Тест AI: Футбол vs арт-рынок. Часть 1
В новой рубрике AI сравнивает экономику рынка искусства и индустрии футбола
В 2011 году на конференцию Communicating the Museum в Дюссельдорфе был приглашен необычный гость — глава Футбольной ассоциации Франции Филипп Диалло. Казалось бы, какое отношение искусство может иметь к футболу? Однако после первых пяти минут выступления спортивного функционера к блокнотам потянулись все собравшиеся в зале — от директора по фандрайзингу Лувра до руководителя отдела маркетинга Королевской Академии Искусств. Причина тому — неявные, на первый взгляд, сходства в управлении индустрией футбола и рынком искусства, которые неожиданно открылись и заиграли новыми красками. Новую рубрику «Тест AI», в которой мы будем сравнивать арт-рынок с другими сферами, отсекать лишнее и перенимать важное, начинаем с рассказа о пересечениях с футболом. Первый материал посвящен аналитике, которой располагают профессионалы обоих рынков.
Начнем с главного сходства. У аналитиков арт-рынка и футбольного менеджмента есть основные отчеты: наши коллеги пользуются известным читателям AI The Art Market Report от Art Basel & UBS Report, в футболе основную статистику предоставляет FIFA Transfer Market Report, выпускаемый главным регулирующим органом — международной федерацией футбола FIFA (отметим для себя, что на рынке искусства нет единой регулирующей структуры — официально регулирующей, по крайней мере. О роли в управлении процессом и источниках дохода FIFA мы поговорим позже). Оба отчета — и «артовский» и футбольный — похожи по структуре, оба выпускаются в начале календарного года и описывают в цифрах предыдущий сезон, давая представление о том, чего функционерам обоих рынков ожидать от следующих 11 месяцев. При этом, кроме статистической нагрузки и общего вектора развития, реальных инструментов практикам рынков отчеты не дают. И здесь в игру включаются платные аналитические программы.
В футбольной индустрии есть информационные ресурсы, позволяющие отследить стоимость футболистов в динамике, а также помочь футбольным клубам принять решение о целесообразности трансфера того или иного игрока по игровым показателям. Немецкий сайт Transfermarkt можно считать подобием Artprice или Artnet: он публикует данные о трансферах футболистов (аналог базы данных аукционных торгов). Правда, для лучшей посещаемости в дополнение к цифрам Transfermarkt публикует не только футбольные новости, но и слухи (что не умаляет его пользы и репутации; к тому же большинство слухов оплачены футбольными агентами — канал монетизации на заметку арт-рынку). Но главное отличие футбольного «артпрайса» — в формате подачи статистики трансферов. Выбирая определенного футболиста, потенциальный покупатель видит все изменения его стоимости с течением времени на одной странице: откуда он перешел, куда и за какую цену. Арт-ресурсы информацию о повторных продажах в большинстве своем скрывают: каждой работе в поиске соответствует одна аукционная запись; видя несколько работ с одинаковыми названиями, коллекционеру предстоит угадывать — идет ли речь о перепродаже одной работы, или нескольких одноименных? Таким образом, данные о возможных повторных продажах нужно собирать по ресурсам вручную, и желательно с дополнительными справочниками — либо запросить за отдельную плату (на ARTinvestment.RU работа по формированию истории повторных продаж картин русских художников по данным открытых источников ведется с самого открытия сайта).
Второй тип футбольной аналитики предлагает итальянский ресурс Wyscout, который анализирует матчи, выставляя рейтинги отдельным игрокам и сравнивая их показатели. В первом приближении он больше похож на Artfacts: та же система рейтингов по косвенным признакам (игровая активность, не касающаяся трансферов). Но только в первом: к сожалению для арт-рынка, глубина и качество исследования Wyscout по сравнению с рынком искусства убежали далеко вперед. Для аналогии представьте себе, что во время аукционных торгов некая камера создает «тепловую карту» коллекционеров в зале — замеряя их пульс и температуру тела, фиксируя изменения мышечной активности при появлении того или иного лота. Мы привыкли судить о ценообразовании предмета искусства по итоговой статистике: продали, не продали, а если продали — то за какую сумму. А сколько людей в итоге боролось за лот? Сколько сошло с дистанции до нижней границы эстимейта? На каком аукционном шаге коллекционеров, продолживших соревнование, осталось двое? А если работа осталась непроданной — были ли по ней предложения? То же в отношении ярмарок: сколько потенциальных покупателей подходило к работе, скольким потребовалась помощь консультанта от галереи, кто из них вернулся, сделав круг? Это и есть рынок. В футболе это хорошо понимают.
Откроем секрет или нет, но анализ непроданных предметов искусства составляет не меньший, если не бóльший объем работы арт-аналитика. Однако подобная работа усложнена отсутствием инструментов: необходимо либо присутствовать на торгах лично, либо получать инсайдерскую информацию от аукционного дома (с разумной поправкой на доверие к этой информации). В то же время в футбольной аналитике игрок, не забивший мяч (аналог непроданной работы), может получить рейтинг выше успешного форварда — благодаря своей пользе на поле (количеству сделанных обостряющих передач, отборов, перехватов, общему взаимодействию с партнерами и пр.). А все потому, что футбольные аналитики видят все его действия — с мячом и без него (последнее формирует немалую часть стоимости игрока). Другими словами, по части аналитических инструментов индустрия футбола убежала вперед со скоростью Килиана Мбаппе.
Напрашивается очевидный ответ: в футбольной экономике вращается больше денег. Но всегда ли так было? Для примера покажем рост ценовых рекордов предметов искусства и контрактов профессиональных футболистов в XX веке. При этом держим в голове, что FIFA была основана в 1903 году и поначалу была дотационной структурой — а сегодня выплачивает национальным футбольным ассоциациям многомилионные суммы из собственной прибыли.
Таблица 1. Ценовые рекорды трансферов футболистов в отдельные периоды
Период | Год | Игрок | Продавец | Покупатель | Цена трансфера, $ |
---|---|---|---|---|---|
До 1900 | 1893 | Вилли Гроуз | «Уэст Бромвич Альбион» | «Астон Вилла» | 490 |
1900–1919 | 1905 | Альф Коммон | «Сандерленд» | «Мидлсборо» | 4 900 |
1920-–1959 | 1928 | Дэвид Джек | «Болтон» | «Арсенал» | 53 361 |
1960–1969 | 1963 | Луис Суарес | «Барселона» | «Интер» | 425 600 |
1970–1989 | 1975 | Джузеппе Савольди | «Болонья» | «Наполи» | 2 640 000 |
1995–1999 | 1999 | Кристиан Виери | «Лацио» | «Интер» | 48 500 000 |
2000–2009 | 2009 | Криштиану Роналду | «Манчестер Юнайтед» | «Реал» | 110 000 000 |
2010–2020 | 2017 | Неймар | «Барселона» | «ПСЖ» | 261 960 000 |
Таблица 2. Ценовые рекорды продаж искусства на аукционных торгах в отдельные периоды
Период | Год | Художник | Продавец | Покупатель | Цена продажи, $ |
---|---|---|---|---|---|
До 1900 | 1852 | Бартоломе Мурильо | Soult, Париж | Лувр, Франция | 120 540 |
1900–1919 | 1919 | Джордж Ромни | Christie's, Лондон | Частное лицо, США | 240 240 |
1920–1959 | 1959 | Питер Поль Рубенс | Sotheby's, Лондон | Частное лицо, Великобритания | 770 000 |
1960–1969 | 1961 | Рембрандт ван Рейн | Parke-Bernet, Нью-Йорк | Метрополитен-музей, США | 2 287 746 |
1970–1989 | 1989 | Пабло Пикассо | Binoche et Godeau, Париж | Частное лицо, Япония | 52 695 963 |
1995–1999 | 1990 | Винсент Ван Гог | Christie's, Нью-Йорк | Частное лицо, Япония | 88 419 172 |
2000–2009 | 2004 | Пабло Пикассо | Sotheby's, Нью-Йорк | Частное лицо, Украина / США | 104 802 638 |
2010–2020 | 2017 | Леонардо да Винчи | Christie's, Нью-Йорк | Наследный принц Саудовской Аравии | 450 000 000 |
О чем нам говорят эти две таблицы вместе? Пусть не смущает, что цена, уплаченная за «Спасителя мира» вдвое превышает стоимость Неймара: за последние 100 лет разница между топ-продажами составила 1,8 тыс. раз у предметов искусства — и 53,5 тыс. раз у футболистов! Более того, средняя стоимость профессионального футбольного игрока в семь с половиной раз выше средней стоимости предмета искусства. Активизация процессов роста арт-рынка пришлась на 1980-е годы (пост-кризис, внимание инвесторов, активизация японских коллекционеров), индустрии футбола — на десятилетие позже, в 1990-е (появление широких экранов, доступных телетрансляций, видеоигр и онлайн-букмекеров). Примечательно, что с 2017 года ценовые рекорды в обеих сферах побиты не были, при этом оба громких приобретения были сделаны покупателями с Ближнего Востока (французский клуб «ПСЖ» принадлежит Qatar Sports Investments).
В следующей части материала мы расскажем о принципах монетизации футбола, а также о других его пересечениях с рынком искусства — в частности, о международном мерчандайзинге, посещаемости событий, контрактных отношениях и «китайском синдроме». Не переключайтесь!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200923_ArtFootball.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200923_ArtFootball.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.