Новое в топ-10 самых дорогих художников мира. Баския теперь дороже Малевича
ARTinvestment.RU   29 мая 2017

Рекорд Жана-Мишеля Баскии теперь соседствует в рейтинге ARTinvestment.RU с максимальным аукционным результатом его друга, легенды поп-арта Энди Уорхола. У Уорхола сейчас 7-е место, у Баскии — 6-е

Посмотреть обновленный рейтинг самых дорогих художников мира.

Рейтинг самых дорогих аукционных продаж в мире, составленный по правилу «один художник — одна работа», в течение 2016–2017 годов не требовал от нас частого обслуживания. То ли дело в 2015-м, когда составители с ног сбились, регулярно переписывая верхние строчки: то Пикассо вновь вырвется на первое место с «Алжирскими женщинами» почти за $180 000 000, то Модильяни уйдет за $170 000 000, то Джакометти — за $141 000 000. А потом наступил штиль. Цена входного билета в топ-10 выросла до $87 000 000, а такие продажи случаются не каждый год, даже при хорошей конъюнктуре. Предположить же, что в 2017 году рейтинг «взломает» Баския, причем сразу войдя в топ-10 и потеснив Уорхола, было совершенно невозможно. Тем не менее случилось: раз и в дамки.

Неоэкспрессионистский череп продала женщина, родители которой (коллекционеры Шпигели) купили эту работу в 1984 году за $19 000. Большие деньги для того времени, особенно за живущего молодого художника, пусть и восходящую звезду. Покупали — скорее всего, для души — отборную вещь, но все равно то был риск. И вот надо же: за 33 года цена шедевра выросла в 5 815 раз.

Вообще, вложения в произведения Жана-Мишеля Баскии принято относить к числу образцовых инвестиций. Баския успел получить признание при жизни, и в 1980-х уже был дорогим и модным художником. Так, в 1986–1988 (Баския умер в 1988-м, в 27 лет, через год после смерти Энди Уорхола) двухметровые холсты Баскии продавались на аукционах за $18 000–25 000 в тех деньгах. В 1990-х коллекционеры давали за них уже $150 000–400 000. А в конце 2000-х цены дошли до $3 000 000–5 000 000. Причем тогда уже эти цифры опытным коллекционерам казались безумными. Теперь же текущий рекорд Баскии составляет уже $110 500 000. Этому факту упорно ищут рациональное объяснение. Но на мой взгляд, ищут не там.

Возможно, что это история про инвестиции лишь отчасти, а в наибольшей степени — про пиар и вхождение коллекционера в историю. У нового счастливого владельца это не первый Баския в коллекции. У него есть другие многомиллионные работы нью-йоркского граффити-райтера, поэтому введение Баскии в «клуб 100 миллионов долларов» повысит капитализацию всей коллекции. Но, думаю, для человека, чье состояние оценивается в $3,5 млрд, это не самое важное. Куда интереснее, что сделки такого уровня — это wildcard на турнир самых важных коллекционеров. Билет на места в одном ряду с Роном Лаудером, Стивом Уинном и Стивеном Коэном. Вы когда-нибудь слышали о компании Start Today? А об онлайн-магазине Zozotown? Прямо скажем, не Coca-Cola. Их знают, пожалуй, только в Японии. Как знали и их владельца, ставшего миллиардером. Теперь же 41-летний Юсаку Маедзава (Yusaku Maezawa) — это знаменитый коллекционер, тот самый, который купил Баскию за баснословные деньги. Это примерно как открыть хороший частный музей своего имени. И кстати, такие планы у японского коллекционера тоже есть. Вероятно, в недалеком будущем в его родной префектуре Чиба появится музей современного искусства, где поселятся шедевры Джеффа Кунса, Брюса Наумана, Александра Колдера, Ричарда Принса, Роя Лихтеншттейна — все из коллекции Маедзавы.

Амбиции и пиар в мирных целях, возможно, не самое убедительное объяснение происходящему. Зато гораздо приятнее, чем мысли о глобальном «перегреве» рынка искусства. И уж тем более назойливые параллели с японским магнатом Рёи Саито и его громкой покупкой «Портрета доктора Гаше» Ван-Гога. Да, историкам искусства, склонным к мистике и эзотерике, было в этот раз от чего вздрогнуть. Опять японец, опять предчувствие кризиса в воздухе, и опять покупка на аукционе по безумной цене. Многое выглядит слишком похоже на события 1990-го накануне того, как рынок искусства рухнул вместе с рынком японской недвижимости. Импрессионисты после этого восстанавливались десятки лет, до конца так и не восстановились и больше не входят даже в топ-10 самых дорогих художников.

А может, и ерунда все. Ведь купи вместо японца этого Баскию какой-нибудь американец, никто бы и ухом не повел. Сейчас вообще сложно кого-то чем-то удивить. А что, собственно, произошло? Просто хороший Баския теперь стоит почти в два раза дороже самого лучшего Малевича.

О, дивный новый мир!

Что еще почитать по теме:
AI: Частное мнение: результат Пикассо в 180 миллионов может быть не просто везением, а предвестником «перегрева» мирового рынка



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх