Почему Баския стал стоить дороже Кандинского
ARTinvestment.RU   28 июня 2017

Как говорится, дожили: Кандинского сравниваем с Баскией. Причем даже не на равных. В середине 2017 года картина граффити-райтера внезапно стала стоить на 68 миллионов дороже, чем шедевр одного из главных новаторов начала XX века. Как это объяснить?

Почему вообще пришло в голову сравнивать столь разные по масштабу фигуры? Так совпало. Один за другим в течение месяца, в мае — июне 2017 года, были зафиксированы два внушительных персональных рекорда, которые спровоцировали перестановку сразу в двух рейтингах. Холст нью-йоркского граффити-райтера Жана-Мишеля Баскии впервые вошел в топ-10 мировых аукционных результатов с ценой $110 487 500. А значимая картина Василия Кандинского, проданная за $41 828 700, позволила ему занять 3-е место в рейтинге самых дорогих русских художников.

Обе цены — баснословны. Но Баския почти втрое дороже. Его рекорд теперь на 68 миллионов долларов больше, чем у Кандинского. И вот это у многих не укладывается в голове. Как такое может быть?

Подобный вопрос становится уже типичным. Ведь аналогичную «претензию» можно предъявить ко многим художникам из рейтинга ныне живущих, как, впрочем, и из числа абсолютных мировых рекордсменов. Чем, например, так уж хорош Сай Туомбли, чтобы его абстрактные «каракули» стоили почти наравне с самым дорогим в истории жанровым Рубенсом? Или почему Кабаков стоит в аукционном рейтинге гораздо выше, чем самые дорогие Айвазовский и Родченко. Ну, ладно бы Айвазовский. Но неужели ж Родченко был недостаточно новаторским по сравнению с Кабаковым?

И подобных примеров в аукционном ценообразовании можно собрать просто море. Они не перестают поражать. Хотя все понимают, что сопоставлять цены на торгах с местом художника в истории искусства — моветон.

Казус Кандинского и Баскии в этом смысле не лучше и не хуже остальных. Тем не менее случай не единичный. Баския с некоторых пор регулярно обставляет Кандинского по ценам. Почему?

На сей счет есть разные гипотезы:

1. В отличие от Кандинского Баския — культовая фигура, «герой на героине» и «звезда рок-н-ролла», которая, как известно, «должна умереть». Баския — это классический live fast, die young, как Лермонтов (26 лет), как Цой (28 лет), как Моррисон (27 лет), как Тупак Шакур (25 лет). Все, что ему было суждено успеть, художник сделал до 27 лет. В возрасте, когда Баския умер, Кандинский еще даже не начал. Василий Васильевич принял решение стать художников после 30. Жизнь у Кандинского была не сахар, но долгая. Художник умер в преклонном 77-летнем возрасте, от инсульта, от старости. А не от передозировки, как Баския. Для медийного имиджа в наш извращенный век это минус.

2. Система графических образов Баскии, в отличие от Кандинского, лучше подошла для медиа-тиражирования. Ее хорошо приняла массовая культура и мода. Фирменные короны и черепа Сэймо (тэг Баскии) сейчас можно встретить везде. От кроссовок Reebok до футболок Uniqlo. У меня самого таких две. И началось все это не вчера, а лет 5–8 назад. А вот футболок с Кандинским я почему-то не встречал (сувенирные лавки музеев не в счет). Да, фундаментальное влияние идей Кандинского на современную моду бесспорно. Но прямые цитаты из наследия «отца абстракционизма» на улицах встретить довольно сложно. Тех же, кто собирается погуглить Fashion inspired by Kandinsky, сразу предупреждаю, что лучше не надо. Потом рискуете не заснуть.

3. Баския — американец, то есть «свой» для крупнейшей арт-индустрии мира. Кандинский же, с точки зрения иностранцев, то ли русский художник, то ли художник русского зарубежья из Франции, то ли и вовсе немец, коим многие его считают. Но не американец. А нужно ли напоминать, что американцы, как никто, научились технологично продвигать свои первые имена и столбить им места в истории искусства. Именно поэтому художник и проект равный Баскии не мог появиться в пригородах Парижа, в Москве или в Мюнхене. Только в Нью-Йорке. В нужное время и в нужном месте.

4. Новаторство Кандинского — козырь, но не абсолютный аргумент. Это обычный спор: Кандинский изобрел абстракцию, он был первым, а что изобрел ваш Баския? Может быть. Но эта логика годится лишь для академической полемики. А в реальной жизни все запутаннее. Допустим, что нью-йоркский неоэкспрессонизм — это лишь итерация идей Кандинского, воплощенных им за 70 лет до того, как Баския впервые нажал на кнопку баллончика с краской. Пусть Кандинский глобально был первым, а Баския — десятым. Но искусство не наука и не спорт. К примеру, рэп как жанр первым придумал, как считается, ямайский музыкант Кул Герк. Но легендой стал не он, а Тупак. И никто не спрашивает почему.

5. Баския близок по времени, а оттого абсолютно понятен покупателям поколения 40+: бизнесменам, коллекционерам и инвесторам. В то же время Кандинский — это прогрессивный, но антиквариат. Антиквариат изученный вдоль и поперек, обласканный вниманием и музеефицированный. С ним все ясно, но нет эффекта новизны. В отличие от Баскии, для которого еще возможны новые открытия, новые исследования и даже споры о месте художника в истории искусства. Словом, коллекционеру-исследователю с Баскией будет веселее, чем с Кандинским.

6. Кандинский уже есть в большинстве музеев, в которых ему положено быть по статусу. А вот Баскию многим музеям придется докупать. Всем, кто раньше сомневался. И конкуренция будет расти, коль скоро музеи современного искусства растут как грибы после дождя. Забавно, но наш рекордный Баския, купленный молодым японским предпринимателем Юсаку Маедзава, тоже предназначен для нового музея современного искусства, который будет построен в Японии.

Будем считать, что в «феномене Баскии» если не разобрались, то хотя бы приблизились к разгадке.

Но это мы рассуждали умозрительно. Не рискуя собственными или чужими деньгами. В таких легкомысленных ситуациях выбор дается быстро и просто. Кошка или собака? Чай или кофе? Хэмилтон или Райкконен? Кандинский или Баския? Выбирай сердцем.

А теперь представьте, что вы инвестор и вам предстоит не просто рассуждать, а вкладывать. Представили? Вот теперь что лучше: Баския или Кандинский?

По рыночным параметрам Кандинский и Баския, как ни удивительно, вполне сопоставимы. Хотя Баския по всем статьям превосходит. По статистике, в 2016 году было продано 111 лотов Кандинского на общую сумму $ 43 221 000 (39-е место в рейтинге по обороту Artprice). Из них 23 миллиона пришлось на одну самую дорогую работу. У Баскии же на аукционах за прошлый год было продано 80 произведений на общую сумму $171 480 000, из которых на самую дорогую приходится $57 285 000. Это 7-е место в рейтинге по обороту Artprice. Выше Баскии по этому показателю только Пикассо, Рихтер, Моне и китайцы.

Что становится понятно из этой информации? Для обоих художников это не первый случай продаж за десятки миллионов. Оба имеют хорошую ликвидность и внушительный аукционный оборот. Дополнительно из других источников известно, что произведения обоих постоянно растут в цене с темпами, опережающими среднерыночные. В принципе, много общего.

Вместе с тем история с Кандинским с инвестиционной точки зрения куда более убедительная и менее рискованная. Творчество художника прибавляло в цене системно, постепенно. В отличие от кейса Баскии рост Кандинского базировался не на отдельных эксцентричных покупках. И нынешние 42 миллиона за его топ-лот — это закономерный результат, к которому рынок шел десятки лет. Вообще история с Кандинским почти не вызывает подозрений в спекуляциях. Там все логично. А вот 110 миллионов за Баскию вызывают куда больше вопросов. Да, вещь была хорошая. Но все понимают, что одна дождинка еще не дождь. И что череп куплен с огромной переплатой. И что вернуть эти деньги, скажем, через 5 лет владения будет крайне маловероятно. Практически невозможно.

Так что если бы пришлось защищать один из двух вариантов перед инвестиционным комитетом, то решение было бы в пользу Кандинского. Если рационально. Если умом.

Ну а сердцем … ему же не прикажешь. Собака. Кофе. Райкконен. Баския.

Ладно, хватит про их дела. Поговорим о наших. Какой урок можно извлечь из этой истории с Баскией и Кандинским?

Случай Баскии — образцовый пример эффективного экспорта культурного продукта и культурной экспансии. Художник, имя которого сами американцы узнали 35 лет назад, сегодня нарасхват, за миллионы долларов. Причем его охотно покупают немцы и японцы — спрос абсолютно международный. Сегодня в топ-10 самых дорогих художников мира четверо — американцы. Как-то же им удалось это сделать!
И это хорошая новость для России. Потому, что культура — это не микроэлектроника. Здесь у нашей страны есть естественные конкурентные преимущества и признанные исторические достижения, на которые можно опереться. И что важнее, культура — одно из немногих направлений, где сегодня реально многое получается. Новый менеджмент и деньги, вбуханные в музеи, привели к очевидным результатам. В отличие от олимпийских трамплинов, музеи действительно оказались востребованы людьми, собирают публику, ставят рекорды посещаемости . Есть правильные шаги и по культурному экспорту — вывоз шедевров на зарубежные выставки, недавнее возрождение «Русских сезонов» .

Но нужно больше. Вспомнить имена, культурные бренды, активнее продвигать, создавать моду на искусство. Для начала авангард (что и делается). А со временем интерес к старому неизбежно вызовет интерес к новому. От классиков — к современному искусству. Правда, одного интереса тут мало. Нужно серьезные усилия по созданию инфраструктуры. Чтобы развивалось новое, нужно задавать правильные вопросы. А есть ли достаточное количество доступных по аренде выставочных площадок? Не мало ли ярмарок искусства? Удобные ли это площадки? Можно ли там комфортно припарковаться? Сейчас куда ни кинь — везде клин. Но когда захотим — получается. А раз получается, то тут бы и подналечь хорошенько.

Что еще почитать по теме на AI:
Почему некоторые картины стоят баснословных денег?
Новое в топ-10 самых дорогих художников мира. Баския теперь дороже Малевича;
«Кандинский из Третьяковки» обновил рейтинг русских художников;
Ныне живущие художники: топ продаж;
Самые дорогие картины русских художников;
Художники — авторы самых дорогих в мире произведений искусства.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх