Русские торги в Лондоне. Прогноз на июнь 2017
ARTinvestment.RU   18 мая 2017

Можно, конечно, каждый год сожалеть об очередном снижении уровня каталогов в Лондоне, но при этом отдавая себе отчет, что это все равно лучшее, что есть по уровню

Пока же ни один аукцион в России не может даже близко конкурировать по качеству подборки с ключевыми устроителями «русских торгов».

Что отражает прогноз AI, кроме азартного желания угадать поточнее? Кроме прочего, прогноз — это позиция по поводу разумности цены. Конечно, в ситуациях, когда покупатели сцепились насмерть и загнали цену выше потолка, любой прогноз обречен. Но, думаю, времена сейчас не те. Схватки будут редкостью. Как-то совсем уж демонстративно сорить деньгами люди не станут. Да и поубавилось случайных людей среди покупателей. Сейчас ведь многие разбираются в ценах и держат в голове теоретическую стоимость подобных работ в Москве (а в Москве все равно дешевле). Да, посетители русских торгов морально готовы к наценке «за Лондон»: за отсутствие проблем с вывозом, за эксклюзив, за уровень сервиса, за гарантии, за провенанс от первоклассных аукционов. Но переплачивать они готовы десятки, а не сотни процентов, как 10 лет назад. Думаю, что в этот раз логично рассчитывать на цены примерно на 25–50 % выше московских — не более. И примерно эти цифры мы держали в голове при формировании прогноза.

Обратите внимание, что эстимейты и предполагаемые цены в этой статье для удобства переведены из фунтов в доллары путем умножения на 1,29 по текущему курсу.

Теперь приступим.

5 июня 2017. Christie’s. Russian Art

Хронологически русскую неделю в этот раз открывает Chrisitie’s. Аукцион встретит покупателей огромным (из 293 лотов) смешанным каталогом. Из которого в очередной раз следует, что с ДПИ еще куда ни шло, а на русскую живопись на Chrisitie’s снова (если еще не окончательно) махнули рукой. Миллионников нет, шедевров нет, крепких вещей — кот наплакал, а некоторые ценники рассчитаны скорее на подвыпивших коллекционеров. Таково первое впечатление. И тем не менее…

Мнение AI: Этот Григорьев — самый дорогой живописный лот русского каталога Christie’s — выставляется с относительно скромной предварительной оценкой $128 800–193 200. Портрет мальчика для коммерции тема сложная (если только автор не Хаим Сутин). К тому же он еще и маленький. Да и свою фирменную стилистику Григорьев явно стремился обуздать, чтобы портрет был похож на реального человека, а не на его характерные собирательные лики. В общем, прогноз — уйдет в лучшем случае по старту. Но не удивлюсь, если не уйдет вообще.

Мнение AI: Большие сомнения в том, что рисунок будет продан. Он большой и издалека красивый. Но все-таки это прикладная работа: здесь фокус на костюме и только. В частности, лицо лишь обозначено. Шесть миллионов рублей за этот рисунок кажутся совершенно нереальными даже с учетом того, что Бакст — художник первого ряда.

Мнение AI: Не спрашивайте почему, но у Сомова действительно законченная графика даже размером с открытку может стоить теоретически и $100 000, и больше. И тут как раз такой случай, когда кроме размера придраться не к чему. Традиционная эротика, без примеси сомовской специфики — такой рисунок украсит любую коллекцию. Но цена все равно не укладывается в голове. Набрав воздуха, прогноз — $80 000.

Мнение AI: Прогноз — больше $40 000. Может, 45–50, но вряд ли больше. Да, это очень характерная работа знаменитого шестидесятника, многодельная, ценного периода. Пожалуй, единственный ее недостаток, вы не поверите, — это сюжет. По не до конца понятной причине работы с церквями заметно сложнее находят новых владельцев. Их покупают быстрее, чем погосты, но куда медленнее, чем картины с нейтральными сюжетами.

Мнение AI: А вот, наоборот, хорошая цена — привлекательная даже по московским меркам. Эстимейт метровой абстракции 1973 года — $10 304–15 450. У нас в России за Мастеркову такого качества просят примерно в 1,5–2 раза больше. Я бы не сказал, что при этом на амазонку второго авангарда стоит очередь, но интерес по реальным ценам есть. Думаю, в этом случае развернется борьба с минимум двукратным превышением верхнего эстимейта. Мой прогноз — $35 000.

6 июня 2017. Sotheby’s. Russian Pictures

Аукционный дом Sotheby’s выйдет к покупателям вторым. Но у него самый большой и самых хороший каталог русской живописи и графики среди всех аукционов — 202 лота. При этом бросается в глаза, что в июньском каталоге Sotheby’s будет сразу 7 (семь!) работ Ивана Айвазовского. Из желающих продать живопись нашего мариниста стоит очередь. И цены — кризисные. О миллионах, чувствуется, больше никто даже не заикается. Старты от $25 000 до $150 000. Причем 150 тысяч — это нижние эстимейты на довольно эффектные картины Айвазовского шириной в приличные 80 см. До кризиса такие стоили порядка $750 000–$800 000. Теперь — в 5 раз ниже. Тем не менее люди выставляют, пытаются продать — и правильно делают. Действуют, несмотря на странные советы о том, что продавать сейчас невыгодно, что «нужно держать цены», лучше подождать «лучших времен». Для кого держать-то? Для тех, кто все свои проблемы уже решил? Да и кто знает, дождемся мы лучших времен или, наоборот, нового кризиса? Ладно, хватит себя накручивать. На самом деле те, кто покупает, тоже правильно делают: по таким ценам уже вполне можно.

Обращает внимание, что за редким исключением эстимейты у Sotheby’s реалистичнее, чем у всех остальных участников «русской недели». Да, после жирных 2000-х неприятно столь ощутимо откатываться назад и объясняться с теми, кто инвестировал или коллекционировал по «тем» ценам. Но что ж делать, проще один раз признать новую рыночную реальность и двигаться вперед, чем беспомощно цепляться за прошлое.

Мнение AI: Левитан — топ-лот нынешнего Sotheby’s. Картина большая, с хорошей документированной историей (включая каталог выставки передвижников), красивая. Но не выдающаяся. Думаю, что это как раз тот редкий случай, когда Sotheby’s ошибся с эстимейтом. Да, мы помним, что работам Левитана до этого несколько раз покорялась миллионная планка. Но все это происходило задолго до второго кризиса, в 2005–2010 гг. Теперь же продать за такие деньги работу русского художника — это нужно как-то феноменально постараться. И боюсь, это не тот случай. Думаем, что данное украшение каталога будет либо продано сильно ниже эстимейта, либо not sold. Скорее всего, второе. К слову, на Sotheby’s будет еще другой Левитан — «Заросший пруд» 1888 года. Он в 4 раза меньше (66 по горизонтали), но лучше по настроению, с характерной левитановской грустью. Нижний эстимейт у «Заросшего пруда» — $559 000. Это лучше, но тоже очень дорого, конечно.

Мнение AI: Даже по фото чувствуется, что красивейшая вещь. На пределе большой размер, еще чуть-чуть, и был бы в минус. Очень необычная палитра, с синей гаммой, нетипичная для лесных пейзажей композиция, высочайшая детализация — с такой работой десятилетиями можно жить душа в душу, не надоест. Сто тысяч долларов (нижний эстимейт) для Крыжицкого — это большие деньги. Но в этом случае что-то подсказывает, что эстимейт будет превышен раза в полтора и цена уйдет в район $170 000. Вообще же аукционный рекорд для Крыжицкого — $465 000. Только было это в прошлой жизни, в 2009 году.

Мнение AI: Это самый красивый и самый дорогой Айвазовский нынешнего Sotheby’s. Пять-семь лет назад он бы стоил в 4–5 раз дороже сегодняшнего нижнего эстимейта. Горе для тех, кто покупал на пике, зато хорошая возможность для новых коллекционеров. Мы считаем, что по сегодняшним ценам покупать Айвазовского уже выгодно. Но не на последние и не безоглядно.

Вернемся к конкретной вещи. Размер — оптимальный. Сюжет — без излишнего трагизма. Да, парусник идет на дно, но шлюпка с людьми уже почти дошла до берега. Фирменная прозрачная волна в лунном свете — выше всяких похвал. В общем, в картине есть все то, что мы любим у Айвазовского. Думаю, что она уйдет с небольшим превышением эстимейта, в районе $250 000–300 000.

Мнение AI: Новые дома в Москве снова актуальная тема, хотя Рабин писал их в 1967 году, 50 лет назад. Работа принадлежит к особо ценному периоду творчества, выполнена до эмиграции. Учитывая высокое качество и метровый размер, нижний эстимейт Sotheby’s довольно скромен. Думаю, что за такого Рабина покупатели будут биться и цена превысит оценку аукциона. Впрочем в пределах разумного. Вероятно, дойдет до $35 000. За счет эффекта Sotheby’s. А московская цена такого Рабина сейчас как раз примерно $25 000.

Мнение AI: Раннего, 1958 года, Зверева, да еще и большого (почти 60 см в высоту) купить сегодня в Москве не так-то просто. Уже редкость. Но оценка, заявленная аукционом, — на пределе. Судя по нашему рынку, подобный лист должен стоить в районе $3 000–4 000. Ну, посмотрим. Возможно, и до минимальных $5 000 (эстимейт Sotheby’s) в этот раз дойдет.

Мнение AI: Жаль, размер подкачал. Но вообще даже 60-сантиметровый натюрморт Вейсберга этого периода в Лондоне сейчас может стоить $50 000–60 000. А до кризиса мог бы стоить и раза в два дороже. Но чего уж вспоминать. Думаю, нынешняя оценка Sotheby’s вполне адекватна, и предполагаю, что цена будет ближе к $50 000. Ну, а проходящая в Москве выставка Моранди лишь подольет масла в огонь. Вейсберга же именно с Моранди  часто сравнивают. Так и зовут «русский Моранди». Ради любопытства: натюрморт итальянского Моранди сопоставимого размера стоил бы в районе миллиона долларов.

Мнение AI: Яркая колоритная живопись, близкая к тому, что называют Владимирской школой, — взгляд не оторвать. И с настроением, и с энергетикой, и по лондонским меркам недорого. В Москве мы недавно продали на AI Аукционе Матушевского чуть меньшего размера и не такого яркого за $1 500. Думаю, что конкретно этот стоил бы у нас не меньше $2 500–3 000. Так что в Лондоне можно ждать как минимум старта. А прогноз AI — $4 000. Жаль, Матушевский, несмотря на высокое качество, в драку пока не уходит. Вместе с тем уже одно то, что художник стал регулярно выставляться на Sotheby’s, укрепляет его рыночные позиции и повышает инвестиционный потенциал.

Мнение AI: Пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что графика Бориса Кустодиева часто выставляется даже на российских аукционах по ценам $3 000–4 000. Стоящие, сколь-нибудь эффектные законченные рисунки, а не карандашные наброски, встречаются редко. А когда встречаются, то коллекционеры могут загнать цены выше потолка. Так уже было в 2015 году, когда похожая по классу акварель «Купчиха» на Sotheby’s превысила заоблачную цену $188 000. Что абсолютно неадекватно, тем более сейчас. И тем более для Москвы. К чему я это? Например, к тому, что нынешний эскиз «Даша, купеческая жена» гораздо лучше, чем тот, за 188 тысяч. И к тому же он происходит из коллекции Федора Шаляпина. Собственно, эта работа — изначально эскиз костюма купчихи Даши к опере Александра Серова «Вражья сила», которую в 1920 году в качестве режиссера ставил Федор Шаляпин в бывшей Мариинке. Эскиз-то он эскиз. Но конкретно в этом рисунке у Кустодиева получилось всё: и платье, и лицо, и поза, и антураж. В Sotheby’s это, конечно, тоже понимают: небольшая акварель оценена от души — очень дорого. Дадут ли старт? Наверное. За Шаляпина. Впрочем чересчур азартного торга я не ожидаю.

Мнение AI: На прошлых русских торгах графика русского авангарда разлетелась с серьезными превышениями эстимейтов вопреки всем прогнозам. То есть сильно дороже, чем пророчили опытные коллекционеры. Как будет на этот раз — предположить трудно, отсюда такой большой разброс в предварительных аукционных оценках. Рисунок Любови Поповой, как и рисунок Надежды Удальцовой, проходил через Leonard Hutton Galleries, что хорошо: у них хорошая репутация. Если бы не объявленный эстимейт, то я бы предположил, что цена за Попову будет $30 000, а за Удальцову — $20 000. Что тоже дорого. Но с учетом того, что нижний эстимейт у Поповой $37 250, — рискну. Прогноз — $42 000. А за Удальцову — $20 000. Кстати, в стринге графики русского авангарда у Sotheby’s есть еще яркий рисунок Николая Суетина. К нему тоже стоит присмотреться.

7 июня 2017. Bonhams. The Russian Sale

По ощущениям, в этот раз Bonhams не так уж сильно уступает Christie’s. Ну, разве что чуть-чуть. В этот раз у них бросается в глаза стринг работ Дмитрия Стеллецкого: от Марфы-Посадницы до больших сцен охоты. Есть немного шестидесятников (на Bonhams их часто можно купить дешевле, чем у конкурентов). Большой выбор театральных эскизов. А среди самого дорогого — живописная классика XIX века.

Мнение AI: Цены на передвижника Андрея Рябушкина весьма волатильны. Назначать эстимейт — задача нетривиальная. Bonhams пытается решить ее подбором. Полгода назад эту картину «По деревенской улице» выставили с нижним эстимейтом под $40 000. И ясное дело, что никто за ней не пришел. В этот раз устроители радикально сменили тактику: нижняя оценка теперь около $20 000. Гораздо лучше. Вот только поможет ли? Да, передвижник. Да, метровая работа. Да, крепкая жанровая. Но двадцать тысяч — это двадцать тысяч. То есть на соседней чаше весов — хорошие Рабин или Краснопевцев. Которых не все любят, но зато все знают. Прогноз для Рябушкина — купят в лучшем случае по старту, за $18 000. А скорее, опять not sold.

Мнение AI: Со Стеллецким следует помнить правило: его работы обязательно нужно смотреть живьем. Каталогам доверять нельзя. Нередко его картины могут в реальности быть заметно более темными, чем на фото. «Охота» из всего стринга выглядит, пожалуй, наиболее выигрышно. Безошибочно узнаваемый византийский стиль Стеллецкого. Вещь большая, но не чрезмерно. Полтора метра в ширину. Судя по описанию, эта темпера выставлялась на 9-й выставке Союза русских художников. Оценка аукциона — $129 000–154 800 — нормальная. Если живьем вещь не темная, то может уйти по верхней границе оценки, за $160 000. В прежние времена можно было рассчитывать и на вдвое большую сумму. А вообще аукционный рекорд Стеллецкого за отдельную работу составляет $605 000. Столько дали за метровый холст на Sotheby’s в 2015 году.

Мнение AI: Воздушная графика, глаз радует. Жаль, что слишком высоко оценена. Нижний эстимейт в переводе на наши — 500 000 рублей. Маловероятно. Если вполовину, то может быть. Впрочем это я с российскими мерками подхожу, а в Лондоне и не такое случалось.

Так видится ситуация в целом. Понятно, что, как и в прошлый раз, лучше всех отторгуется Sotheby’s. Процент уходов будет у всех более-менее нормальным. Почему? Во-первых, в России в кризис богатые богатеют. Во-вторых, укрепившийся рубль повышает настроение и возможности. Ну а в-третьих, повторюсь, лучшей подборки русского искусства, кроме Лондона, нигде в мире сейчас не найти. Дальше будем наблюдать, а в конце русской недели, как всегда, сверим прогноз с результатами.

А пока остается лишь пожелать устроителям и покупателям на июньских торгах удачи. Попутного ветра!



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх