Art Investment

Русские торги в Лондоне. Прогноз на ноябрь 2017 года

Наш обычный прогноз затрагивает только главные «русские торги» в Британии. Но в ноябре —декабре аукционы русского искусства проходят еще в США, во Франции, да по всему миру. Не упустите их из виду: там тоже бывает очень интересно и обычно дешевле

В теории на ноябрьском аукционном рынке должно воцариться необычайное воодушевление после феноменальной продажи «Спасителя мира». На повестке — хайп, как с биткоинами. В перспективе вполне можно ожидать набега неофитов, которыми движут не знания, а вера. И как следствие, фиксируются безумные цены, нелогичные покупки и ажитация. Скоро увидим. Впрочем, это больше касается мирового искусства, а не нас.

Русское искусство национального значения скоро уж 10 лет, как не приглашается на этот праздник жизни. Большинство аукционных рекордов, установленных в 2008 году, до сих пор не побиты. А те новые рекорды для русских художников, что иногда появляются, покупатели устанавливают не во время «русской недели», а на торгах импрессионистов и модернистов. Как было только что с Шагалом, который на «русских неделях» практически не предлагается.

Тем не менее значение лондонских русских торгов для рынка русского искусства не стоит недооценивать. Они проводятся вот уж почти 15 лет (включая тот период, когда британские дома проводили русские торги в Америке). И до сих пор ничего более высокого по классу нигде не появилось. Включая Россию, на которую было столько надежды. И русские коллекционеры по-прежнему предпочитают делать дорогие покупки в Лондоне. Даже когда в Москве есть варианты лучше и дешевле.

Ну что ж, предлагаю призвать в помощь логику и историю продаж, чтобы сделать прогнозы по ценам будущей недели.

Чтобы перевести фунты в доллары, нужно умножить их примерно на 1,32. Впрочем, мы уже это сделали: все оценки и прогнозы даются в более понятных русскому человеку долларах США.

Пойдем в хронологическом порядке.

27 ноября 2017 года. Christie's. Important Russian Art

У Christie’s на русских торгах в этот раз нет миллионников. Самые дорогие работы наших художников давно уже продаются в компании себе подобных не на русских, а на более престижных тематических торгах. Вот и не удивительно, что приходит момент, когда топ-лотом в Important Russian Art становится красивый, но проходной сезаннистский натюрморт Наталии Гончаровой с эстимейтом $660 000–924 000.

Комментарий: Вещь красивая, но и только. Декоративный мультифрут, коммерческий, позитивный. В то же время яркого новаторства, с которым ассоциируется имя нашей «амазонки авангарда», в этой картине нет. Крепко сбитый натюрморт на стыке фовизма и сезаннизма. Хотя есть изюминка: обложка в левом верхнем углу — от какой-то очень знакомой книги русского авангарда с иллюстрациями то ли Гончаровой, то ли ее мужа Михаила Ларионова. Покупателю будет интересно. Скорее всего, купят. Хоть и вряд ли по максимуму, купят без борьбы, скорее, ближе к нижней границе эстимейта. Прогноз AI — $660 000, нижний эстимейт.

Комментарий: Коллекционеры Николая Рериха любят и такие сюжеты, и такие размеры. По крайней мере недавно любили. Будь сейчас на дворе 2013-й или 2014-й, то у этой крупной темперы был бы шанс уйти в диапазон от $1 500 000. Ближе к $2 000 000. Но с 2013 года много воды утекло: «Мастер-банк», который возглавлял член правления Международного центра Рерихов, лишен лицензии, сам банкир Борис Булочник — в розыске, Центр Рерихов выселили из усадьбы Лопухиных, вокруг наследия ведутся споры. Вряд ли такие процессы в хорошем смысле раззадоривают покупателей. Поэтому прогноз по продаже этой эффектной вещи будет осторожный — $550 000. Все из-за конъюнктуры.

Комментарий: В этой работе хорошо все: узнаваемый, не отталкивающий сюжет, ценный период (1979 год), комфортный размер (просто оптимальный для частной коллекции — чуть меньше метра по горизонтали). Сегодня найти работу подобного класса — не одни каблуки стопчешь. Поздних, полутораметровых, бьющих яркими цветами, по бешеным ценам $30 000–60 000 — море. А вот такие уже редкость. Эрнст Неизвестный наряду с Оскаром Рабиным — одна из главных фигур русского неофициального послевоенного искусства. И при этом, по моему убеждению, он остается до сих пор очень недооцененным на рынке искусства. Эта ситуация будет меняться. Художника не забывают (вот буквально на прошлой неделе в Екатеринбурге открыли его большой монумент памяти жертв репрессий), и спустя какое-то время после смерти (Эрнст Неизвестный умер летом 2016 года) мы наверняка увидим череду выставок и монографий. Мой прогноз — $30 000, чуть выше эстимейта. Переместится к кому-то на стену и продолжит расти в цене.

Комментарий: С этим Рабиным та же логика, что и с Эрнстом Неизвестным. Эпохальная фигура. Картина ценного доэмиграционного периода — 1968 год. Большая — метр. На нашем внутреннем рынке за такую просили бы смело $30 000. Заведомо больше эстимейта. У нас работы этого периода сами по себе уже редкость. А тут еще и сюжет — сразу хоть в музей, хоть в монографию. В холодильник несут с боем купленного где-то синего цыпленка, завернутого в советскую газету. А в газете той пишут, что все хорошо и будет только лучше, беспокойство должна вызывать разве что тревожная ситуация в Китае. В одной картине — целая эпоха. Прогноз — $35 000.

Комментарий: Большая красивая классика — больше полутора метров в ширину. Уже нечастый случай. Летом Крыжицкий сопоставимого класса на Sotheby’s ушел почти за $300 000. Разбирающиеся люди тогда считали, что это очень дорого. Действительно, до кризиса работы Крыжицкого стоили примерно в два раза дешевле, в районе $120 000–150 000. Но полгода назад рынок рассудил иначе. В этот раз прогноз AI — до $250 000.

Комментарий: Это Аполлинарий, не перепутайте с его братом, Виктором Васнецовым, автором картины «Богатыри». А спутать с непривычки можно: для Аполлинария тема средневековой Руси тоже магистральная, и стоят его работы не намного дешевле. Аукционный рекорд — $548 000. За картину «Порт в Новгороде» — кстати, из этой же серии. Нынешний «Старинный Великий Новгород» — холст исполинского размера, почти метр восемьдесят. Красивый. И тема востребованная. Особенно в эпоху скреп, памятников царям, диссертаций по истории и других форм обращения к корням. Эстимейт тоже исполинский, на уровне исторического рекорда. Прогноз — ближе к нижней ценовой границе, $470 000. Дорого.

Комментарий: Кошляков — любимец коллекционеров современного искусства, прочно входит в круг первых имен: красиво, не провокационно, престижно. Художник живет и работает во Франции. В России, в Музее русского импрессионизма Бориса Минца не так давно прошла его большая ретроспективная выставка. Так что имя на слуху. Чем хороша конкретная работа? Тема правильная — московская, русская, наш мост. Какой-нибудь мост через Сену русских покупателей заинтересовал бы куда меньше. Далее — удобный размер. У Кошлякова есть много работ по два-три метра. Не всякий коллекционер сможет найти им место. А этот «Бородинский мост» — примерно 70 × 90, идеально для квартиры. Что с ценой? Нижний эстимейт Christie’s поставил в $10 000. Это перестраховка. За такие деньги она бы в Москве улетела. С учетом наценки за Лондон поставлю прогноз $16 000.

Комментарий: До кризиса в галерее Айдан Салаховой такой Сергей Шаблавин стоил в районе $20 000. Потом цены начали скакать и прискакали в район $5000. Художник недооценен. Причем художник точно интересный, узнаваемый, с мыслями, с идеями, с качеством. Мой прогноз по судьбе конкретно этой вещи — $13 500, по нижнему эстимейту. Размер хороший, тема не надоест, да и с классикой на стенах коллекционера эти сумерки спорить не будут.

28 ноября. Sotheby’s. Russian Pictures

На Sotheby’s в этот раз от работ Александры Экстер рябит в глазах: 15 произведений одного автора выставлено на одни торги. Распродается частное собрание, в котором были десятки холстов. Но не Экстер единой…

Комментарий: Это самый дорогой лот самых престижных русских торгов Sotheby’s. Красивый полутораметровый портрет ученицы и коллекционера работ Фешина. 1908 год считается переломным в творчестве художника — год, когда Фешин стал Фешиным. Чуть раньше Императорскую академию художеств покинул его преподаватель Илья Репин. И, освободившись от опеки, Фешин решился на смелый эксперимент: написал портрет не как учили, а по-своему. До кризиса 2014 года картины Фешина такого класса уверенно переваливали отметку в $2 000 000. И даже $3 000 000. Думаю, что пусть и менее уверенно, но цена перевалит два миллиона и на этот раз. Все-таки вещь вдохновенная и правильная во всех отношениях. Прогноз AI — $2 000 000.

Комментарий: Почему-то именно эта тема у русской амазонки авангарда Александры Экстер особенно высоко ценится коллекционерами. Все ее рекорды — это как раз карнавалы, лодки, Венеция. Восемь — десять лет назад рыночный ценовой диапазон для работ такого класса составлял $800 000–1 700 000. В этот раз аукцион назначил эстимейт гораздо скромнее. Завлекает: работ одновременно предлагается десятки, и много хороших, люди будут выбирать. Впрочем, коллекционеры наверняка понимают, что такое раздолье по Экстер — это разовый случай, так как на рынок выброшена коллекция.  Торг будет. Опытные наблюдатели считают, что самый дорогой из всех «Карнавал в Венеции» дойдет до $1 000 000.

Комментарий: На моей памяти впервые в прогнозах мы обращаем внимание на работу Льва Чистовского. Его вещи бывают почти на каждом аукционе, их много — холодные, салонные, одинаковые, разной степени слащавости и провокативности. Редко когда бывает интересно. Типовой вариант для мещанской спальни в пределах $100 000 (рекорд — $273 000: кого-то, видать, крепко зацепило). Обычно глаз не останавливается. Но не в этот раз. Эту «Купальщицу» просто не узнать: теплый ламповый Чистовский. По его меркам, даже целомудренный. И вдохновенный. Жаль, что вода пресная, не всем нравится. А в остальном упрекнуть даже не в чем. Сомневаюсь, что работа будет претендовать на рекорд. Но результату ближе к $100 000, то есть выше эстимейта, точно не удивлюсь.

Комментарий: Волигамси впервые выставляется на аукционе мирового уровня. И сразу двумя отменными работами. Правильно, давно пора. Художник хорошо известен русскому зрителю своим уникальным узнаваемым абсурдистским стилем. То у него динозаврики вместо голубей клюют крошки, то бойцы курят звезды, то какие-то типы в орденах с головы до ног несут чемодан для переноски мавзолеев. Шутка, но шутка тактичная, которая не надоедает. В этот раз на сотбисовских холстах Рината Волигамси офицеры склонились над грибами, а взвод избушек на курьих ножках заступил на охрану лесной опушки. Картины свежие, 2017 года. Для модной коллекции — то, что нужно. Эстимейт не заоблачный. Впрочем, для Sotheby’s в пределах $15 000 — это вообще уровень эмоциональных покупок, где можно сильно не анализировать. Мое предположение: купят примерно за $12 000.

Комментарий: В этот раз это самая дорогая картина на Sotheby’s из работ шестидесятников. Васильев — это неформальная «сретенская группа», к которой относят Кабакова, Булатова, Янкилевского, Пивоварова и др. Опять, как мантру, можно повторять, что «а вот в прежние времена…» На пике цен лучшие вещи Олега Васильева (эта тоже хорошая, но не лучшая) на ведущих мировых аукционах стоили $300 000–950 000. В последние годы — в районе $100 000. Предположу, что в этот раз уйдет в районе $90 000, если попадется на глаза разбирающемуся в концептуализме американцу. Русскому-то Статуя Свободы зачем?

Комментарий: Кто-то скажет, что и в России на аукционах работ Немухина пруд пруди. Отвечу так: а вы попробуйте найти композицию с картами 1960-х годов. Или 1970-х. Даже не важно, по какой цене, а вот просто найти. Попробуете — сразу поймете, почему вывезенные из СССР зарубежными журналистами и дипломатами вещи шестидесятников вызывают повышенный интерес. В частности, эту гитару увез с собой в память об СССР и спас для будущих русских коллекционеров итальянский журналист. Сейчас в Москве такая вещь быстро нашла бы покупателя в диапазоне $20 000–25 000. На Sotheby’s оценка выше. Но все равно купят: коллекционеры сразу морально настроены на переплату в Лондоне. Мой прогноз — $30 000.

Комментарий: Работа очевидно музейного класса, большая, мощная, драматичная. Войско фараона вот-вот настигнет народ Моисея. Или красная конница? Или? Тут много аллюзий. Библейские сюжеты — любимая тема в творчестве Анисфельда. «Пир Валтасара», «Содом и Гоморра», «Четыре всадника Апокалипсиса» — все эти работы продавались на аукционах в последние два года. Но проблема в том, что за редким исключением библейские сюжеты не жалуют частные лица, коллекционеры. Причем это касается всех художников. Анисфельд не исключение. В топе продаж к миллиону долларов у него подбирались вещи универсальные, декоративные и спокойные. И было это в 2006–2008 годах. А сейчас будет, скорее всего, старт. В лучшем случае — в пределах эстимейта — $120 000.

Комментарий: Коллекционеры любят снег у Ивана Шультце. Недаром его зимние пейзажи занимают большую часть топа продаж, в пределах $200  000 за работы такого класса. С поправкой на экономику и изменение предпочтений, предположу, что эта работа уйдет все же в пределах эстимейта, за $60 000. Вещь очаровательная, не разонравится. Смотришь — хочется нормального снега поскорее.

28 ноября 2017. Sotheby’s. Art of the Soviet Union

Специализированный аукцион по советскому-советскому искусству — первый на моей памяти. И дебют вышел веселый. В «доме Облонских» смешались все — как махровые соцреалисты-конформисты, так и прямо противоположный им по всем установкам соц-арт, доводящий до гротеска идеологемы советской власти. Герасимов и Ромадин причудливо соседствуют с Комаром и Булатовым. Конечно, может так и задумано — сыграть на противоречиях. А может быть, кураторы торгов не всегда до конца понимают сарказм в авторском высказывании: пожить надо в те времена, чтоб грань точно чувствовать.

Комментарий: Игривое настроение сходу задает топ-лот аукциона — вещь с самым высоким эстимейтом. У Sotheby’s им назначен Дейнека. «Шахтер» в человеческий рост. Оценка аукциона (держитесь крепче!) — $4 631 200–5 954 400. Да ла-а-а-дно!.. Понятно, что 1925 год. Но не де Сталь же, в самом деле. Покупателей подобных работ за большие деньги можно по пальцам пересчитать. И злые языки говорят, что им сейчас сильно не до этого. Кроме того, Дейнека никогда раньше на аукционах даже близко не подходил к этой сумме. Кто-то возразит, что просто безусловных шедевров на открытых торгах еще никогда не было. Правда, не было. Но и это, прямо скажем, не тот случай. Вещь точно не для дома. Расчет на сентиментального владельца шахт? Такие бывают? Прогноз AI — по такой цене продано быть не может, обсуждать нечего. Если угодно узнать мнение по текущей рыночной цене, то менее 1 миллиона долларов. За имя.

Комментарий: Георгий Рублев, «Заседание заводского парткома». Обмоточный цех, прогулы, опозданий нет. Очень специфичный двухметровый атмосферный наив. Сильно на любителя. Просят при этом, как думаете, сколько? $529 280–793 920. Белены объелись. Рублев — полузабытый художник, оформитель станции метро «Серпуховская». Да, после перестройки была выставка в Третьяковке, а конкретно эта вещь репродуцирована на обложке книги Мэтью Боуна. Но для приближения к таким ценам всего этого бэкграунда катастрофически мало. Текущий аукционный рекорд у Георгия Рублева — $5 000 за большой рисунок в 2016 году. Больше ни одна попытка продать не удалась. Так что прогноз, извините, дейнековский. Даже еще более уверенно: по такой цене продано быть не может.

Комментарий: Вещь крошечная (25 см в высоту), недорогая (символические для Sotheby’s $2 600–4 000), но при этом я считаю ее одной из самых интересных работ этих торгов. Один из мощнейших художников русского авангарда (автор картины «Суд народа») пишет портрет ключевой фигуры для истории России XX века. Формально название этого портрета в каталоге — Portrait of a man. Но любой русский с первого взгляда понимает, кто этот «мэн» и почему он по-прежнему внушает ужас. Десять лет назад этот портрет пробовали продать за $10 000, неудачно. Видно, время тогда не пришло. А теперь в самый раз. Десять тысяч, может, и не будет, но тысяч шесть или восемь — возможно. А может, и больше. Правильная, сюжетно интересная живопись Соломона Никритина — очень редкий гость на аукционном рынке.

Комментарий: В 2006 году парный «мозаичный» портрет Сталина и Брежнева — исполинского размера, в человеческий рост — установил на Sotheby’s аукционный рекорд для творчества шестидесятника Эдуарда Гороховского: $330 000! С тех пор было продано еще несколько вариаций со Сталиным. Но ценовой ориентир для них был, скорее, $15 000–20 000. Думаю, что эстимейт Sotheby’s в этот раз будет превышен, но спорщики сильно не увлекутся и дойдут примерно до $20 000.

Комментарий: «Два вождя после дождя» — знаковая вещь советской эпохи. «Сталин и Ворошилов в Кремле» смотрели на советских людей с открыток, с журнальных репродукций — отовсюду. Александр Герасимов, удачно попавший в струю, написал несколько повторов своего шедевра. А с последним вышел казус. Вещь была еще не дописана, когда, словами Галича, «особо встал вопрос про отца и гения» и было «приказано статуй за ночь снять со станции». Художник не растерялся и… записал вождей колхозным стадом. Картина с коровами хранилась в семье, потом была продана, случайно выяснилось, что под ней другой сюжет, — начали смывать, удивились, да так и оставили. Как памятник эпохи. Картину еще недавно продавали в России, показывали на Антикварном Салоне, но у себя в стране достойной цены никто не давал. Лондон, скорее всего, поможет. Экспонат однозначно зрелищный и поучительный, приживется как в доме, так и в музее. Кому-то послужит примером, а кому-то предостережением. Прогноз — $110 000, но возможны любые сюрпризы.

Комментарий: В рейтинге ныне живущих русских художников есть только четыре человека, работы которых преодолевали на мировых аукционах отметку в один миллион долларов: Кабаков, Булатов, Комар и Меламид. По пальцам одной руки можно пересчитать. Причем работы Булатова били миллионную отметку более пяти раз, а его аукционный рекорд составляет $2 160 000 за холст «Слава КПСС». «Прощай, Ленин» точно передает свое время, предчувствие входа в лихие 1990-е. Но это вещь не настолько символичная и знаковая, чтобы в очередной раз перевалить за миллион. Sotheby’s дает ориентир $264 640–396 960. Думаю, стоит остановиться где-то посередине — в районе $300 000. И торг вряд ли будет особо активным: те времена многие предпочитают забыть.

29 ноября 2017. Bonhams. The Russian Sale

Bonhams проводит свои самые маленькие русские торги последним. Когда покупатели уже и поиздержались, эмоции выплеснули, да и просто доходят до них не все. В результате там иногда удается купить работы незамеченные и недооцененные. Другими словами — купить выгодно. Правда, в этот раз таких вариантов не много. Нижние эстимейты зачастую не ниже рынка, да еще и не забывайте про 25 % комиссии сверх цены молотка. А так, мне приглянулась «Стирка» Степана Колесникова, гуашь остовца Вялова (с такими авторами надо проявлять бдительность по вопросу подлинности), живопись Эдуарда Штейнберга (нормальная цена), маленький Айвазовский и др.

Комментарий: Уже вторая работа Эрнста Неизвестного в одном обзоре. Но что поделать, раз хороша и обликом и ценой. От $8  000 просят за живописный триптих, оформленный в единой раме. Высота — под 90, а в ширину соберется чуть больше 120 см — оптимально. 1986 год — хуже, чем у сотбисовской картины. Но не в три раза хуже. При этом в три раза дешевле. Не купить такого за $10 000 — значит, упустить хорошую возможность. Остальное уже было сказано выше. Неизвестный — ключевая фигура в послевоенном искусстве, а его произведения, по всей логике, должны расти в цене.

Комментарий: В этой работе почти все хорошо: и ценимый многими сюжет, и замечательный год (1973 — расцвет творчества), и комфортный для коллекционирования размер. Но цена — увы... Нижние $26 000, согласованные с Bonhams, — это в два-три раза выше, чем можно купить другие замечательные картины Наталии Нестеровой на внутреннем российском рынке. Да, не точно такие, но тоже хорошие. Чудеса, конечно, случаются, но, боюсь, в этот раз не купят. Жаль.

Первые сводки о том, как реально проходит русская неделя, поступят уже в ближайший понедельник, 27 ноября. Что-то подсказывает, что они нас здорово удивят. Не в последнюю очередь за счет эффекта «Спасителя». Что ж, хорошее настроение в этом деле точно не повредит. Всем, кто собирается в Лондон, мы всей редакцией смотрим вслед с укоризной. Но так уж и быть — езжайте, пока можно ☺. Ну а серьезно: хорошей вам погоды и удачных покупок!

Что еще почитать по теме на AI:
Рейтинги AI: ТОП-100 русских художников;
Рейтинги AI: Неофициальное послевоенное искусство. Художники-шестидесятники;
Рейтинги AI: Современное (актуальное) искусство;
Рейтинги AI: Ныне живущие русские художники.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20171124_russian_sale_auctions_november_2017_forecast.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20171124_russian_sale_auctions_november_2017_forecast.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».