Тест AI: Футбол vs арт-рынок. Часть 1
ARTinvestment.RU   23 сентября 2020

В новой рубрике AI сравнивает экономику рынка искусства и индустрии футбола

В 2011 году на конференцию Communicating the Museum в Дюссельдорфе был приглашен необычный гость — глава Футбольной ассоциации Франции Филипп Диалло. Казалось бы, какое отношение искусство может иметь к футболу? Однако после первых пяти минут выступления спортивного функционера к блокнотам потянулись все собравшиеся в зале — от директора по фандрайзингу Лувра до руководителя отдела маркетинга Королевской Академии Искусств. Причина тому — неявные, на первый взгляд, сходства в управлении индустрией футбола и рынком искусства, которые неожиданно открылись и заиграли новыми красками. Новую рубрику «Тест AI», в которой мы будем сравнивать арт-рынок с другими сферами, отсекать лишнее и перенимать важное, начинаем с рассказа о пересечениях с футболом. Первый материал посвящен аналитике, которой располагают профессионалы обоих рынков.

Начнем с главного сходства. У аналитиков арт-рынка и футбольного менеджмента есть основные отчеты: наши коллеги пользуются известным читателям AI The Art Market Report от Art Basel & UBS Report, в футболе основную статистику предоставляет FIFA Transfer Market Report, выпускаемый главным регулирующим органом — международной федерацией футбола FIFA (отметим для себя, что на рынке искусства нет единой регулирующей структуры — официально регулирующей, по крайней мере. О роли в управлении процессом и источниках дохода FIFA мы поговорим позже). Оба отчета — и «артовский» и футбольный — похожи по структуре, оба выпускаются в начале календарного года и описывают в цифрах предыдущий сезон, давая представление о том, чего функционерам обоих рынков ожидать от следующих 11 месяцев. При этом, кроме статистической нагрузки и общего вектора развития, реальных инструментов практикам рынков отчеты не дают. И здесь в игру включаются платные аналитические программы.

В футбольной индустрии есть информационные ресурсы, позволяющие отследить стоимость футболистов в динамике, а также помочь футбольным клубам принять решение о целесообразности трансфера того или иного игрока по игровым показателям. Немецкий сайт Transfermarkt можно считать подобием Artprice или Artnet: он публикует данные о трансферах футболистов (аналог базы данных аукционных торгов). Правда, для лучшей посещаемости в дополнение к цифрам Transfermarkt публикует не только футбольные новости, но и слухи (что не умаляет его пользы и репутации; к тому же большинство слухов оплачены футбольными агентами — канал монетизации на заметку арт-рынку). Но главное отличие футбольного «артпрайса» — в формате подачи статистики трансферов. Выбирая определенного футболиста, потенциальный покупатель видит все изменения его стоимости с течением времени на одной странице: откуда он перешел, куда и за какую цену. Арт-ресурсы информацию о повторных продажах в большинстве своем скрывают: каждой работе в поиске соответствует одна аукционная запись; видя несколько работ с одинаковыми названиями, коллекционеру предстоит угадывать — идет ли речь о перепродаже одной работы, или нескольких одноименных? Таким образом, данные о возможных повторных продажах нужно собирать по ресурсам вручную, и желательно с дополнительными справочниками — либо запросить за отдельную плату (на ARTinvestment.RU работа по формированию истории повторных продаж картин русских художников по данным открытых источников ведется с самого открытия сайта).

Второй тип футбольной аналитики предлагает итальянский ресурс Wyscout, который анализирует матчи, выставляя рейтинги отдельным игрокам и сравнивая их показатели. В первом приближении он больше похож на Artfacts: та же система рейтингов по косвенным признакам (игровая активность, не касающаяся трансферов). Но только в первом: к сожалению для арт-рынка, глубина и качество исследования Wyscout по сравнению с рынком искусства убежали далеко вперед. Для аналогии представьте себе, что во время аукционных торгов некая камера создает «тепловую карту» коллекционеров в зале — замеряя их пульс и температуру тела, фиксируя изменения мышечной активности при появлении того или иного лота. Мы привыкли судить о ценообразовании предмета искусства по итоговой статистике: продали, не продали, а если продали — то за какую сумму. А сколько людей в итоге боролось за лот? Сколько сошло с дистанции до нижней границы эстимейта? На каком аукционном шаге коллекционеров, продолживших соревнование, осталось двое? А если работа осталась непроданной — были ли по ней предложения? То же в отношении ярмарок: сколько потенциальных покупателей подходило к работе, скольким потребовалась помощь консультанта от галереи, кто из них вернулся, сделав круг? Это и есть рынок. В футболе это хорошо понимают.

Откроем секрет или нет, но анализ непроданных предметов искусства составляет не меньший, если не бóльший объем работы арт-аналитика. Однако подобная работа усложнена отсутствием инструментов: необходимо либо присутствовать на торгах лично, либо получать инсайдерскую информацию от аукционного дома (с разумной поправкой на доверие к этой информации). В то же время в футбольной аналитике игрок, не забивший мяч (аналог непроданной работы), может получить рейтинг выше успешного форварда — благодаря своей пользе на поле (количеству сделанных обостряющих передач, отборов, перехватов, общему взаимодействию с партнерами и пр.). А все потому, что футбольные аналитики видят все его действия — с мячом и без него (последнее формирует немалую часть стоимости игрока). Другими словами, по части аналитических инструментов индустрия футбола убежала вперед со скоростью Килиана Мбаппе.

Напрашивается очевидный ответ: в футбольной экономике вращается больше денег. Но всегда ли так было? Для примера покажем рост ценовых рекордов предметов искусства и контрактов профессиональных футболистов в XX веке. При этом держим в голове, что FIFA была основана в 1903 году и поначалу была дотационной структурой — а сегодня выплачивает национальным футбольным ассоциациям многомилионные суммы из собственной прибыли.

Таблица 1. Ценовые рекорды трансферов футболистов в отдельные периоды

Период

Год

Игрок

Продавец

Покупатель

Цена трансфера, $

До 1900

1893

Вилли Гроуз

«Уэст Бромвич Альбион»

«Астон Вилла»

490

1900–1919

1905

Альф Коммон

«Сандерленд»

«Мидлсборо»

4 900

1920-–1959

1928

Дэвид Джек

«Болтон»

«Арсенал»

53 361

1960–1969

1963

Луис Суарес

«Барселона»

«Интер»

425 600

1970–1989

1975

Джузеппе Савольди

«Болонья»

«Наполи»

2 640 000

1995–1999

1999

Кристиан Виери

«Лацио»

«Интер»

48 500 000

2000–2009

2009

Криштиану Роналду

«Манчестер Юнайтед»

«Реал»

110 000 000

2010–2020

2017

Неймар

«Барселона»

«ПСЖ»

261 960 000

Таблица 2. Ценовые рекорды продаж искусства на аукционных торгах в отдельные периоды

Период

Год

Художник

Продавец

Покупатель

Цена продажи, $

До 1900

1852

Бартоломе Мурильо

Soult, Париж

Лувр, Франция

120 540

1900–1919

1919

Джордж Ромни

Christie's, Лондон

Частное лицо, США

240 240

1920–1959

1959

Питер Поль Рубенс

Sotheby's, Лондон

Частное лицо, Великобритания

770 000

1960–1969

1961

Рембрандт ван Рейн

Parke-Bernet, Нью-Йорк

Метрополитен-музей, США

2 287 746

1970–1989

1989

Пабло Пикассо

Binoche et Godeau, Париж

Частное лицо, Япония

52 695 963

1995–1999

1990

Винсент Ван Гог

Christie's, Нью-Йорк

Частное лицо, Япония

88 419 172

2000–2009

2004

Пабло Пикассо

Sotheby's, Нью-Йорк

Частное лицо, Украина / США

104 802 638

2010–2020

2017

Леонардо да Винчи

Christie's, Нью-Йорк

Наследный принц Саудовской Аравии

450 000 000

О чем нам говорят эти две таблицы вместе? Пусть не смущает, что цена, уплаченная за «Спасителя мира» вдвое превышает стоимость Неймара: за последние 100 лет разница между топ-продажами составила 1,8 тыс. раз у предметов искусства — и 53,5 тыс. раз у футболистов! Более того, средняя стоимость профессионального футбольного игрока в семь с половиной раз выше средней стоимости предмета искусства. Активизация процессов роста арт-рынка пришлась на 1980-е годы (пост-кризис, внимание инвесторов, активизация японских коллекционеров), индустрии футбола — на десятилетие позже, в 1990-е (появление широких экранов, доступных телетрансляций, видеоигр и онлайн-букмекеров). Примечательно, что с 2017 года ценовые рекорды в обеих сферах побиты не были, при этом оба громких приобретения были сделаны покупателями с Ближнего Востока (французский клуб «ПСЖ» принадлежит Qatar Sports Investments).

В следующей части материала мы расскажем о принципах монетизации футбола, а также о других его пересечениях с рынком искусства — в частности, о международном мерчандайзинге, посещаемости событий, контрактных отношениях и «китайском синдроме». Не переключайтесь!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200923_ArtFootball.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200923_ArtFootball.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх