Художник Авдей Тер-Оганьян вернулся из эмиграции
После акции «Юный безбожник», проведенной в 1998 году, против Тер-Оганьяна было возбуждено дело по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Находясь под угрозой тюремного заключения, художник уехал в Чехию
Перфоманс, на котором художник рубил топором репродукции икон, состоялся на ярмарке «Арт-Манеж» в декабре 1998 года. Он вызвал возмущенную реакцию властей на самом высоком уровне. Свое осуждение высказали Юрий Лужков и патриарх Алексий II. Акция была квалифицирована как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии совершенные публично – первая часть ст. 282 УК. По ней художнику грозил срок от двух до пяти лет лишения свободы.
Авдей Тер-Оганьян стал одним из первых политэмигрантов за художественные акции. Но не последним. В 2000-м году, после возбуждения дела по 282 статье, из страны уехал акционист Олег Мавроматти. Его уголовное преследование началось после акции «Не верь глазам», в ходе которой он был прибит гвоздями к кресту. Сейчас художник работает и живет в США и в Болгарии. Акционистов преследовали не только по 282-й, но и по другим статьям. В 2012-м «двушечку» получили Мария Алехина и Надежда Толоконникова - участницы акционистского панк-молебна Pussy Riot. В 2013 году из страны уехали Олег Воротников и Наталья Сокол – ключевые участники группы «Война» (сейчас находятся в тюрьме в Австрии). Вообще по причинам явного и потенциального преследования со стороны властей Россию за последние 10 лет покинули многие художники и деятели искусства.
Авдей Тер-Оганьян уезжал из России очень известным человеком, участником резонансных выставок и ярким организатором художественной жизни. Он был одним из основателей ростовского арт-сообщества «Искусство или смерть», в состав которого входили Юрий Шабельников, Валерий Кошляков, Александр Сигутин. В начале 1990-х Тер-Оганьян организовал выставки и торговлю искусством в знаменитом в то время сквоте в Трехпрудном переулке. Там, кстати, состоялся один из самых известных его перфомансов «В сторону объекта» - где единственным объектом был мертвецки пьяный Тер-Оганьян, спящий в центре комнаты. Среди станковых произведений художника наибольшую известность получил графический цикл «Радикальный абстракционизм» 2004 года. В 2006 году эта серия номинировалась на государственную премию «ИННОВАЦИЯ». А уже в 2010 году Росохранкультура не разрешила вывоз этих работ во Францию на выставку «Русский контрапункт» в Лувре. Опять за «разжигание». Тогда в знак солидарности с художником от участия в выставке отказались его друзья и коллеги, после чего вывоз все-таки разрешили.
По прилете в Москву, в пятницу, news.ru взяли краткое интервью у художника. Спросили Тер-Оганьяна, конечно, и про акцию, которая послужила причиной 20-летней эмиграции.
— Вы по-прежнему считаете, что акция «Юный безбожник» в Манеже была в тот момент необходима?
— Наверное, если бы я понимал и точно знал, чем это всё кончится, я бы, конечно, отказался. Но, с другой стороны, если говорить о самой акции вне этого безумного скандала, который возник потом, то она хорошая и адекватная вполне. Просто, когда на искусство реагируют подобным способом — уголовным преследованием, это ненормально, я считаю.
Нельзя сказать, что после эмиграции о художнике в России забыли. Работы Тер-Оганьяна регулярно выставлял Марат Гельман, какие-то вести доходили о выставках в Праге, произведения художника неоднократно продавались на аукционах, но объективно информации о его проектах доходило все меньше и меньше. Искренне рад возвращению. Теперь появился шанс многое наверстать.
Источник: news.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20190617_avdey_ter_oganyan_vernulsya_v_rossiyu.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20190617_avdey_ter_oganyan_vernulsya_v_rossiyu.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.