих галерей за тот же период стало на 40 % меньше.

В отношении географии рынка искусства имеем полную противоположность футболу: главные арт-державы, США и Китай, классическому европейскому футболу предпочитают баскетбол, бейсбол и футбол американский. Что, к слову, не мешает многим ведущим футбольным клубам Старого Света иметь американских инвесторов, а следом за ними (по размерам вложений в футбольный бизнес) — ближневосточных и китайских.

Интересно, что количество футбольных трансферов (переходов футболистов из одного клуба в другой) от общего числа профессиональных футболистов, за 2019 год составило 11 %, тогда как на арт-рынке количество проданных предметов искусства все последние 10 лет составляет менее 1 % от общего числа произведений в частных руках. Спекулятивные продажи на футбольном рынке также присутствуют: по данным FIFA, 14 % футболистов в 2019 году дважды поменяли футбольные клубы в течение одного года, а по данным AI, владельцев за тот же период дважды сменило около 11 % предметов искусства. Словом, в отношении спекуляции между сторонами — допустимое равенство.

Корреляция с национальной экономикой

ФУТБОЛ: Goldman Sachs проанализировала влияние футбольных успехов ряда стран на рост их фондовых рынков начиная с 1966 года. Оказалось, что в странах, чьи сборные выиграли мировой чемпионат, по итогам календарного года (турнир обычно проводится в июне) темпы роста фондовых рынков в среднем превысили аналогичные показатели стран — неудачников турнира на 9–10 % (под неудачей имеется в виду невыход из отборочной группы или проигрыш в стыковых матчах на ранней стадии). А вот страны, чьи сборные дошли до финала, но проигрывали в нем, понесли куда бóльший ущерб: индексы их фондовых рынков снижались на 20–25 %.

Однако на исход футбольных баталий реагировали не только биржевые индексы (довольно спорный показатель во все времена), но и внутренний валовой продукт (ВВП). Исследование, проведенное ABN-AMRO, показало, что победа в финале чемпионата мира в большинстве случаев увеличивает темпы роста ВВП страны-победительницы на 0,7 %, а проигрыш заставляет терять в среднем 0,3 % ВВП.

АРТ-РЫНОК: Наиболее очевидная аналогия с чемпионатом мира по футболу — Венецианская биеннале современного искусства (первый проводится каждые четыре года, вторая — каждые два). Сегодня трудно представить, чтобы экономика страны, чей национальный павильон выигрывает главный приз Венеции, настолько сильно зависела от ее арт-показателей. Другими словами, футбол является куда более действенным инструментом управления национальным сознанием, нежели искусство, — об этом, в частности, говорит то, что после успешного выступления национальной сборной увеличивается производительность труда внутри страны. А вот приток иностранных туристов в страну, где состоялся чемпионат, уже после его проведения, обусловлен уровнем эмоционального восприятия человека, подогреваемого двумя главными движущими силами современного футбола: телевизионными трансляциями и ставками букмекерских контор.

О механизмах ставок на спорт и причинах, почему аукционные торги (пока) не вызывают соответствующего ажиотажа среди любителей азарта, мы поговорим в продолжении материала. Не переключайтесь!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201110_ArtFootball_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201110_ArtFootball_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх