«Русские недели» — 2019 в Лондоне: статистика, факты. Прогнозы?
ARTinvestment.RU   26 мая 2020

В преддверие открывающихся русских торгов AI напоминает о британских продажах отечественных художников в предшествовавшем аукционном сезоне

Сегодня, 26 мая 2020 года, официально начинается традиционная летняя «Русская неделя» аукционных торгов в Лондоне. Полное расписание AI публиковал ранее, а сегодня предлагаем вспомнить, чем запомнились «Русские недели» в 2019 году.

Таблица 1. Продажи искусства во время «Русских недель» на британских аукционах, 2017–2019

Период Объем продаж, млн $ Всего лотов, шт. Продано лотов
шт. %
2017 июнь 29,76 1 087 722 66
ноябрь 49,06 1 251 846 68
весь год 78,82 2 338 1 568 67
         
2018 июнь 30,83 1 117 749 67
ноябрь 45,18 1 178 718 61
весь год 76,01 2 295 1 467 64
         
2019 июнь 46,35 1 175 721 61
ноябрь 45,61 1 254 743 59
весь год 91,96 2 429 1 464 60
         
Динамика 2017–2019, % 16,68 3,89 –6,63 –10,02

После спада на рынке продаж русского искусства в 2015–2016 годах, вызванного санкциями в отношении РФ и экономической нестабильностью, в 2017 году на «Русских неделях» в Лондоне наметилось оживление. С 2017 по 2019 год объем продаж русского искусства на тематических торгах четырех крупнейших лондонских аукционов — Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams — вырос на 16,68 %. На первых, летних, торгах 2019 года объем продаж на 2,6 % превысил аналогичный результат предыдущих торгов, прошедших в ноябре 2018 года. Впрочем, осторожные эксперты связывали это с продажей «Натюрморта с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина на торгах Christie’s за $11,76 млн, обеспечившей 25 % всего британского летнего оборота и ставшей третьей по стоимости работой, когда-либо проданной на «Русских неделях». В целом, в среднем ценовом диапазоне было чуть больше непроданных лотов, чем в сезонах 2017–2018, а среди реализованных работ выделялись предметы с хорошим провенансом и долгое время не появлявшиеся в публичной продаже. Положительную ценовую динамику показали произведения художников-нонконформистов и современных российских авторов, много приобретений было сделано в сегменте советского фарфора. Общий объем проданного в июне 2019 года в Лондоне русского искусства составил $46,34 млн.

Во второй половине 2019 года, на ноябрьских «Русских неделях» было выставлено на 7 % лотов больше, чем в июне, однако продано на 2% меньше — 61 % против 59 %. Меньшим на те же 2 % оказался и итоговый объем продаж — $45,61 млн. По данным, приводимым Саймоном Хьюиттом для издания Russian Art + Culture, ноябрьские результаты 2019 года по объемам продаж заняли 17-е место среди 25 «Русских недель», проводимых с 2007 года. Топ-работой полугодия стал «Сферический супрематизм» Ивана Клюна, проданный Sotheby’s за $6,26 млн. При этом общий результат торгов 2019 года стал самым высоким за последние 5 лет: $91,96 млн, в первую очередь за счет успешной июньской аукционной недели, ранее традиционно уступавшей показателям ноября. Christie’s, вырвавшийся вперед во время летних «Русских недель», по итогам года уступил в объемах продаж русского искусства Sotheby’s, который в ноябре показал очень впечатляющий прирост к июньским показателям, при том, что количество проданных лотов у Sotheby’s оказалось ниже основного конкурента. В сумме же Sotheby’s и Christie’s обеспечили 84 % суммарной годовой выручки основных лондонских аукционных домов (Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams), представляющих русское искусство.

Таблица 2. Показатели продаж русского искусства на тематических торгах четырех ведущих аукционных домов, 2019

Аукционный дом Проданных лотов, % Объем продаж, $
Sotheby's 70 39 435 300
Christie's 73 36 249 000
MacDougall's 45 12 216 300
Bonhams 48 4 063 500

Чем еще запомнился 2019 год, так это успешными повторными продажами, о ряде которых AI писал несколькими месяцами ранее. В частности, лидером по совокупному среднегодовому росту стоимости (CAGR) стал Павел Челищев, чья работа «Грустный клоун» была продана на Christie’s за $41,7 тыс.: с учетом 20-летнего периода владения, приобретенная в 1999 году за $3,6 тыс. живопись принесла владельцу 53 % годовых (без учета расходов на содержание, комиссии при продажах и другого отрицательного потока). Отметим, что 7 из 10 самых дорогих лотов 2019 года были созданы в первой трети XX века.

Нынешняя «Русская неделя» приходится на самый непростой период — частичного выхода из карантина. С одной стороны, мы научились оперировать своей жизнью, не выходя из дому, с другой — замерли в ожидании сентябрьских Art Basel и viennacontemporary, не спеша делать дорогостоящие приобретения онлайн. Даже сама «неделя» растянулась более чем на месяц — начиная от перенесенных (по официальной версии, из-за технических проблем) майских торгов MacDougall’s до июльских продаж Christie’s (который следит за «пробой пера» конкурентов). Если бы русские торги исторически происходили в марте-апреле и их отменили или перенесли — возможно, для дальнейшего развития рынка это было бы лучше. Предстоящие «Русские недели» станут во всех смыслах непоказательными. Будут успехи — их спишут на гедонистическую усталость коллекционеров от карантина, случится неудача — ее оправдают кризисом. Показательными будут лишь первые торги в офлайн-режиме, при открытых границах и налаженном авиасообщении — гражданском и логистическом.

Тем не менее — вместе следим и покупаем.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200526_russian_week.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200526_russian_week.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
  • 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
  • 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
  • 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
  • 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх