Update. Как выбирать антикварную галерею. Практические советы
ARTinvestment.RU   13 августа 2013

Несмотря на рост популярности аукционов и появление новых онлайн-форматов, галереи остаются главным каналом приобретения антиквариата. Как начинающему покупателю понять, что за галерея перед ним?

Несмотря на рост популярности аукционов и появление новых онлайн-форматов, галереи остаются главным каналом приобретения антиквариата. Там коллекционер может рассчитывать на индивидуальный подход — чтобы и предмет нашли под его тему, чтобы вещь была незасмотренная (т.е. не примелькавшаяся на аукционах и в галереях или, того хуже, на интернет-торгах), да чтоб все организовали без ненужной спешки. Но самое главное: в хорошей галерее можно не только купить, но и отдать на перепродажу, когда наступит время. И вот это как раз вопрос: как начинающему покупателю понять, что за галерея перед ним. ARTinvestment.RU уже давал рекомендации на эту тему год назад в статье «Как покупать в антикварной галерее». Но по таким вопросам, да еще сейчас, когда все кругом переформатируется и изменяется, не грех и повториться. Так что еще раз поговорим о том, как выбирать антикварную галерею и покупать в ней.

1. Проверьте галерею на участие в статусных салонах

Первый способ — посетить Российский антикварный салон и лично оценить уровень участников. За редким исключением сильнейшие антикварные галереи дважды в год участвуют в Антикварном салоне — главном смотре нашего рынка. Такое участие уже само по себе подразумевает имущественный и организационный ценз: участие в Салоне довольно дорого и требует продолжительной системной работы. Кроме того, на Салоне работает и «муниципальный фильтр»: в самую престижную, центральную, зону Салона абы кого не возьмут. Право выставляться в VIP-зоне нужно заслужить. Поэтому «однодневок» и галерей с большими репутационными проблемами на втором этаже Салона, как правило, не бывает. Разыскать список галерей — участников Антикварных салонов можно, в частности, на форуме AI. Что еще важнее, в темах форума можно почитать живые мнения коллекционеров о галереях и уровне их экспозиций.

Второй способ — посмотреть список галерей, получивших дипломы за свои специальные проекты на Антикварном салоне. Информация об этом доступна в архиве сайта Салона. Там же доступны топ-листы экспертов — списки работ, специально отмеченных Экспертным советом Антикварного салона. Чем чаще в них светится рассматриваемая галерея, тем лучше.

Третий способ — выяснить, является ли галерея членом МКААД (Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ). Раньше это можно было выяснить на сайте Конфедерации. Но в последнее время их сайт захирел, списка членов там нет, поэтому прежнюю версию списка можно посмотреть тут. Почему членство в МКААД имеет значение? Дело в том, что для вступления в Конфедерацию галерее опять же нужно пройти сеть репутационных фильтров. Так что это тоже определенный показатель ее уровня. Остальные критерии класса понятны на уровне здравого смысла: сколько лет существует галерея, в подходящем ли помещении она расположена, владеет ли продавец материалом по своей теме или «плавает» в вопросе. Последнее быстро становится понятно в разговоре.

Четвертый способ — проверить на участие в возрожденном Московском международном салоне изящных искусств (MWFAF). С этим придется повозиться, официальный сайт переехал на sixagency.com/mwfaf/, истории участия на нем не осталось. Собственно, что даст это знание? Участие свидетельствует, что галерея прошла имущественный ценз и смогла преодолеть организационные трудности. Это не мало. Но при этом репутационного отбора возрожденная MWFAF не обеспечивала. В прошлом году на Салоне изящных искусств забыли предусмотреть Экспертный совет, за что и поплатились: на стендах не удалось избежать предметов сомнительной подлинности. Вероятно, в этом году это упущение будет исправлено.

2. «Пробейте» отзывы о галерее в Интернете

К сожалению, практика галерейного рынка такова, что Интернет нам тут вряд ли здорово поможет. Независимые мнения и отзывы найти сложно. Галерея — это не страховая компания и не туроператор, про неловкие «ситуации» с которыми недовольные клиенты охотно рассказывают в Сети. Своими разногласиями с галереями клиенты делятся неохотно, на публику сор не выносят, поэтому о репутации галереи из Интернета много не выжать. Даже не compromat.ru про антикварные галереи почти ничего «интересного» не пишут. Для очистки совести можно «пробить» отзывы о галерее через поиск на форуме AI, но вряд ли найдете что-то настораживающее или хвалебное. Неприятности с галереями — даже в анонимном режиме, даже на профессиональном форуме — обсуждают довольно редко. Это не принято.

Принимать в расчет уровень сайта галереи тоже бессмысленно. Конечно, если у галереи толковый сайт, то это плюс. Но на практике в России даже у вполне респектабельных галерей слишком часто бывают никакущие сайты. Или вовсе не бывает. Кстати, это не только русская болезнь. У тех же французских галерейщиков сходное небрежное отношение к Интернету.

На круг получается, что единственное, что можно достоверно проверить через Интернет, — это участие в Антикварном салоне и членство в МКААД, о чем мы говорили выше.

3. Проверьте, какого уровня выставки устраивает галерея

Даже если у галереи нет своего сайта, информация о ее выставках за несколько лет обязательно найдется — в блогах или в онлайн-прессе. Посмотрите тематику экспозиций: придерживается ли галерея четкой специализации или показывает разнобой? Дело в том, что серьёзные галереи не занимаются всем подряд, это невозможно на качественном уровне. Всегда есть специализация или на группе художников, или на направлении, или на периоде (например, XIX век или первая половина XX века). Если к выставкам были каталоги или монографии, то о них тоже будет упомянуто, — и это большой плюс. Словом, резонансные выставки свидетельствуют об интеллектуальной работе галереи, ее научном потенциале. Значит, перед вами не временщики, а увлеченные люди.

4. Узнайте, как галерея гарантирует подлинность

Формально галереи не обязаны прилагать экспертизы. Но дорогие вещи без надежного экспертного заключения сегодня не продашь — так что галерея с репутацией предоставляет комплект бумаг и создает комфортные условия для покупателя, желающего сделать свою экспертизу. Работы начального ценового диапазона, для которых экономически нецелесообразно делать экспертизу, галереи обычно сопровождают собственным сертификатом. Он выдается на бланке галереи, содержит полное описание приобретаемой работы (фото, размеры, год создания, провенанс и пр.) и подтверждает ее подлинность.

Что касается дорогих работ, то в нормальных галереях добросовестному покупателю не только покажут экспертное заключение, но и позволят сделать его копию для самостоятельной перепроверки у эксперта. Плохо, если в этом вопросе галерея начинает темнить. С другой стороны, один только факт наличия экспертного заключения не должен убаюкивать покупателя. Важно, чтобы эксперт был авторитетный, а само заключение — свежее. Слепо верить бумагам нельзя: к сожалению, на рынке ходит немало «нарисованных» и скомпрометированных заключений. Кстати, в отличие от галерей отзывами про экспертов коллекционеры охотно делятся на форуме ARTinvestment.RU.

Если покупатель хочет сделать свою экспертизу перед покупкой вещи в галерее, то сложившаяся практика такова: для вещей среднего ценового диапазона покупатель оставляет полную сумму и забирает работу с условием возможности возврата в течение какого-то небольшого срока. Обычно речь идет о неделе. Этого времени хватит, чтобы проконсультироваться с экспертами, которым он доверяет. В случае дорогих работ галерея чаще не готова отдавать работу на длительный срок, но готова отдать ее на экспертизу в институт Грабаря или в центр Третьякова от своего имени.

5. Удостоверьтесь, гарантирует ли галерея возврат денег, если вещь, снабженная сертификатом галереи, не прошла проверку на подлинность

Тут все понятно: нормальная галерея должна обеспечивать возврат денег в таких случаях.

6. Убедитесь, что галерея торгует своими работами, а не только комиссионными

Бывает, что галерея говорит, что у них всё есть, а на самом деле начинают бегать по рынку в поисках того, что нужно клиенту. В этом случае разговоры о гарантиях — фикция, потому что деньги уйдут неизвестному продавцу и в случае конфликта у такой галереи взять что-либо сложно. Как проверить? Первым делом убедиться, что картина физически находится в галерее (висит на стене или вынимается из запасника), а не на каком-нибудь мифическом складе. А дальше все легко будет видно из обсуждения цены: если сам галерист уверенно обсуждает цену и принимает решение, никому не перезванивая, значит, все в порядке.

7. Узнайте перед покупкой, можно ли отдать ранее купленную у них работу в галерею для последующей перепродажи

Респектабельная галерея обычно соглашается снять взять работу для перепродажи по договорной цене. Это тоже свидетельство класса галереи. Нормальные галереи охотно идут навстречу своим покупателям. Не любят они другого: когда покупатель «передумал» и требует вернуть залог в ходе сделки. Если работа просто разонравилась покупателю после покупки, то возвращать деньги галерея не обязана. Правда, и в этом случае уважающие себя галереи могут пойти навстречу: — например, предложат оставить работу на реализацию в галерее или в некоторых случаях обменять на другую работу. Впрочем, тут речь не идет об обязанности, это добровольное дело галереи.

8. Проверьте, не «заламывает» ли галерея цену новичку

Чтобы убедиться в адекватности названной вам цены, можно попробовать самостоятельно оценить произведение искусства с помощью базы ARTinvestment.RU. Как минимум понять, что вам называют не пять цен, получится. А то, что аналогичные работы в России дороже, чем на заморских аукционах, удивлять не должно. За морем телушка — полушка, но дорог перевоз. Собственно, в этом часто и состоит бизнес галерей: разыскивают и покупают произведения за рубежом и перепродают здесь с наценкой.

9. Убедитесь, что галерея вас не торопит и не ведет себя подозрительно

Добросовестная галерея не станет торопить покупателя и создавать суету. Как раз наоборот режим «скорей-скорей» — повод насторожиться. И уж совсем странно, если галерея требует все деньги вперед и сразу.

Соблюдение правил предосторожности и соблюдение галерейных обычаев позволяет покупателю совершать безопасные сделки, застраховать себя на будущее от головной боли и не остаться один на один со своими проблемами. При этом главная рекомендация ARTinvestment.RU остается неизменной: при наличии любых сомнений лучше отказаться от покупки. Помните, что всегда лучше сильно переплатить за качественную вещь, чем «выгодно» купить сомнительную работу в странном месте.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20130813_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20130813_gallery.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх