- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
По следам «русской недели»
ARTinvestment.RU 11 июня 2013
Денег, готовых бороться за шедевры, было полно. Только успевай подавать шедевры
Честно говоря, за последние лет десять я впервые наблюдал столь высокий интерес к итогам русских торгов в Лондоне со стороны СМИ, тем более федеральных. Даже телеканал «Россия-24» по следам русской недели подготовил специальный большой аналитический обзор, не говоря уж об остальных. В чем причина? Может, соскучились по искусству? Всё может быть. Но есть у меня одна более правдоподобная догадка. Бросилось в глаза, что вскоре после окончания торгов сетевые издания запестрели броскими заголовками типа «Картина Рериха установила рекорд для русских художников» или «Рекорд цены на картину русского художника теперь принадлежит «Трудам Богоматери» Николая Рериха». Это, конечно, ерунда. Рерих на самом деле занимает теперь лишь седьмую строчку в рейтинге самых дорогих произведений русских художников. Вероятно, коллеги не разобрались и неверно истолковали другой вполне корректный вывод: работа Рериха стала самой дорогой картиной русского художника. Вот только в оригинале имелось в виду — самой дорогой для этого, конкретного русского художника, а не среди всех русских художников. Или «самой дорогой в рамках русских торгов» — уже не важно. Потому что «сенсацию» уже было не остановить — неосторожная информация о «рекорде для русских художников» мгновенно разнеслась по Сети.
Впрочем, ладно. Тем более что Николая Рериха не грех перехвалить. Его «Труды Богоматери» (7,9 миллиона фунтов) теперь по праву занимают седьмую строчку в русском топ-25 — между Шагалом и Фешиным. Очевидцы называют это произведение по качеству самым значительным произведением Рериха, которое было на торгах за последнее десятилетие. Недаром, по словам очевидцев, эстимейт на этого Рериха переписывали дважды. С исходных 600–700 тысяч фунтов повысили до 1–1,5 миллиона фунтов. Потом, поняв, что и это заниженная оценка, переписали «ценник» на 1,5–2 миллиона фунтов.
Русской неделе мы обязаны и вторым рекордом для национального искусства. 12-е место в том же рейтинге самых дорогих картин русских художников по итогам июня занял натюрморт Ильи Машкова, проданный за 4,76 миллиона фунтов. Тоже вещь с курьезной подоплекой. Говорят, прежняя голландская владелица когда-то купила яркий натюрморт за шапку сухарей. Для иностранцев наш Машков не первая величина. Им простительно. Но для нас — фигура. К тому же представленная работа происходит с легендарной выставки «Бубновый валет» 1910 года. Поэтому голландцы сколько угодно могут рассуждать про загадочную русскую душу, а наши тем временем разогнали Машкова до цены на крепких импрессионистов.
Надо отметить, что в 2013 году мы переписываем наш рейтинг русского искусства уже в третий раз. Третий — потому что в мае пятое место заняла картина «Маленький кондитер» Хаима Сутина с ошеломительным результатом в 18 миллионов долларов. Так что кризис кризисом, а у нас уже к середине года плотно легло три рекорда.
Кстати, о плотности выдающихся результатов. Вероятно, вы сильно удивитесь, узнав, какой год был самым урожайным на аукционные рекорды для русского искусства. Думаете, что предкризисный 2008-й? Или жирный 2007-й? А вот и нет. В топ-25 русского искусства максимальное число рекордов было поставлено в прошедшем, 2012 году — аж восемь штук. В 2011-м было установлено чуть меньше — семь рекордов. А в оптимальных по экономической ситуации 2007-м и 2008-м — по четыре рекорда в каждом. О чем это говорит? О том, что наш давний интуитивный вывод: общая экономическая конъюнктура может продолжать ухудшаться, но цены на шедевры при этом продолжают расти — получает фактическое подтверждение. Этот же вывод можно прочитать и наоборот: появление новых ценовых рекордов на рынке искусства не является прямым свидетельством улучшения общей экономической ситуации.
Но вернемся к оценке торгов. Который год звучат мнения, что торги с каждым разом становятся все жиже. Об этом же пишут участники нашего форума из Лондона. Процесс пошел по нисходящей даже не с 2008 года, а еще раньше. С тех пор как наметилась тенденция шедевры русского авангарда продавать в рамках других, более престижных международных торгов — по линии модернистов. То есть Гончарову можно продать и на русских торгах, но вот исключительную Гончарову скорее приберегут на Impressionist and Modern Art. Ну и вообще, крепких русских вещей с каждым годом становится все меньше. В общем-то, я даже не удивлюсь, если в среднесрочной перспективе русская неделя и вовсе растворится в других и исчезнет как самостоятельное профильное мероприятие. Когда-нибудь, не исключено. При этом справедливости ради нужно отметить, что даже сегодня русские аукционы Sotheby’s и Christie’s собирают около 10 миллионов фунтов. А это сопоставимо с суммарным годовым оборотом всех аукционных домов Москвы и Санкт-Петербурга. Это на случай, чтобы не возникало желание перейти на снисходительный тон.
То, что проблема рынка сегодня лежит на стороне предложения, а не спроса, иллюстрирует другой показательный пример. Как рассказали AI очевидцы, до отметки примерно 5 миллионов фунтов за Рериха торговались примерно 5 человек в зале и 5 телефонов. То есть 10 человек имели готовность потратить 50 миллионов фунтов, эти деньги могли бы влиться на рынок искусства, если бы было на что. Рериха продали в итоге за 7,9 миллиона, а еще 42 миллиона, получается, остались при своих владельцах. И этот пример далеко не единичный. Получается, что денег готовых бороться за шедевры, полно. Только подавай шедевры.
Что еще отмечали наши форумчане в Лондоне? То, что довольно много средних работ не продавалось в зале. Вероятно, по причине завышенной цены. Потому что после торгов на них охотно оставляли постаукционные заявки по сниженной цене. На некоторые предметы даже возникала очередь из желающих. Вероятное объяснение: эти ставки делали дилеры, которые пополняли свои склады в ожидании лучшей конъюнктуры. В целом же мы не заметили снижения процента продаж — главные аукционы показали среднестатистические для рынка 60–70 % ухода.
И пожалуй, последнее, что стоит отметить, — показательный результат для рисунка Юрия Анненкова, его портрета Ахматовой, который был продан за 902 тысячи фунтов — дороже миллиона долларов. В продаже этой небольшой гуаши разбирающиеся люди усматривают усиливающийся тренд — готовность платить очень высокие деньги за очень качественные вещи на бумаге. Раньше этого не было.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20130611_russian_sales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20130611_russian_sales.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника