- Оценка картины
- Реставрация иконы
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
Русский рынок искусства: чем ответить на санкции
ARTinvestment.RU 09 августа 2017
Иллюзий, что санкции — это на год-два, больше нет. Вероятно, на десятилетие. А может, и не на одно. К тому же сформированный к настоящему моменту санкционный режим, скорее всего, будет периодически ужесточаться. Чтобы развиваться в новой реальности, требуется новый подход
Через три года после воссоединения с Крымом можно определенно сказать, что мы имеем непредсказуемо затяжной неблагоприятный внешний фон. «Западные партнеры» раз в квартал норовят ввести какой-нибудь новый пакет ограничений, направленных преимущественно против нефтегазового и финансового сектора. Но аукается всем. Объем продаж на внутреннем аукционном рынке живописи и графики в 2016 году сократился в три раза по сравнению с докризисным 2013-м (с $21 млн до $7 млн). Живительный ручеек от реки нефтедолларов, ранее худо-бедно дотекавший до внутреннего рынка искусства, сильно обмелел и перешел в режим капельного орошения.
Ясно, что нефтяники и госкомпании как-нибудь справятся. А чем нам отвечать на новый вызов? Как рынку искусства выбираться из сложившейся ситуации?
Выход обязательно должен быть.
И даже примерно понятно, что нужно делать. На отраслевом уровне есть давно притаившийся «засадный полк» — комплекс шагов, способных придать импульс придушенному рынку искусства. Все это давно известно, все это можно было давно сделать. Просто, как водится, в тучные времена руки не доходили. Например:
1. Снять ограничения для экспорта произведений современного искусства. Для всего, что младше 50 лет, а уж младше 20 лет и подавно. Чтобы люди могли отправлять современное искусство зарубежным покупателям без разрешений Минкульта и сбора издевательских справок об отсутствии культурной ценности. Фиксированная пошлина, чтоб не было злоупотреблений с завышенной оценкой, и — вперед. Внести поправки в закон о вывозе и ввозе второй год пытается Андрей Макаров. Но воз и ныне там. Людям, разбирающимся в теме рынка, давно понятно, что страшилки, тиражируемые номенклатурой от культуры, что «вывезут национальное достояние», давно уже анахронизм (хоть бы примеры привели что ли). Начнут больше вывозить шестидесятников и актуальщиков? Радоваться надо. Как здоровому процессу экспорта культуры. Ничего плохого. К слову, если бы Малевич не вывез бы в свое время часть своих вещей в Германию, не факт, что мир узнал бы вовремя об идеях супрематизма.
2. Создать благоприятные выставочные условия для художников, особенно молодых. Где им сегодня выставляться? Что пришло на замену убитым властями «Худграфам», «Арт-Манежам» и прочим проектам? А после того, как замена появится, нужно еще думать, как сделать так, чтобы публика узнала и пришла на будущие выставочные площадки. Просто объявить о выставках и ярмарках — недостаточно. Нужно, чтобы было с комфортом, с парковкой, с рекламой. Сейчас же выставочное поле доведено до состояния пустыни с очень редкими оазисами. И отнюдь не Обама с Трампом сделали это с ныне живущими художниками.
3. В ручном режиме возвращать моду на культуру, на искусство, на коллекционирование. Тут многое уже делается, но работы все еще — непаханое поле. Хорошо, что открываются частные музеи. Хорошо, что выстраивается очередь на Серова, после визита Путина. Хорошо, но недостаточно. Государству не составило бы труда подать однозначный сигнал, что изобразительно искусство страны — наша гордость. В какой угодно форме. Начнут высокие лица и их жены регулярно появляться на вернисажах и ярмарках — и дело само пойдет, вот увидите.
4. Наращивать зарубежную выставочную программу русского искусства. Этого точно за нас никто не сделает. Если регулярно и широко не показывать русское искусство (в том числе и современное) в мире, то интересу к нему взяться будет особо неоткуда. А продолжим замыкаться внутри страны — в один прекрасный день получим подтверждение версии Авена о природе вторичности русского искусства да рассуждений, почему это наши актуальщики так и не стали мировыми звездами.
5. На государственном уровне помогать русским художникам и частным институциям участвовать в зарубежных проектах. Максимально «зеленый свет» и минимум бюрократических препон — это само собой. Но этого мало. Возможно, пора обсуждать формы софинансирования участия в зарубежных выставках (частные инициативы подкреплять деньгам государства). Конечно, сегодня такое сложно себе представить. Но совсем не удивлюсь, если именно такая практика в будущем окажется одной из самых эффективных форм поддержки экспорта культуры.
Это не исчерпывающий перечень мер. В ситуации «санкции — надолго» можно было бы, например, вернуться и к вопросу о публичной продаже неиспользуемой части музейных фондов — реализовать с торгов и вернуть в рыночный оборот часть реквизированного после революции имущества, похороненного на сто лет в хранилищах. Тут, конечно, есть свои риски (коррупционные и политические), но их можно минимизировать.
Все выглядит на первый взгляд посильно. Но, увы, на пути развития рынка искусства стоят препятствия куда более серьезные. Дело в том, что все перечисленные меры будут действенны не отдельно сами по себе, а только в контексте комплексного улучшения делового климата. Можно делать все правильно, последовательно накачивать внутренний и экспортный потенциал русского искусства… Но если у людей, у коллекционеров не будет денег, а бизнес в стране будет «лежать» и «выживать», то все будет бессмысленно. Искусство нигде на последние деньги не покупают. Продажи могут начаться только в условиях делового подъема, когда появляется поток свободных средств.
Спросите, откуда ж этому подъему взяться под санкциями? Бизнес везде прагматичен. Он ищет прибыли, а не улыбок политиков. Если в какой-то стране появляется возможность хорошо зарабатывать деньги, то к санкциям бизнес подстроится — и зарубежный, и какой угодно (посмотрите на тот же Крым, где все уже придумали, как работать). Нужно лишь создать правильные условия. А это не только предсказуемые и лучше бы низкие налоги. И не только политическая стабильность, основанная на регулярной сменяемости власти. Бизнесу важны в первую очередь защита собственности и адекватная судебная система. Чтоб по крайней мере не было риска попасть под каток высоких интересов в стиле ЦДХ.
И, как видим, все эти вопросы находятся далеко не в компетенции Трампа и недовольного заморского Конгресса. Чтобы зажить по-человечески, придется вставать самим.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170809_Russian_art_market_under_sanctions.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170809_Russian_art_market_under_sanctions.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм