Рынок современного искусства 2000–2020. Отчет Artprice. Часть 1
Французская аналитическая компания показала основные изменения на рынке современного искусства за 20 лет
С начала осени отчеты о рынке искусства выпустили ArtTactic, Art Basel & UBS и Artnet, теперь к ним присоединился и Artprice. В отличие от коллег по арт-рынку французский аналитик публичных продаж немного слукавил с названием: «Современное искусство 2000–2020» не берет в расчет нынешний год, а ограничивает двадцатилетие 2019-м. Тем не менее с основной задачей — подогреванием интереса к сегменту Contemporary Art накануне решающих осенних аукционных торгов — отчет справился очень хорошо: рынок «доковидной» эпохи показан динамичным, а его основные имена — сверхуспешными. «Сейчас идеальное время для паузы и серьезного анализа метаморфоз рынка современного искусства — сегмента рынка, который таит в себе самые большие риски и <одновременно> большие возможности, — говорит во вступительной статье главный редактор Artprice Терри Эрманн. — И, прежде чем рынок полностью возобновит свою активность, этот опыт крайне важно перенять». С этими словами AI полностью согласен: внимательно изучив материал, мы выделим основные факты, а также остановимся в комментариях на некоторых любопытных деталях, которые под воздействием магии арт-рынка могли ускользнуть от нашего читателя в оригинале отчета:
• За 20 лет объем продаж современного искусства увеличился на 2100 % (с $92 млн в 2000 году до $2 млрд в 2019-м).
• В 2019 году на публичных торгах было продано 550 тыс. лотов ($13,3 млрд), представлявших все творческие и исторические периоды вместе взятые. Объем продаж современного искусства составил 15 % оборота аукционных домов, в 2000-м — всего 3 %.
• В стоимостном выражении произведения современного искусства с 2000 по 2020 год принесли $22,7 млрд.
• 68 % от этой цифры обеспечили продажи художников из Китая и США.
• В сегменте современного искусства за последние 20 лет на аукционах продавалось в среднем чуть более 200 работ в день.
Далее все наши выкладки, факты и комментарии будут по умолчанию описывать только сектор современного искусства на аукционных торгах.
• За те же 20 лет (если взять показатели 2000-го и 2019-го) отмечен рост:
— количества художников: с 5,4 тыс. до 32 тыс.,
— количества предметов искусства: с 19 тыс. до 123 тыс.,
— количества стран проведения аукционов: с 39 до 64.
За тот же период количество аукционных домов, занимающихся современным искусством, увеличилось почти вдвое, специализированных торгов — втрое.
• За 20 лет Жан-Мишель Баския, Джефф Кунс, Дэмиен Херст и Кристофер Вул в сумме принесли $4,4 млрд, или почти 20 % от общего объема рынка современного искусства.
• Баския является обладателем первого и последнего аукционных рекордов в сегменте современного искусства за последние 20 лет: по состоянию на 2000 год его работа, единственная из произведений современных художников преодолела барьер в $1 млн ($1,7 млн в 1998 году), также Баскии принадлежит самая дорогая (на текущий момент) из когда-либо проданных современных работ ($110 млн в 2017-м). Таким образом, разница в стоимости двух аукционных рекордов за 20 лет составила 65 раз.
• За тот же период средняя стоимость работ современного искусства, проданного через аукционы, выросла с $7,43 тыс. до $25,04 тыс., показав самую лучшую ценовую динамику среди всех сегментов искусства.
• Наилучшие суммарные аукционные результаты среди всего современного искусства за последние 20 лет показали работы, созданные в 1981–1984, 2005–2008 и 2010–2013 годах.
• Наибольший рост ценовой динамики аукционных рекордов за 20 лет показали Рудольф Стингель (с $12 тыс. до $ 21,4 млн, разница в 1783 раза), Альберт Олен (с $55 тыс. до $25,9 млн, разница в 471 раз) и Джордж Кондо (с $264 тыс. до $29,8 млн, разница в 113 раз).
• Продажи живописи в 2019 году составили 65 % оборота рынка современного искусства (против 52 % в 2000 году). При этом работы стоимостью свыше $1 млн составили менее 1 % всех проданных лотов, а ¾ всех аукционных продаж живописи на холсте пришлись на ценовой сегмент менее 5 тыс.
• Продажи скульптуры в 2019 году заняли 16 % объема публичного рынка современного искусства, однако составили всего 10 % от общего количества сделок. За 20 лет объем продаж скульптуры вырос на 1485 % — прежде всего благодаря феноменальной ценовой динамике работ Джеффа Кунса, Энтони Гормли, Мартина Киппенбергера, Такаши Мураками, Маурицио Каттелана и KAWS.
• Рынок современной фотографии резко вырос в объемах продаж в 2007 году — $102 млн против $17 млн в 2000 году. К 2020 году показатели продаж снизились, однако выросло количество проданных лотов — с 1,3 тыс. (2000) до почти 5 тыс. (2019, рекордный сезон). При этом чуть более 50 % фотографий, проданных на аукционах в 2019 году, стоили менее 2 тыс.
Таблица 1. Показатели продаж современного искусства на аукционных торгах, 2000 / 2019
Показатели | 2000 | Разница между 2000 и 2010, % | 2010 | Разница между 2010 и 2020, % | 2019 | Рост 2010–2020 по сравнению с ростом 2000–2010 |
---|---|---|---|---|---|---|
Объем аукционных торгов, $ млрд | 0,092 | +1144,6 | 1,145 | +74 | 1,993 | Нет |
Лучший результат в году, $ млн | 2,2 | +668 | 16,9 | +439 | 91,1 | Нет |
Средняя цена проданных лотов в году, $ тыс. | 7,430 | +309 | 30,400 | –17 | 25,140 | Нет |
Выставленных лотов, шт. | 19,180 | +223 | 61,885 | +99 | 122,875 | Нет |
Проданных лотов, шт. | 12,355 | +205 | 37,670 | +110 | 79,290 | Нет |
Непроданных лотов, % | 36 | +8 | 39 | –10 | 35 | Нет |
Количество торгов в году | 1 794 | +65 | 2,960 | +98 | 5,874 | Да |
Количество художников на торгах | 5,425 | +237 | 18 284 | +75 | 31 918 | Нет |
Количество городов | 359 | +5 | 377 | +43 | 539 | Да |
Количество стран | 39 | +49 | 58 | +10 | 64 | Нет |
Количество аукционных домов | 467 | +32 | 618 | +36 | 843 | Да |
Средняя комиссия покупателя, % | 14,40 | +17 | 16,90 | +18 | 20 | Да |
Доля современного искусства в общем объеме продаж, % | 2,90 | +197 | 8,60 | +73 | 14,90 | Нет |
Топ-художник по уровню капитализации в году | Жан-Мишель Баския | - | Жан-Мишель Баския | - | Жан-Мишель Баския | Без изменений |
Таблица 2. Топ-10 художников, чьи работы вошли в ценовой рейтинг результатов аукционных торгов по итогам последних 20 лет
Имя художника | Количество работ в топ-100 продаж | Цена топ-продажи, $ млн | Год совершения топ-продажи |
---|---|---|---|
Жан-Мишель БАСКИЯ (1960–1988) | 33 | 110,5 | 2017 |
Джефф КУНС (1955) | 17 | 91,1 | 2019 |
Питер ДОЙГ (1959) | 14 | 28,8 | 2017 |
Кристофер ВУЛ (1955) | 11 | 29,9 | 2015 |
Мартин КИППЕНБЕРГЕР (1953–1997) | 4 | 22,6 | 2014 |
ЦЗЕН Фаньчжи (1964) | 3 | 23,3 | 2013 |
Дэмиен ХЕРСТ (1965) | 3 | 19,2 | 2007 |
Ёситомо НАРА (1959) | 2 | 24,9 | 2019 |
ЧЭНЬ Ифэй (1946–2005) | 2 | 22,6 | 2017 |
Керри Джеймс МАРШАЛЛ (1955) | 2 | 21,1 | 2018 |
Комментарий AI: Тот, кто впервые берет в руки отчеты Artprice, замечает две особенности по сравнению с аналитикой от Art Basel & UBS и другими: факты и цифры изложены в литературной форме и перемешаны между собой так, что понять общую картину зачастую непросто. С одной стороны, это облегчает чтение, с другой — минимизирует шансы читателя на собственные выводы (возможно, на это и сделан расчет). Постараемся выделить главное.
Сегмент современного искусства, до конца 1990-х годов считавшийся большинством публичных коллекционеров маргинальным, с начала XXI века изменил к себе отношение рынка и стремительно вырос в объемах продаж (мы не останавливаемся на причинах, которые это вызвали). Наиболее дорогие работы и художники последних лет отражают успех наследников поп-арта (Кунс, Херст, Принс, Каттелан), нео-экспрессионистов (Баския, Вул), адептов «нового реализма» (Дойг, Маршалл), культовых уличных художников (Бэнкси, Харинг, KAWS), а также китайских и японских авторов, вышедших на рынок в новом тысячелетии (Фанчжи, Мураками, Нара). Заметим, что среди художников, вошедших в топ-100 продаж, четыре имени — Баския, Кунс, Дойг и Вул — лидируют со значительным отрывом по количеству работ, проданных по рекордным ценам. Остальные (в их числе Дэмиен Херст и представители Азиатского региона) пару раз за 20 лет «подогрели» интерес коллекционеров громкими продажами и переключились на средний ценовой сегмент с большим количеством сделок (это в меньшей степени относится к Ёсимото Наре, который только начинает международную экспансию).
Обращают на себя внимание названия галерей, продвигающих художников-рекордсменов по ценовым «разрывам» между продажами 2000 и 2019 годов: Рудольфа Стингеля ведет Gagosian, Джорджа Кондо — Skarstedt, а карьерный менеджмент Альберта Олена обе вышеупомянутые галереи поделили между собой. Другими словами, успех современного искусства регулируется на уровне предложений топ-дилеров, а не спроса (а вы ожидали иного?). На этом фоне полнейшее игнорирование отчетом Герхарда Рихтера выглядит не упущением, а конфликтом интересов (интересно, что сделал немец владельцу Artprice коллекционеру Бернару Арно?).
Мы не случайно дополнили Таблицу 1 отражением роста показателей 2000–2010 по сравнению с 2010–2020: если посмотреть внимательно, динамика большинства показателей на рынке современного искусства за последнее десятилетие замедлилась (при том, что абсолютные цифры, наоборот, выросли). Увеличилось с начала 2010-х лишь количество аукционных домов, специализированных торгов и городов проведения, а также комиссия покупателя. Другими словами: после стремительного роста в 2000-х коммерческий интерес к современному искусству (в его основе лежит покупательная способность, диктующая размеры рынка) после кризиса 2008–2009 годов стал ослабевать, а продавцы данного сегмента остановиться в росте не смогли. На этом фоне снижение средней стоимости современного искусства (за счет интереса коллекционеров к молодым именам) и увеличение количества проданных лотов дает основания предполагать более рациональный подход к совершению публичных сделок.
Объем рынка современного искусства последние 20 лет определяется продажами 0,3 % от общего числа аукционных художников, при этом введение новых имен — основная положительная тенденция, которую можно разглядеть в витиеватом отчете. Главное — чтобы вслед за ней сбавило безудержные темпы роста число продавцов. Но с этим как-нибудь разберется COVID, покуда за нами, откуда-то сверху, наблюдает трижды рекордсмен двадцатилетия Жан-Мишель Баския.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201016_ArtpriceCont.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201016_ArtpriceCont.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.