Art Investment

По следам «русской недели»

Денег, готовых бороться за шедевры, было полно. Только успевай подавать шедевры

Честно говоря, за последние лет десять я впервые наблюдал столь высокий интерес к итогам русских торгов в Лондоне со стороны СМИ, тем более федеральных. Даже телеканал «Россия-24» по следам русской недели подготовил специальный большой аналитический обзор, не говоря уж об остальных. В чем причина? Может, соскучились по искусству? Всё может быть. Но есть у меня одна более правдоподобная догадка. Бросилось в глаза, что вскоре после окончания торгов сетевые издания запестрели броскими заголовками типа «Картина Рериха установила рекорд для русских художников» или «Рекорд цены на картину русского художника теперь принадлежит «Трудам Богоматери» Николая Рериха». Это, конечно, ерунда. Рерих на самом деле занимает теперь лишь седьмую строчку в рейтинге самых дорогих произведений русских художников. Вероятно, коллеги не разобрались и неверно истолковали другой вполне корректный вывод: работа Рериха стала самой дорогой картиной русского художника. Вот только в оригинале имелось в виду — самой дорогой для этого, конкретного русского художника, а не среди всех русских художников. Или «самой дорогой в рамках русских торгов» — уже не важно. Потому что «сенсацию» уже было не остановить — неосторожная информация о «рекорде для русских художников» мгновенно разнеслась по Сети.

Впрочем, ладно. Тем более что Николая Рериха не грех перехвалить. Его «Труды Богоматери» (7,9 миллиона фунтов) теперь по праву занимают седьмую строчку в русском топ-25 — между Шагалом и Фешиным. Очевидцы называют это произведение по качеству самым значительным произведением Рериха, которое было на торгах за последнее десятилетие. Недаром, по словам очевидцев, эстимейт на этого Рериха переписывали дважды. С исходных 600–700 тысяч фунтов повысили до 1–1,5 миллиона фунтов. Потом, поняв, что и это заниженная оценка, переписали «ценник» на 1,5–2 миллиона фунтов.

Русской неделе мы обязаны и вторым рекордом для национального искусства. 12-е место в том же рейтинге самых дорогих картин русских художников по итогам июня занял натюрморт Ильи Машкова, проданный за 4,76 миллиона фунтов. Тоже вещь с курьезной подоплекой. Говорят, прежняя голландская владелица когда-то купила яркий натюрморт за шапку сухарей. Для иностранцев наш Машков не первая величина. Им простительно. Но для нас — фигура. К тому же представленная работа происходит с легендарной выставки «Бубновый валет» 1910 года. Поэтому голландцы сколько угодно могут рассуждать про загадочную русскую душу, а наши тем временем разогнали Машкова до цены на крепких импрессионистов.

Надо отметить, что в 2013 году мы переписываем наш рейтинг русского искусства уже в третий раз. Третий — потому что в мае пятое место заняла картина «Маленький кондитер» Хаима Сутина с ошеломительным результатом в 18 миллионов долларов. Так что кризис кризисом, а у нас уже к середине года плотно легло три рекорда.

Кстати, о плотности выдающихся результатов. Вероятно, вы сильно удивитесь, узнав, какой год был самым урожайным на аукционные рекорды для русского искусства. Думаете, что предкризисный 2008-й? Или жирный 2007-й? А вот и нет. В топ-25 русского искусства максимальное число рекордов было поставлено в прошедшем, 2012 году — аж восемь штук. В 2011-м было установлено чуть меньше — семь рекордов. А в оптимальных по экономической ситуации 2007-м и 2008-м — по четыре рекорда в каждом. О чем это говорит? О том, что наш давний интуитивный вывод: общая экономическая конъюнктура может продолжать ухудшаться, но цены на шедевры при этом продолжают расти — получает фактическое подтверждение. Этот же вывод можно прочитать и наоборот: появление новых ценовых рекордов на рынке искусства не является прямым свидетельством улучшения общей экономической ситуации.

Но вернемся к оценке торгов. Который год звучат мнения, что торги с каждым разом становятся все жиже. Об этом же пишут участники нашего форума из Лондона. Процесс пошел по нисходящей даже не с 2008 года, а еще раньше. С тех пор как наметилась тенденция шедевры русского авангарда продавать в рамках других, более престижных международных торгов — по линии модернистов. То есть Гончарову можно продать и на русских торгах, но вот исключительную Гончарову скорее приберегут на Impressionist and Modern Art. Ну и вообще, крепких русских вещей с каждым годом становится все меньше. В общем-то, я даже не удивлюсь, если в среднесрочной перспективе русская неделя и вовсе растворится в других и исчезнет как самостоятельное профильное мероприятие. Когда-нибудь, не исключено. При этом справедливости ради нужно отметить, что даже сегодня русские аукционы Sotheby’s и Christie’s собирают около 10 миллионов фунтов. А это сопоставимо с суммарным годовым оборотом всех аукционных домов Москвы и Санкт-Петербурга. Это на случай, чтобы не возникало желание перейти на снисходительный тон.

То, что проблема рынка сегодня лежит на стороне предложения, а не спроса, иллюстрирует другой показательный пример. Как рассказали AI очевидцы, до отметки примерно 5 миллионов фунтов за Рериха торговались примерно 5 человек в зале и 5 телефонов. То есть 10 человек имели готовность потратить 50 миллионов фунтов, эти деньги могли бы влиться на рынок искусства, если бы было на что. Рериха продали в итоге за 7,9 миллиона, а еще 42 миллиона, получается, остались при своих владельцах. И этот пример далеко не единичный. Получается, что денег готовых бороться за шедевры, полно. Только подавай шедевры.

Что еще отмечали наши форумчане в Лондоне? То, что довольно много средних работ не продавалось в зале. Вероятно, по причине завышенной цены. Потому что после торгов на них охотно оставляли постаукционные заявки по сниженной цене. На некоторые предметы даже возникала очередь из желающих. Вероятное объяснение: эти ставки делали дилеры, которые пополняли свои склады в ожидании лучшей конъюнктуры. В целом же мы не заметили снижения процента продаж — главные аукционы показали среднестатистические для рынка 60–70 % ухода.

И пожалуй, последнее, что стоит отметить, — показательный результат для рисунка Юрия Анненкова, его портрета Ахматовой, который был продан за 902 тысячи фунтов — дороже миллиона долларов. В продаже этой небольшой гуаши разбирающиеся люди усматривают усиливающийся тренд — готовность платить очень высокие деньги за очень качественные вещи на бумаге. Раньше этого не было.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20130611_russian_sales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20130611_russian_sales.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».