Как покупать в антикварной галерее. Практические советы
ARTinvestment.RU   04 июня 2012

Обращение в антикварную галерею — это один из самых комфортных вариантов для покупателя, не ищущего рискованной сверхвыгоды. Однако при выборе галереи требуется определенная осмотрительность

Обращение в антикварную галерею — это один из самых комфортных вариантов для покупателя, не ищущего рискованной сверхвыгоды. В отличие от тех же аукционов покупки здесь делаются в менее суматошном режиме, есть время подумать, проконсультироваться и поторговаться. Кроме того, на факте состоявшейся покупки отношения с галереей, как правило, не заканчиваются. То есть однажды, когда для предмета подойдет «срок выдержки», покупатель будет знать, куда вернуться для перепродажи. Однако, для того чтобы этот сценарий сбылся, требуется определенная осмотрительность в выборе галереи.

Советы ARTinvestment.RU, традиционно сформулированные в серии вопросов и ответов, помогут вам повысить бдительность и взвешенно подойти к покупке.

По каким источникам и как можно оценить класс галереи?

а) Посетить Российский антикварный салон и/или познакомиться с его документами

За редким исключением сильнейшие антикварные галереи дважды в год участвуют в Антикварном салоне — главном смотре нашего рынка. Это уже подразумевает имущественный и организационный ценз: участие в Салоне довольно дорого и требует продолжительной системной работы. В самую престижную центральную зону Салона абы кого не возьмут, есть фильтры помимо денежных. Право выставляться там нужно заслужить. Поэтому «однодневок» и галерей с системными репутационными поражениями на втором этаже Салона, как правило, не бывает. Разыскать список галерей — участников Антикварных салонов и топ-листы (участников и экспертов) Салонов можно на форуме AI (на официальном сайте Антикварного салона их в лучших традициях не найти). В топ-листе участников обратите внимание на ассортимент: дело в том, что у нормальной галереи есть специализация (обычно совпадающая с экспертным профилем владельца). Если ассортимент галереи напоминает барахолку, когда вместе с XIX веком предлагается икона и современное искусство, то это должно справедливо насторожить покупателя: галерея берется за все. Топ-лист экспертов, где перечислены лучшие работы текущего Салона и галереи, которые их выставляют, — неплохой ориентир для выбора возможного партнера.

Кроме того, в архиве сайта Салона можно посмотреть список галерей, получивших дипломы за свои проекты, — тоже определенное подтверждение класса. И наконец, покупателю стоит выяснить, является ли галерея членом МКААД — Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (список членов МКААД). Почему это имеет значение? Дело в том, что для вступления в Конфедерацию галерее опять же нужно пройти сеть репутационных фильтров. Так что это тоже определенный показатель ее уровня. Остальные критерии класса понятны на уровне здравого смысла: сколько лет существует галерея, в подходящем ли помещении она расположена, владеет ли продавец материалом по своей теме или «плавает» в вопросе. Последнее быстро становится понятно в разговоре.

б) Проверить галерею в Интернете

Практика антикварного рынка такова, что Интернет нам поможет, скорее всего, слабо, хотя пренебрегать этим источником информации не стоит. Галерея не страховая компания и не туроператор, про неловкие «ситуации» с которыми люди охотно рассказывают в Сети. Своими разногласиями с галереями клиенты делятся неохотно, на публику сор не выносят, поэтому о репутации галереи из Интернета много не выжать. Для порядка, конечно, попробуйте «пробить» отзывы о галерее через поиск на форуме AI, но вряд ли найдете что-то настораживающее или хвалебное. Неприятности с галереями даже в анонимном режиме обсуждают довольно редко.

Есть мнение, что объективным показателем уровня галереи является состояние ее официального сайта. Часто это так. Но не всегда. На практике в России даже у вполне респектабельных галерей слишком часто бывают позорные или полумертвые сайты. Качественный обновляемый сайт — это очень хорошо. А если галерея еще и публикует на сайте цены, то это по меньшей мере свидетельствует о том, что она проводит прозрачную осмысленную ценовую политику, а не назначает цену в зависимости от достатка клиента. К сожалению, пока российские галеристы редко обнародуют свои ценовые предложения, но ARTinvestment.RU считает, что это лишь вопрос времени.

Де факто единственное, что можно проверить через Интернет, — это участие в Антикварном салоне и членство в МКААД, о чем мы говорили выше.

Хотя есть еще одна сторона галерейной деятельности, где помощь Сети будет очень кстати, — выставки, собственные и групповые. Даже если у галереи нет своего сайта, информация о ее выставках за несколько лет обязательно найдется. Посмотрите тематику экспозиций (мейнстрим или разнобой); если к выставкам были каталоги или другие издания, о них тоже будет упомянуто. Здесь — как и в случае с публикацией цен: не все приличные галереи выставляются, но если такая информация есть — это очень хорошо.

Как распознать недобросовестную галерею? Что должно насторожить?

Добросовестная галерея не напускает вокруг себя тумана. Подозрительным является отсутствие информации о ней в Интернете (об участии в ярмарках, организации выставок и пр.), отсутствие точного адреса и стационарного телефона (только сотовый). Торопить и создавать суету нормальная галерея не будет. Режим «скорей-скорей» — убедительный повод насторожиться. Совсем странно, если галерея требует деньги вперед и сразу.

В хороших галереях относительно дорогие вещи часто сопровождаются экспертными заключениями. Потенциальному покупателю не только его покажут, но и позволят сделать копию (чтобы покупатель связался с экспертом — все всё понимают). Если говорят, что заключение есть, но не показывают, — значит, темнят. Зачем — понятно. Кстати, в классе документа покупателю тоже придется разбираться: чтобы эксперт был авторитетный, а само заключение было свежее. Слепо верить бумагам нельзя: к сожалению, на рынке ходит немало «нарисованных» и скомпрометированных заключений. И уж точно, сигнал тревоги должен включиться, если галерея уклоняется от экспертизы работы в указанном вами месте.

Обязана ли галерея предоставлять экспертное заключение на продаваемые вещи?

Формально не обязана. Но дорогие вещи без надежного экспертного заключения сегодня не продашь — так что галерея с репутацией предоставляет комплект бумаг и создает комфортные условия для покупателя, желающего сделать свою экспертизу. Работы начального ценового диапазона, для которых экономически нецелесообразно делать экспертизу, галереи обычно сопровождают собственным сертификатом. Он выдается на бланке галереи, содержит полное описание приобретаемой работы (фото, размеры, год создания, провенанс и пр.) и подтверждает ее подлинность.

Как обычно решается вопрос, если покупатель хочет сделать свою экспертизу перед покупкой вещи в галерее?

По сложившейся практике для вещей среднего ценового диапазона покупатель оставляет полную сумму и забирает работу с условием возможности возврата в течение какого-то небольшого срока. Обычно речь идет о неделе. Этого времени хватит, чтобы проконсультироваться с экспертами, которым он доверяет. В случае дорогих работ галерея чаще не готова отдавать работу на длительный срок, но готова отдать ее на экспертизу в институт Грабаря или в центр Третьякова от своего имени.

Как проверить адекватность обсуждаемой с галереей цены?

На то и галерея, чтобы оставалась возможность, вернувшись домой, спокойно подумать и принять взвешенное решение. Можно попробовать самостоятельно оценить произведение искусства с помощью базы ARTinvestment.RU. Не до копейки, но порядок цены определить наверняка получится. То, что аналогичные работы в России дороже, чем на заморских аукционах, удивлять не должно. За морем телушка — полушка, но дорог перевоз. Собственно, в этом часто и состоит бизнес галерей: разыскивают и покупают произведения за рубежом и перепродают здесь с наценкой.

Каких гарантий покупатель вправе ожидать от галереи?

Галерея должна гарантировать подлинность работы и ее соответствие сертификату галереи, а также полный возврат денег при обнаружении несоответствия работы сертификату.

Можно ли после какого-то срока владения вернуть ранее купленную работу в галерею для последующей перепродажи?

Да, респектабельная галерея может в любой момент взять работу для перепродажи по договорной цене. Кстати, этот момент целесообразно обговорить еще на фазе принятия решения о покупке. Это тоже свидетельство класса галереи. Нормальные галереи охотно идут навстречу своим покупателям. Не любят они другого: когда покупатель «передумал» и требует вернуть залог в ходе сделки.

Как сегодня обычно решается вопрос, если покупатель решил по каким-то причинам вернуть работу в галерею? Например, в случае «расхотелось»?

Тут нужно разделять мотивы. Если причина возврата в обнаружении проблем с подлинностью, то вариантов нет. Нормальная галерея обязана вернуть деньги. Если же работа просто разонравилась покупателю после покупки, возвращать деньги галерея не обязана. Но и в этом случае уважающие себя галереи могут пойти навстречу. Например, предложат оставить работу на реализацию в галерее или в некоторых случаях обменять на другую работу. Впрочем, тут речь не идет об обязанности, это добровольное дело галереи.

Соблюдение правил предосторожности и знание галерейных обычаев позволяет покупателю совершать безопасные сделки, застраховать себя на будущее от головной боли и не остаться один на один со своими проблемами. При этом главная рекомендация ARTinvestment.RU остается неизменной: при наличии любых сомнений лучше отказаться от покупки. Помните, что всегда лучше сильно переплатить за качественную вещь, чем «выгодно» купить сомнительную работу в странном месте.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20120604_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20120604_gallery.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх