Художник Авдей Тер-Оганьян вернулся из эмиграции
ARTinvestment.RU   17 июня 2019

После акции «Юный безбожник», проведенной в 1998 году, против Тер-Оганьяна было возбуждено дело по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Находясь под угрозой тюремного заключения, художник уехал в Чехию

Перфоманс, на котором художник рубил топором репродукции икон, состоялся на ярмарке «Арт-Манеж» в декабре 1998 года. Он вызвал возмущенную реакцию властей на самом высоком уровне. Свое осуждение высказали Юрий Лужков и патриарх Алексий II. Акция была квалифицирована как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии совершенные публично – первая часть ст. 282 УК. По ней художнику грозил срок от двух до пяти лет лишения свободы.


Авдей Тер-Оганьян стал одним из первых политэмигрантов за художественные акции. Но не последним. В 2000-м году, после возбуждения дела по 282 статье, из страны уехал акционист Олег Мавроматти. Его уголовное преследование началось после акции «Не верь глазам», в ходе которой он был прибит гвоздями к кресту. Сейчас художник работает и живет в США и в Болгарии. Акционистов преследовали не только по 282-й, но и по другим статьям. В 2012-м «двушечку» получили Мария Алехина и Надежда Толоконникова - участницы акционистского панк-молебна Pussy Riot. В 2013 году из страны уехали Олег Воротников и Наталья Сокол – ключевые участники группы «Война» (сейчас находятся в тюрьме в Австрии). Вообще по причинам явного и потенциального преследования со стороны властей Россию за последние 10 лет покинули многие художники и деятели искусства.     

Авдей Тер-Оганьян уезжал из России очень известным человеком, участником резонансных выставок и ярким организатором художественной жизни. Он был одним из основателей ростовского арт-сообщества «Искусство или смерть», в состав которого входили Юрий Шабельников, Валерий Кошляков, Александр Сигутин. В начале 1990-х Тер-Оганьян организовал выставки и торговлю искусством в знаменитом в то время сквоте в Трехпрудном переулке. Там, кстати, состоялся один из самых известных его перфомансов «В сторону объекта» - где единственным объектом был мертвецки пьяный Тер-Оганьян, спящий в центре комнаты. Среди станковых произведений художника наибольшую известность получил графический цикл «Радикальный абстракционизм» 2004 года. В 2006 году эта серия номинировалась на государственную премию «ИННОВАЦИЯ». А уже в 2010 году Росохранкультура не разрешила вывоз этих работ во Францию на выставку «Русский контрапункт» в Лувре. Опять за «разжигание». Тогда в знак солидарности с художником от участия в выставке отказались его друзья и коллеги, после чего вывоз все-таки разрешили.

По прилете в Москву, в пятницу, news.ru взяли краткое интервью у художника. Спросили Тер-Оганьяна, конечно, и про акцию, которая послужила причиной 20-летней эмиграции.

— Вы по-прежнему считаете, что акция «Юный безбожник» в Манеже была в тот момент необходима?

— Наверное, если бы я понимал и точно знал, чем это всё кончится, я бы, конечно, отказался. Но, с другой стороны, если говорить о самой акции вне этого безумного скандала, который возник потом, то она хорошая и адекватная вполне. Просто, когда на искусство реагируют подобным способом — уголовным преследованием, это ненормально, я считаю.

Нельзя сказать, что после эмиграции о художнике в России забыли. Работы Тер-Оганьяна регулярно выставлял Марат Гельман, какие-то вести доходили о выставках в Праге, произведения художника неоднократно продавались на аукционах, но объективно информации о его проектах доходило все меньше и меньше. Искренне рад возвращению. Теперь появился шанс многое наверстать.

Источник: news.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх