- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»
Русский аукционный рынок искусства в I квартале 2017 года
ARTinvestment.RU 23 марта 2017
Какие успехи с начала года? Как изменилась покупательская активность? Что продается? Есть ли улучшение конъюнктуры? Подводим предварительные итоги
Прошлый год мы закончили с неожиданным ростом. По итогам 2016-го покупательская активность выросла: средняя доля проданных лотов увеличилась с 35 % (2015) до 44 % (2016). Годовой объем продаж на аукционном рынке вырос с $4 600 000 до $7 000 000 в пересчете с рублей. Прошлогодние оптимистичные цифры располагали к некоторым надеждам: может в 2017-м всё станет лучше?
И вот уже завершается первый квартал 2017-го. В оставшуюся неделю пройдут еще несколько аукционов («Совком», «Литфонд» и «В Никитском»). Там будет продаваться порядка 500 лотов сегмента ИЗО, включая вещи с высокими эстимейтами. Поэтому пока можно подвести лишь предварительные итоги за три месяца. А по окончательным цифрам потом сделаем обновление.
Итак, объем аукционных продаж в сегменте ИЗО за I квартал 2017 года составляет $1 085 000 (– 44 % к I кварталу 2016 года). При этом средняя доля проданных лотов, по предварительным итогам I квартала, составила 42 % (в соответствующем периоде 2016 года эта доля составляла 39 %). То есть мы фиксируем символический рост покупательской активности. Будь он посущественнее, можно было бы предрекать рост цен через полгода. А так — вряд ли. Приведенные цифры не противоречат и личными наблюдениями специалистов нашего AI Аукциона: денег у покупателей больше не становится и сделки с искусством проходят ничуть не легче, чем годом ранее.
Топ-10 аукционных результатов на аукционном рынке России в I квартале 2017
№ п/п |
Художник |
Название произведения |
Цена, $ |
1 |
ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович |
Букет сирени |
62 815 |
2 |
КОМАР Виталий Анатольевич |
Без названия |
48 732 |
3 |
РАБИН Оскар Яковлевич |
10 копеек в Прилукаx |
26 485 |
4 |
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич |
В Гималаях. (Из поездки в Индию) |
20 880 |
5 |
МИРОНЕНКО Сергей Игоревич |
66-й день |
16 950 |
6 |
ФАЛЬК Роберт Рафаилович |
Портрет обнаженной |
16 562 |
7 |
ТЫШЛЕР Александр Григорьевич |
Ангел с голубем |
15 210 |
8 |
ТЫШЛЕР Александр Григорьевич |
Летящий ангел |
15 047 |
9 |
БРУСКИН Гриша |
Метаморфозы I |
11 653 |
10 |
ВЕЩИЛОВ Константин Александрович |
Молодая семья на Амальфи |
11 340 |
Сногсшибательных продаж в первом квартале на российском аукционом рынке зафиксировано не было. Планку в $100 000 не перешагнуло ни одно произведение. Самая дорогая картина начала года — «Букет сирени» соцреалиста Александра Герасимова — стоила примерно $63 000. В списке самых дорогих работ 1-го квартала больше половины — это произведения шестидесятников (Виталия Комара, Оскара Рабина, Гриши Брускина) и их предтеч (Роберта Фалька, Александра Тышлера). Данное направление уж примерно года три является наиболее востребованным среди коллекционеров. В топ вошли два графических произведения (Роберта Фалька и Гриши Брускина), остальное — живопись. Ну, и себя не забыть похвалить: 4 из 10 самых дорогих работ первого квартала были проданы на нашем AI Аукционе.
Общий вывод по внутреннему аукционному рынку? Надежды на улучшение рыночной конъюнктуры в этом году пока не оправдываются. Предвестников какого-то бума на русском рынке искусства все еще нет. Обнадеживает лишь рост числа дилерских покупок. Это косвенно свидетельствует о том, что профессионалы рынка уже считают цены выгодными: ниже не упадут или упадут не сильно.
Вероятно, заметный рост рыночных показателей в 2016 году был связан все-таки с естественным восстановлением после очень сильного падения в результате крымских событий. Мы же помним, что до санкций наш аукционный рынок был в три раза больше. Сейчас, в начале 2017 года, этот восстановительный рост либо замедлился, либо прекратился.
С другой стороны, драматизировать ситуацию и делать далеко идущие выводы пока точно не нужно. Разница в квартальных показателях по годам не так уж велика. Да и впереди еще девять месяцев работы. Наверстаем? А что, а вдруг!
Все, о чем мы говорили выше, касалось внутреннего аукционного рынка русского искусства. Кто-то спросит: а может быть, в этом как раз все и дело? Может, только в России всё так посредственно, а на Западе русское искусство продается гораздо лучше?
Судя по нашим цифрам, на Западе русское продается лучше. Но не гораздо. Санкционный кризис «просадил» цены на русское искусство во всем мире, испортив настроение людям с деньгами. Ко всему прочему этот кризис наложился на системный пересмотр цен на произведения русского искусства. В свое время нефтяные деньги загнали их порой просто на неадекватные высоты, а теперь рынок болезненно приходит в себя. Уже не удивляет, что цены на Айвазовского на лондонских торгах за последние пять лет снизились в три раза. Это скорее процесс оздоровления и поиск устойчивого равновесия.
Что показывают индикаторы для русского искусства на мировых аукционах в первом квартале? Первое: покупательская активность практически не изменилась. ARTIMXba-RUS-WORLD показывает, что в среднем продавался 51 % русских лотов (а в прошлом году 52 %, то есть изменение несущественное).
В свою очередь ценовой индекс русского искусства ARTIMX-RUS на мировых аукционах в первом квартале не изменился вообще. Как было 136 пунктов в конце 2016 года, так и осталось 136 в первом квартале. Другими словами, $136, вложенные в русское искусство в начале 2017 года, к концу марта условно превратились в те же $136. Символично другое: впервые с 2012 года не зафиксирован спад цен на мировом аукционном рынке русского искусства. Тоже ведь добрый знак, правда?
Наконец, глобальный вывод, к которому нас подталкивают все цифры, графики и знаки: нужно перестать ждать изменения конъюнктуры. Вряд ли в обозримом будущем она будет сильно лучше или сильно хуже. Скорее, будет ровно, как сейчас, причем на годы. Это означает, что нет большого резона откладывать решения на потом. Будь то покупки или продажи. Скорых изменений не ожидается. Так что лучше успокоиться, перестать суетиться да выгадывать и начать жить в режиме «здесь и сейчас».
Самостоятельно следить за изменением покупательской активности и динамикой ценовых индексов вам помогут наши графики ARTIMX. Большинство из них доступно всем посетителям сайта бесплатно.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170323_russian_art_market_2017_quarter_1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170323_russian_art_market_2017_quarter_1.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»