ЯНКИЛЕВСКИЙ Владимир Борисович (1938–2018) Эскиз тарелки. 1990-е
Текущая ставка
8 500 RUB
Окончание торгов
20 Июл. 2018 12:00:00
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Тарелка фарфоровая «Дом». 2010
Текущая ставка
3 500 RUB
Окончание торгов
20 Июл. 2018 12:00:00
ВОЛОГЖАНИН Николай Николаевич (1945) Красное облако. 1975
Текущая ставка
1 000 RUB
Окончание торгов
20 Июл. 2018 12:00:00

Женщины и поколение Y – новая надежда арт-рынка
ARTinvestment.RU   03 июля 2018

К такому выводу пришли социологи компании US Trust, которая анализирует потребительское поведение богатых семей Америки с 1993 года. Исследователи заметили рост активности новых групп покупателей искусства и смещение аудитории в онлайн

US Trust, об отчете которой пишет портал Artnet.com – это подразделение по управлению капиталами Bank of America. Их новое исследование посвящено изменению жизненного уклада в почти 900 семьях богачей. Речь про США. Но в целом, эти выводы если не сейчас, то года через три можно экстраполировать и на другие страны. Да и нет в них ничего такого уж сенсационного, не укладывающегося в обычный здравый смысл. Чего там нужно было научно проверять? То, что растет роль женщин в принятии решений? Нет сомнений. Или что подрастают «молодые львы», которые не боятся покупать искусство на онлайн-аукционах? Да по-другому и быть не могло. А вот темпы изменений – да, это интересно. И как раз в этих двух группах – среди женщин и молодежи – склонность к покупкам искусства растет наиболее высокими темпами.

Для начала перескажу про поведение американских «миллениалов» - поколение Y, то есть покупателей 1981-2000 годов рождения. Им получается сейчас от 18 до 37 лет. Ну, допустим, 18 лет – рано, а вот 35-37 – очень правильный возраст для первых покупок искусства. В это время кругозора и жизненного опыта уже вполне хватает, чтобы разумно реализовать накопленные финансовые резервы. Впрочем, одно дело – иметь возможность, а другое дело – захотеть ей воспользоваться. И миллениалы, согласно исследованиям, как раз хотят. И покупают все больше. За последний год доля покупателей искусства среди миллениалов выросла наиболее сильно – аж на 8% - и достигла 36% респондентов в этой категории. Т.е. 36% опрошенных US Trust представителей поколения Y  владеют искусством. Еще 31% интересуются его покупкой в будущем.

В отличие от самой большой группы зрелых коллекционеров традиционных взглядов поколения «от 55», американские миллениалы, как выяснили социологи, более прагматичны. Они не стесняются рассматривать покупку искусства как вложение средств. Среди их мотивов – потребность выгодно преподнести себя в интеллектуальной среде, в приличном обществе. Для них искусство – это одно из средств демонстрации своего статуса (а для кого это не так?). Кроме того, миллениалы не стесняются спекулятивных сделок, не «прикипают» к своим собраниям. При удачно подвернувшемся случае они без лишних сомнений продадут свои произведения, если сделка сулит хорошую прибыль. «Старики» в этом смысле ведут себя куда более консервативно. Ну и, само собой, миллениалы – чемпионы среди всех групп по покупкам искусства в Интернете. В 2017 году в онлайне покупало 69% опрошенных коллекционеров поколения Y, а в 2018 году – уже 78%.

Теперь про женщин. По оценкам US Trust, доля женщин cреди всех коллекционеров из богатых американских семей составляет 36%, а доля мужчин - 64%. Но именно женщины в последние годы стали покупать чаще и смелее. В частности, они стали активнее пополнять коллекции через Интернет. Онлайн вообще сильно прибавил за последний год: количество покупок искусства в Сети выросло на 43%. И именно женщины стали самой динамично растущей группой покупателей в онлайн. Среди опрошенных коллекционеров женщин за последний год покупки в Сети сделали 36% — на 20% больше, чем в 2017-м. Для сравнения, доля мужчин, делающих интернет-покупки, за год подросла лишь на 3%. Американские исследователи подчеркивают, что покупательницы стали настоящим драйвером рынка искусства (в том числе за счет роста числа покупок ДПИ в интернете).

А что у нас, в России? Научные исследования на сей счет мне не известны (если вообще проводились). Зато кое-какое представление об аудитории сайта и покупателях AI Аукциона у меня имеется. Если смотреть возрастную структуру сайта и аукциона, то более 70% посетителей (по метрике яндекса) – это аудитория 35+.  Миллениалов – всего 25%. При этом 30% - это люди возраста 55+ (поколение «бэби-бумеров») – то есть самые консервативные и самые покупающие. Если говорить про AI Аукцион, то ядро покупателей – это коллекционеры в возрасте 45-60 лет. И женщин среди реальных покупателей довольно много. Но не 36% как у них в Америке, а где-то так 15-20%. Покупают активно, грамотно и расчетливо – любо дорого смотреть. А вот покупателей в возрасте около 30 лет – напротив, единицы. А уж «игреков» по 18 лет так и вовсе не припомнить. Кто-то возразит, что молодежь интересуется не какой-то «замшелой» классикой и шестидесятниками, а актуальным искусством, которое у нас на AI Аукционе выставляется нечасто. На что могу ответить только одно: был бы спрос – выставляли бы постоянно. Но пока его нет. Да, конечно есть продвинутые молодые ребята в нашей стране, которые покупают близкое им актуальное искусство, но их мало, и это погоды не делает. Со стороны в это сложно поверить, учитывая, что в стране регистрируется музейный бум, проходят биеннале, привозят выставочные блокбастеры. Мы сами видим, как публика, среди которой много русской молодежи, стоит в длинных очередях в музеи. Это интересно и модно. Но в этом же и состоит известный парадокс: мода на искусство слабо конвертируется в моду на покупку картин.

Источник: news.artnet.com

Что еще почитать по теме:
Почему в России регистрируется рекордная посещаемость музеев?



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх