#экономикакультуры. Прямая речь. Октябрь 2019. Часть 2
Искусство, арт-рынок, экономика культуры в цитатах из интервью известных людей и фрагментах резонансных публикаций
Зельфира Трегулова, гендиректор Государственной Третьяковской галереи. О легендарных очередях на выставки-блокбастеры в интервью Юлии Шигаревой, «Аргументы и факты»:
«Мы уже научились делать так, чтобы очередей не было, — на Репине нам это удалось, и при этом мы приняли 601 298 человек. Называю точное число, чтобы не думали, будто мы натягиваем цифру (смеётся). На самом деле очередь — это плохо. Ведь наша задача — человеческую душу размягчить, подарить сильные эмоции, впечатления, а не заставить людей испытывать раздражение от стояния в очередях. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что очередь — это дополнительный стимул, который заставляет других либо присоединяться к ней, либо в другой день, но всё же прийти на выставку».
Источник: aif.ru
Дмитрий Аксенов, RDI Group, владелец ярмарки современного искусства viennacontemporary. Из интервью Марине Анциперовой в Forbes Life:
Марина Анциперова: …cовершенно непонятно, как они (молодые галереи — Прим. Ред.) могут заработать, продавая работы за €2000, — даже если продадут 10 штук, это не покроет все затраты на аренду площади, монтаж, транспортировку работ.
Дмитрий Аксенов: Этого вполне достаточно, чтобы покрыть все издержки: для этого как раз нужно продать на €20 000, это как раз тот минимум, который позволяет галерее оправдать свое присутствие у нас и свести концы с концами. Кроме того, у них есть и другие цели, чтобы приехать к нам, помимо заработка, — сформировать репутацию и клиентскую базу. Их продажи будут продолжаться и за пределами ярмарки, если им будет в дальнейшем что предложить: работа галерей — это прежде всего репутационный бизнес.
…Не только мы, но вся культура в целом сейчас находится в фазе поиска новых бизнес-моделей и монетизации: общество и государство повсеместно в Европе начинают сокращать бюджеты на культуру. В старые времена политик получал обратную связь от потребителей только на следующем витке избирательного цикла, а сейчас в эпоху direct-маркетинга все происходит очень быстро — и потребитель может диктовать политикам все больше требований, вкладывать больше денег в борьбу за права животных, например. Спрос все больше сегментируется, а политики вынуждены размазывать бюджеты по большому спектру ниш. И культура вынуждена конкурировать за ресурсы, количество которых в период кризиса не увеличивается.
Источник: forbes.ru/forbeslife/
Авдей Тер-Оганьян, художник, основатель арт-группы «Искусство или смерть». В 2019 году после 20 лет вынужденной эмиграции вернулся в Россию из Чехии. После перфоманса «Юный безбожник» в 1998 году против него в России было возбуждено уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды. Недавно дело закрыто. В интервью сайту «Кто главный. Ростов»:
«— Какое время, на твой взгляд, было самым хорошим для творчества?
— Очевидно, что советское время. Тогда мы, конечно, этого не понимали. Потому что творчеством занимались не для денег, проблема выживания не стояла так жестко. Во всяком случае, я выбирал такие работы, чтобы было много свободного времени, работал сторожем. А все остальное время уходило на творчество. И у всех так было. Собственно творчество не было связано с деньгами. Мы довольно презрительно относились к художникам и поэтам, которые зашибали бабки. Было четкое разделение: люди либо зарабатывают деньги, либо они творят. Мы ставили перед собой какие-то художественные задачи. И эта ситуация позволяла очень жестко критиковать друг друга. Сейчас, если ты кого-то критикуешь, особенно письменно, ты можешь повредить человеку. Это может повлиять на его карьеру, на продажу картин. А это некрасиво. А тогда это не было связано с деньгами, и были очень высокие требования. Друг к другу и к себе.
— Есть такая точка зрения, что благодаря Интернету неважно, где жить. Или все-таки важно?
— Конечно, важно. Потому что главное — это непосредственное общение. А я все делал для Москвы и не видел обратной реакции. Я даже перестал рисовать. Потому что я что-то делаю, отправляю, денег толком нет, и выставку я сам не вижу. Отправил, там где-то повесили, мне прислали фотографию. Опять же критики нету. Может быть, какая-то проплаченная статья, что Авдей Тер-Оганьян, бла-бла-бла. Вода такая. С моих слов написанная.
— А в Чехии была какая-то критика?
— Нет, это общий процесс. Кризис — он единый. Нельзя сказать, что это у нас так плохо. Это во всем мире так плохо. Происходит американизация, коммерциализация искусства».
Источник: kg-rostov.ru
Инна Баженова, коллекционер, издатель The Art Newspaper. Об основанной ею новой платформе The Art Exchange для секьютиризации произведений искусства:
«Каждое отдельное произведение искусства будет в цифровой форме разделено на части — токены. Индивидуальные инвесторы смогут покупать доли в дорогостоящих произведениях искусства всего за $100 и извлекать прибыль из повышения их рыночной стоимости. Сами же работы при этом могут не покидать хранилищ или выставочных залов в Лондоне и Швейцарии».
Источник: theartnewspaper.ru
Обсуждение выводов регулярного «Доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности», подготовленного специалистами МВФ (Международного валютного фонда), в котором заметную роль в разжигании следующего кризиса отводят компаниям-зомби. Из статьи Ивана Данилова в РИА:
«…Мировая финансовая система более натянута, нестабильна и опасна, чем накануне кризиса Lehman Brothers (кризиса 2008 года — Прим. ред.). Количественное смягчение (то есть поддержка рынков с помощью напечатанных денег. — Прим. ред.), нулевые процентные ставки и финансовые репрессии повсеместно подтолкнули инвесторов — а в случае пенсионных фондов или страховщиков жизни фактически вынудили их — брать на себя все больший риск…
...На практике получается, что значительная часть этих денег достается так называемым компаниям-зомби, которые могут существовать только в долг, не могут зарабатывать деньги и развиваться, а выплатить взятые кредиты не смогут, скорее всего, никогда. Во время прошлого кризиса 2008 года эпицентр финансовых проблем находился в сфере “токсичных” ипотечных кредитов, выданных в США заемщикам, которые в принципе не имели шансов расплатиться по этим кредитам. Сейчас в качестве безнадежных должников уже выступают не американские бедняки и безработные, а компании (иногда очень крупные) с многочисленными активами и сотрудниками, но отсутствующей прибылью и большой кредитной нагрузкой.
…шансы на то, что компании, набравшие эти долги (и в эту категорию входят даже такие “любимцы” российских и мировых СМИ, как Uber, Tesla, WeWork), вдруг начнут зарабатывать достаточно прибыли для того, чтобы с ними расплатиться (именно расплатиться, а не выплачивать проценты), — микроскопические.
Шансы же на то, что в нынешних условиях у них могут появиться какие-то прибыльные конкуренты, — нулевые, ибо конкурировать с компаниями, которые зачастую могут использовать кредитные деньги для того, чтобы продавать свои услуги в убыток, а потом набирать еще кредитов (как делают Uber, WeWork), — это невозможная задача. В результате все большая часть мировой экономики проходит процесс “зомбификации”: компании превращаются из производителей товаров и услуг в прожигателей кредитов, и это не может закончиться хорошо».
Источник: ria.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20191028_interview_list_part2_october_2019.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20191028_interview_list_part2_october_2019.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.