ВУЛОХ Игорь Александрович (1938–2012) Пейзаж. 1980
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ГЕТА Сергей Андреевич (1951) Заросший пруд — 2. 2019
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ФЕДОРОВСКИЙ Фёдор Фёдорович (1883–1955) Волга. 1933
Текущая ставка
-
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00

Русский аукционный рынок искусства в I квартале 2017 года
ARTinvestment.RU   23 марта 2017

Какие успехи с начала года? Как изменилась покупательская активность? Что продается? Есть ли улучшение конъюнктуры? Подводим предварительные итоги

Прошлый год мы закончили с неожиданным ростом. По итогам 2016-го покупательская активность выросла: средняя доля проданных лотов увеличилась с 35 % (2015) до 44 % (2016). Годовой объем продаж на аукционном рынке вырос с $4 600 000 до $7 000 000 в пересчете с рублей. Прошлогодние оптимистичные цифры располагали к некоторым надеждам: может в 2017-м всё станет лучше?

И вот уже завершается первый квартал 2017-го. В оставшуюся неделю пройдут еще несколько аукционов («Совком», «Литфонд» и «В Никитском»). Там будет продаваться порядка 500 лотов сегмента ИЗО, включая вещи с высокими эстимейтами. Поэтому пока можно подвести лишь предварительные итоги за три месяца. А по окончательным цифрам потом сделаем обновление.

Итак, объем аукционных продаж в сегменте ИЗО за I квартал 2017 года составляет $1 085 000 (– 44 % к I кварталу 2016 года). При этом средняя доля проданных лотов, по предварительным итогам I квартала, составила 42 % (в соответствующем периоде 2016 года эта доля составляла 39 %). То есть мы фиксируем символический рост покупательской активности. Будь он посущественнее, можно было бы предрекать рост цен через полгода. А так — вряд ли. Приведенные цифры не противоречат и личными наблюдениями специалистов нашего AI Аукциона: денег у покупателей больше не становится и сделки с искусством проходят ничуть не легче, чем годом ранее.

Топ-10 аукционных результатов на аукционном рынке России в I квартале 2017

№ п/п

Художник

Название произведения

Цена, $

1

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович

Букет сирени

62 815

2

КОМАР Виталий Анатольевич

Без названия

48 732

3

РАБИН Оскар Яковлевич

10 копеек в Прилукаx

26 485

4

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич

В Гималаях. (Из поездки в Индию)

20 880

5

МИРОНЕНКО Сергей Игоревич

66-й день

16 950

6

ФАЛЬК Роберт Рафаилович

Портрет обнаженной

16 562

7

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич

Ангел с голубем

15 210

8

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич

Летящий ангел

15 047

9

БРУСКИН Гриша

Метаморфозы I

11 653

10

ВЕЩИЛОВ Константин Александрович

Молодая семья на Амальфи

11 340

Сногсшибательных продаж в первом квартале на российском аукционом рынке зафиксировано не было. Планку в $100 000 не перешагнуло ни одно произведение. Самая дорогая картина начала года — «Букет сирени» соцреалиста Александра Герасимова — стоила примерно $63 000. В списке самых дорогих работ 1-го квартала больше половины — это произведения шестидесятников (Виталия Комара, Оскара Рабина, Гриши Брускина) и их предтеч (Роберта Фалька, Александра Тышлера). Данное направление уж примерно года три является наиболее востребованным среди коллекционеров. В топ вошли два графических произведения (Роберта Фалька и Гриши Брускина), остальное — живопись. Ну, и себя не забыть похвалить: 4 из 10 самых дорогих работ первого квартала были проданы на нашем AI Аукционе.

Общий вывод по внутреннему аукционному рынку? Надежды на улучшение рыночной конъюнктуры в этом году пока не оправдываются. Предвестников какого-то бума на русском рынке искусства все еще нет. Обнадеживает лишь рост числа дилерских покупок. Это косвенно свидетельствует о том, что профессионалы рынка уже считают цены выгодными: ниже не упадут или упадут не сильно.

Вероятно, заметный рост рыночных показателей в 2016 году был связан все-таки с естественным восстановлением после очень сильного падения в результате крымских событий. Мы же помним, что до санкций наш аукционный рынок был в три раза больше. Сейчас, в начале 2017 года, этот восстановительный рост либо замедлился, либо прекратился.

С другой стороны, драматизировать ситуацию и делать далеко идущие выводы пока точно не нужно. Разница в квартальных показателях по годам не так уж велика. Да и впереди еще девять месяцев работы. Наверстаем? А что, а вдруг!

Все, о чем мы говорили выше, касалось внутреннего аукционного рынка русского искусства. Кто-то спросит: а может быть, в этом как раз все и дело? Может, только в России всё так посредственно, а на Западе русское искусство продается гораздо лучше?

Судя по нашим цифрам, на Западе русское продается лучше. Но не гораздо. Санкционный кризис «просадил» цены на русское искусство во всем мире, испортив настроение людям с деньгами. Ко всему прочему этот кризис наложился на системный пересмотр цен на произведения русского искусства. В свое время нефтяные деньги загнали их порой просто на неадекватные высоты, а теперь рынок болезненно приходит в себя. Уже не удивляет, что цены на Айвазовского на лондонских торгах за последние пять лет снизились в три раза. Это скорее процесс оздоровления и поиск устойчивого равновесия.

Что показывают индикаторы для русского искусства на мировых аукционах в первом квартале? Первое: покупательская активность практически не изменилась. ARTIMXba-RUS-WORLD показывает, что в среднем продавался 51 % русских лотов (а в прошлом году 52 %, то есть изменение несущественное).

В свою очередь ценовой индекс русского искусства ARTIMX-RUS на мировых аукционах в первом квартале не изменился вообще. Как было 136 пунктов в конце 2016 года, так и осталось 136 в первом квартале. Другими словами, $136, вложенные в русское искусство в начале 2017 года, к концу марта условно превратились в те же $136. Символично другое: впервые с 2012 года не зафиксирован спад цен на мировом аукционном рынке русского искусства. Тоже ведь добрый знак, правда?

Наконец, глобальный вывод, к которому нас подталкивают все цифры, графики и знаки: нужно перестать ждать изменения конъюнктуры. Вряд ли в обозримом будущем она будет сильно лучше или сильно хуже. Скорее, будет ровно, как сейчас, причем на годы. Это означает, что нет большого резона откладывать решения на потом. Будь то покупки или продажи. Скорых изменений не ожидается. Так что лучше успокоиться, перестать суетиться да выгадывать и начать жить в режиме «здесь и сейчас».

Самостоятельно следить за изменением покупательской активности и динамикой ценовых индексов вам помогут наши графики ARTIMX. Большинство из них доступно всем посетителям сайта бесплатно.



  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх