«Русские торги» в Лондоне. Насколько оправдались наши прогнозы
ARTinvestment.RU   08 июня 2017

В Лондоне ведущие аукционные дома завершили неделю «русских торгов». Задолго до ее начала ARTinvestment.RU опубликовал ценовой прогноз для Christie’s, Sotheby’s и Bonhams. И вот как не совпали наши ожидания с реальностью

Опубликованный ранее прогноз ARTinvestment.RU изначально был не «угадайкой», а скорее сводкой рациональных ожиданий. В голове работала условная формула: разумная цена по текущему рынку плюс лондонская наценка за престиж и сервис. Составители прогноза исходили из предположения, что схватки будут редкостью. Как-то совсем уж демонстративно сорить деньгами люди не станут. Да и поубавилось случайных людей среди покупателей. Сейчас ведь многие разбираются в ценах и держат в голове теоретическую стоимость подобных работ в Москве (а в Москве все равно дешевле). Да, посетители русских торгов морально готовы к наценке «за Лондон»: за отсутствие проблем с вывозом, за эксклюзив, за уровень сервиса, за гарантии, за провенанс от первоклассных аукционов. Но переплачивать они готовы десятки, а не сотни процентов, как 10 лет назад. Думаю, что в этот раз логично рассчитывать на цены примерно на 25–50 % выше московских — не более. 

Забегая вперед, скажу, что в реальности многое не сошлось. Вопреки ожиданиям цены на некоторые выделенные нами лоты существенно превысили разумные (с нашей точки зрения). Иногда в несколько раз. Зачем люди так переплачивали — вопрос без ответа. Точно не бизнес. Получается, что покупают ради большого удовольствия. Во всяком случае, это лучше, чем оставить деньги в казино.

Ладно, делать нечего — читайте, как в этот раз вышло по ценам. И да, кроме вещей из прогноза в этот отчет мы добавили другие интересные лоты с их ценами. Пусть вас это не смущает.

Начнём с русских торгов Christie’s, которые прошли одним днем, в понедельник 5 июня. В каталог попало 293 лота живописи, графики и ДПИ. Суммарная выручка по всем категориям — $6,5 млн. Но нас главным образом интересуют произведения изобразительного искусства, которые были собраны в первые 106 лотов. В стринге ИЗО продали 79, или 74,5 %, лотов. Мало какой аукционный дом в России может похвастаться таким процентом продаж.

«Портрет мальчика» Бориса Григорьева оказался гораздо более желанным для коллекционеров лотом, чем мы предполагали. Эстимейт превышен вдвое — с $161 тыс. среднего эстимейта до $330 тыс.

Рисунок «Москва» Льва Бакста все же был продан. Но, исходя из результата с учетом комиссии Buyer’s Premium, эскиз костюма для «Москвы» был продан по старту. А кроме того, новых владельцев нашли еще четыре театральных эскиза Бакста (из семи предложенных). При этом неожиданно «выстрелил» эскиз костюма фиванского царя Креона для постановки «Антигоны». Лот превысил оценку минимум втрое (эстимейт $128 500–154 200; результат $484 822) и стал самым дорогим лотом всего аукциона Christie’s.

Цена на акварель Константина Сомова «Утро» тоже поднялась намного выше эстимейта: со старта в $72 тыс. лот достиг $361 тыс. (с учетом комиссии). К другим неожиданно хорошим продажам стоит отнести уход деревянной скульптуры Степана Эрьзи «Женская голова» за $144,6 тыс. при оценке $25,7–38,5 тыс., а также продажу полотна «Сидящая обнаженная» Георгия Артемова за $152,71 тыс. при эстимейте $38,55–64,25 тыс.

Нонконформисты, вопреки нашим ожиданиям, выступили скромнее. За «Церковь» Дмитрия Плавинского дали $32 тыс., в пределах эстимейта $25,76–38,64 тыс. А на абстракцию Лидии Мастерковой сделали финальную ставку пусть и выше оценки, но незначительно — результат $25,7 тыс. с учетом комиссии (старт с $10,3 тыс.). А кроме того, нашли новых владельцев работы Зверева, Ситникова, Немухина, Вейсберга, Яковлева и Новикова.

Во вторник, 6 июня, был распродан гораздо более мощный каталог русского искусства от Sotheby’s. Подборка живописи и графики из 201 лота разошлась на 61,1 % (с молотка ушло 123 лота). Суммарная выручка аукциона изобразительного искусства Sotheby’s — $12,7 млн. И еще где-то $2,9 млн удалось заработать на ДПИ аукционе, прошедшем в тот же день.

Топ-лотами аукциона Sotheby’s стали два полотна Исаака Левитана. Оба чуть превысили планку в $1 млн (это с учетом Buyer’s Premium). Но при этом большего формата пейзаж «Лето» был продан ниже минимального эстимейта $1,24–1,8 млн (как мы и предполагали), а более характерный пейзаж «Заросший пруд», пусть был и меньше в два раза, но ушел за те же $1,17 млн с учетом комиссии.

Так понравившийся нам «Лесной пейзаж» Константина Крыжицкого по достоинству оценили и коллекционеры. Цена молотка превысила оценку: результат $290,5 тыс. при эстимейте $99,3–149 тыс. Мы предполагали, что будет выше эстимейта, хотя и не настолько. Ну, будем считать, вектор угадали.

Рассказ об успехах работ Ивана Айвазовского мы начнем с морского пейзажа Одессы 1868 года. Эта работа превысила эстимейт вдвое: результат $414,6 тыс. при оценке $155,1–232,65 тыс. А вообще, из семи выставленных на торги работ Айвазовского покупателей нашли шесть. Что и требовалось доказать. При адекватной оценке желающие всегда будут. Наш прогноз по «Пейзажу в лунном свете» в целом оправдался: работа ушла по верхней границе эстимейта — за $234,2 тыс. Все остальные Айвазовские тоже ушли в пределах или чуть выше эстимейтов.

Удачно ушли с торгов две работы Константина Юона. Картина «Кремль ночью в канун коронации царя Михаила Фёдоровича» была написана вскоре после завершения работы над сценическими декорациями к опере «Борис Годунов» для дягилевских сезонов в Париже. Но это уже отдельное, законченное живописное произведение, в которое Юон вложил свои богатые знания архитектуры Кремля и русской истории. Работу приобрели за $631,7 тыс., сильно выше эстимейта $232,65–323,1 тыс. Второй Юон — зимний пейзаж «Прекрасный день. Измайлово» — ушел за $414,57 тыс. при оценке $155,1–232,65 тыс. Еще один лот из первой десятки — холст Петра Кончаловского «Купальщицы» (авторское название – «Вётлы»). Работа превысила оценку вдвое и ушла за $631,7 тыс.

Холст Оскара Рабина, как мы и прогнозировали, ушел выше эстимейта, но в пределах разумного — за $30,7 тыс. (оценка $14,9–22,3 тыс.). Ранний зверевский «Зимний пейзаж с лошадью» (бумага, масло) с учетом комиссии был продан за $6,46 тыс. (прогноз AI — $5 тыс.). Оба, будем считать, угадали.

Два белых натюрморта Владимира Вейсберга (оба с оценкой $37,2–62,1 тыс.) стали украшением стринга нонконформистов. «Натюрморт с кубами и шаром» удержался в пределах оценки, его купили по верхней планке эстимейта за $62 тыс. «Натюрморт с кубами и цилиндрами», которому мы предрекали уход в пределах эстимейта за $50 тыс., на деле превысил оценку втрое (результат — около $170 тыс.). Не угадали. Вейсберг, конечно, любимец коллекционеров, но мы не ожидали, что за него развернется такая битва.

Рисунок Кустодиева «Даша, купеческая жена» достиг цены $80 тыс., что, в принципе, не так удивительно, учитывая высокое качество акварели и шаляпинский провенанс. А графическая работа Любови Поповой, напротив, осталась без единой ставки (мы предполагали, что уйдет в пределах эстимейта).

Последним по дате проведения, но не по значимости был аукцион русского искусства Bonhams 7 июня. Подборку Bonhams по объему и качеству ИЗО-стринга в этом году можно сопоставить с подборкой Christie’s. Из 78 лотов живописи и графики ушел 51 (65 %).

Картину передвижника Андрея Рябушкина «По деревенской улице» продали по верхнему эстимейту — за $25,8 тыс. с учетом комиссии аукционного дома. Мы предполагали, что не уйдет или, в крайнем случае, уйдет по старту. Но кому-то сильно захотелось. Неожиданно.

Те же удила, вероятно, закусили, когда продавали «Охоту» Стеллецкого. Цена со старта $129 тыс. дошла до $331 тыс. Результат получился как в те самые «прежние времена», которые поминали добрым словом в нашем прогнозе (мы скромно рассчитывали на уход за $160 тыс. в лучшем случае). И кстати, остальные три произведения Дмитрия Стеллецкого тоже нашли новых владельцев. Чего нельзя сказать о красивой «Зимней сцене» Степана Колесникова. Оценка $9–12,9 тыс. все же оказалась для коллекционеров неподъемной. Да, как-то по Bonhams попаданий у нас в этот раз совсем мало. На аукционе прошло гораздо лучше, чем мы рассчитывали, — так радоваться ж надо.

В итоге нужно отметить, что в этот раз в прогнозах мы несколько переоценили возможный успех шестидесятников и недооценили борьбу за русскую классику. О причинах будем еще думать. Но в целом эта ситуация слабо коррелирует с тем, что мы наблюдаем на внутреннем аукционном рынке в России. Точнее, тут вообще все наоборот. Устроителей лондонских «русских торгов» поздравляем с успехом. Ну а прогнозу… В некоторых прогнозах и ошибиться бывает приятно.



  • 14.12.2017 Гессенские принцессы в Российской истории 19 декабря 2017 года во Франкфурте-на-Майне, в Музее Иконы, откроется выставка «Гессенские принцессы в Российской истории» — совместный масштабный российско-германский выставочный проект.
  • 14.12.2017 Нонконформисты в Липецке В липецкой галерее современного искусства «Буксир» открылась выставка живописи и графики художников-шестидесятников — Рабина, Яковлева, Мастерковой, Ворошилова и других
  • 14.12.2017 «Композиции и натюрморты» Бориса Мессерера в Академии художеств С 19 декабря по 8 января в выставочных залах РАХ на Пречистенке пройдет выставка живописных и графических произведений Бориса Асафовича Мессерера — портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций и др. — всего около 100 работ
  • 13.12.2017 «И свет на сцену». Петр Вильямс и Александра Коновалова Сегодня вечером в Музее АРТ4 открывается выставка из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой и галереи «Веллум»
  • 08.12.2017 Шестидесятник Игорь Шелковский в Новой Третьяковке Выставка — юбилейная. Шелковскому в этом году — 80. И празднует он с размахом. Центральным элементом выставки в Третьяковке станет гигантская скульптура, внутри которой могут находиться и передвигаться зрители
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх