art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

ИСУПОВ Алексей Владимирович (1889–1957) Деревенская сходка зимой. 1930–40-е
Текущая ставка
150 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00
КИСЛИЦЫН Игорь Васильевич (1948) Корабль пейзаж. 2006
Текущая ставка
19 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00
ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (1934) Памятник Колумбу. 1991
Текущая ставка
30 000 RUB
Окончание торгов
23 Окт. 2020 12:00:00

Рынок современного искусства 2000–2020. Отчет Artprice. Часть 1
ARTinvestment.RU   16 октября 2020

Французская аналитическая компания показала основные изменения на рынке современного искусства за 20 лет

С начала осени отчеты о рынке искусства выпустили ArtTactic, Art Basel & UBS и Artnet, теперь к ним присоединился и Artprice. В отличие от коллег по арт-рынку французский аналитик публичных продаж немного слукавил с названием: «Современное искусство 2000–2020» не берет в расчет нынешний год, а ограничивает двадцатилетие 2019-м. Тем не менее с основной задачей — подогреванием интереса к сегменту Contemporary Art накануне решающих осенних аукционных торгов — отчет справился очень хорошо: рынок «доковидной» эпохи показан динамичным, а его основные имена — сверхуспешными. «Сейчас идеальное время для паузы и серьезного анализа метаморфоз рынка современного искусства — сегмента рынка, который таит в себе самые большие риски и <одновременно> большие возможности, — говорит во вступительной статье главный редактор Artprice Терри Эрманн. — И, прежде чем рынок полностью возобновит свою активность, этот опыт крайне важно перенять». С этими словами AI полностью согласен: внимательно изучив материал, мы выделим основные факты, а также остановимся в комментариях на некоторых любопытных деталях, которые под воздействием магии арт-рынка могли ускользнуть от нашего читателя в оригинале отчета:

• За 20 лет объем продаж современного искусства увеличился на 2100 % (с $92 млн в 2000 году до $2 млрд в 2019-м).

• В 2019 году на публичных торгах было продано 550 тыс. лотов ($13,3 млрд), представлявших все творческие и исторические периоды вместе взятые. Объем продаж современного искусства составил 15 % оборота аукционных домов, в 2000-м — всего 3 %.

• В стоимостном выражении произведения современного искусства с 2000 по 2020 год принесли $22,7 млрд.

• 68 % от этой цифры обеспечили продажи художников из Китая и США.

• В сегменте современного искусства за последние 20 лет на аукционах продавалось в среднем чуть более 200 работ в день.

Далее все наши выкладки, факты и комментарии будут по умолчанию описывать только сектор современного искусства на аукционных торгах.

• За те же 20 лет (если взять показатели 2000-го и 2019-го) отмечен рост:

— количества художников: с 5,4 тыс. до 32 тыс.,

— количества предметов искусства: с 19 тыс. до 123 тыс.,

— количества стран проведения аукционов: с 39 до 64.

За тот же период количество аукционных домов, занимающихся современным искусством, увеличилось почти вдвое, специализированных торгов — втрое.

• За 20 лет Жан-Мишель Баския, Джефф Кунс, Дэмиен Херст и Кристофер Вул в сумме принесли $4,4 млрд, или почти 20 % от общего объема рынка современного искусства.

• Баския является обладателем первого и последнего аукционных рекордов в сегменте современного искусства за последние 20 лет: по состоянию на 2000 год его работа, единственная из произведений современных художников преодолела барьер в $1 млн ($1,7 млн в 1998 году), также Баскии принадлежит самая дорогая (на текущий момент) из когда-либо проданных современных работ ($110 млн в 2017-м). Таким образом, разница в стоимости двух аукционных рекордов за 20 лет составила 65 раз.

• За тот же период средняя стоимость работ современного искусства, проданного через аукционы, выросла с $7,43 тыс. до $25,04 тыс., показав самую лучшую ценовую динамику среди всех сегментов искусства.

• Наилучшие суммарные аукционные результаты среди всего современного искусства за последние 20 лет показали работы, созданные в 1981–1984, 2005–2008 и 2010–2013 годах.

• Наибольший рост ценовой динамики аукционных рекордов за 20 лет показали Рудольф Стингель (с $12 тыс. до $ 21,4 млн, разница в 1783 раза), Альберт Олен (с $55 тыс. до $25,9 млн, разница в 471 раз) и Джордж Кондо (с $264 тыс. до $29,8 млн, разница в 113 раз).

• Продажи живописи в 2019 году составили 65 % оборота рынка современного искусства (против 52 % в 2000 году). При этом работы стоимостью свыше $1 млн составили менее 1 % всех проданных лотов, а ¾ всех аукционных продаж живописи на холсте пришлись на ценовой сегмент менее 5 тыс.

• Продажи скульптуры в 2019 году заняли 16 % объема публичного рынка современного искусства, однако составили всего 10 % от общего количества сделок. За 20 лет объем продаж скульптуры вырос на 1485 % — прежде всего благодаря феноменальной ценовой динамике работ Джеффа Кунса, Энтони Гормли, Мартина Киппенбергера, Такаши Мураками, Маурицио Каттелана и KAWS.

• Рынок современной фотографии резко вырос в объемах продаж в 2007 году — $102 млн против $17 млн в 2000 году. К 2020 году показатели продаж снизились, однако выросло количество проданных лотов — с 1,3 тыс. (2000) до почти 5 тыс. (2019, рекордный сезон). При этом чуть более 50 % фотографий, проданных на аукционах в 2019 году, стоили менее 2 тыс.

Таблица 1. Показатели продаж современного искусства на аукционных торгах, 2000 / 2019

Показатели 

2000

Разница между 2000 и 2010, %

2010

Разница между 2010 и 2020, %

2019

Рост 2010–2020 по сравнению с ростом 2000–2010

Объем аукционных торгов, $ млрд

0,092

+1144,6

1,145

+74

1,993

Нет

Лучший результат в году, $ млн

2,2

+668

16,9

+439

91,1

Нет

Средняя цена проданных лотов в году, $ тыс.

7,430

+309

30,400

–17

25,140

Нет

Выставленных лотов, шт.

19,180

+223

61,885

+99

122,875

Нет

Проданных лотов, шт.

12,355

+205

37,670

+110

79,290

Нет

Непроданных лотов, %

36

+8

39

–10

35

Нет

Количество торгов в году

1 794

+65

2,960

+98

5,874

Да

Количество художников на торгах

5,425

+237

18 284

+75

31 918

Нет

Количество городов

359

+5

377

+43

539

Да

Количество стран

39

+49

58

+10

64

Нет

Количество аукционных домов

467

+32

618

+36

843

Да

Средняя комиссия покупателя, %

14,40

+17

16,90

+18

20

Да

Доля современного искусства в общем объеме продаж, %

2,90

+197

8,60

+73

14,90

Нет

Топ-художник по уровню капитализации в году

Жан-Мишель Баския

-

Жан-Мишель Баския

-

Жан-Мишель Баския

Без изменений

Таблица 2. Топ-10 художников, чьи работы вошли в ценовой рейтинг результатов аукционных торгов по итогам последних 20 лет

Имя художника

Количество работ в топ-100 продаж

Цена топ-продажи, $ млн

Год совершения топ-продажи

Жан-Мишель БАСКИЯ (1960–1988)

33

110,5

2017

Джефф КУНС (1955)

17

91,1

2019

Питер ДОЙГ (1959)

14

28,8

2017

Кристофер ВУЛ (1955)

11

29,9

2015

Мартин КИППЕНБЕРГЕР (1953–1997)

4

22,6

2014

ЦЗЕН Фаньчжи (1964)

3

23,3

2013

Дэмиен ХЕРСТ (1965)

3

19,2

2007

Ёситомо НАРА (1959)

2

24,9

2019

ЧЭНЬ Ифэй (1946–2005)

2

22,6

2017

Керри Джеймс МАРШАЛЛ (1955)

2

21,1

2018

Комментарий AI: Тот, кто впервые берет в руки отчеты Artprice, замечает две особенности по сравнению с аналитикой от Art Basel & UBS и другими: факты и цифры изложены в литературной форме и перемешаны между собой так, что понять общую картину зачастую непросто. С одной стороны, это облегчает чтение, с другой — минимизирует шансы читателя на собственные выводы (возможно, на это и сделан расчет). Постараемся выделить главное.

Сегмент современного искусства, до конца 1990-х годов считавшийся большинством публичных коллекционеров маргинальным, с начала XXI века изменил к себе отношение рынка и стремительно вырос в объемах продаж (мы не останавливаемся на причинах, которые это вызвали). Наиболее дорогие работы и художники последних лет отражают успех наследников поп-арта (Кунс, Херст, Принс, Каттелан), нео-экспрессионистов (Баския, Вул), адептов «нового реализма» (Дойг, Маршалл), культовых уличных художников (Бэнкси, Харинг, KAWS), а также китайских и японских авторов, вышедших на рынок в новом тысячелетии (Фанчжи, Мураками, Нара). Заметим, что среди художников, вошедших в топ-100 продаж, четыре имени — Баския, Кунс, Дойг и Вул — лидируют со значительным отрывом по количеству работ, проданных по рекордным ценам. Остальные (в их числе Дэмиен Херст и представители Азиатского региона) пару раз за 20 лет «подогрели» интерес коллекционеров громкими продажами и переключились на средний ценовой сегмент с большим количеством сделок (это в меньшей степени относится к Ёсимото Наре, который только начинает международную экспансию).

Обращают на себя внимание названия галерей, продвигающих художников-рекордсменов по ценовым «разрывам» между продажами 2000 и 2019 годов: Рудольфа Стингеля ведет Gagosian, Джорджа Кондо — Skarstedt, а карьерный менеджмент Альберта Олена обе вышеупомянутые галереи поделили между собой. Другими словами, успех современного искусства регулируется на уровне предложений топ-дилеров, а не спроса (а вы ожидали иного?). На этом фоне полнейшее игнорирование отчетом Герхарда Рихтера выглядит не упущением, а конфликтом интересов (интересно, что сделал немец владельцу Artprice коллекционеру Бернару Арно?).

Мы не случайно дополнили Таблицу 1 отражением роста показателей 2000–2010 по сравнению с 2010–2020: если посмотреть внимательно, динамика большинства показателей на рынке современного искусства за последнее десятилетие замедлилась (при том, что абсолютные цифры, наоборот, выросли). Увеличилось с начала 2010-х лишь количество аукционных домов, специализированных торгов и городов проведения, а также комиссия покупателя. Другими словами: после стремительного роста в 2000-х коммерческий интерес к современному искусству (в его основе лежит покупательная способность, диктующая размеры рынка) после кризиса 2008–2009 годов стал ослабевать, а продавцы данного сегмента остановиться в росте не смогли. На этом фоне снижение средней стоимости современного искусства (за счет интереса коллекционеров к молодым именам) и увеличение количества проданных лотов дает основания предполагать более рациональный подход к совершению публичных сделок.

Объем рынка современного искусства последние 20 лет определяется продажами 0,3 % от общего числа аукционных художников, при этом введение новых имен — основная положительная тенденция, которую можно разглядеть в витиеватом отчете. Главное — чтобы вслед за ней сбавило безудержные темпы роста число продавцов. Но с этим как-нибудь разберется COVID, покуда за нами, откуда-то сверху, наблюдает трижды рекордсмен двадцатилетия Жан-Мишель Баския.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201016_ArtpriceCont.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201016_ArtpriceCont.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх