Плюсы и минусы покупки на аукционах
ARTinvestment.RU   18 июля 2011

Деятельность аукционных домов окружена невероятным количеством мифов. Одни дома ведут себя достаточно безобидно, другие могут преподнести крайне неприятные сюрпризы. AI объясняет и предостерегает

Большинство начинающих коллекционеров и инвесторов полагает, что на аукционах покупать выгодно и безопасно. Реклама, безусловно, делает свое дело, создавая и тщательно поддерживая респектабельные образы аукционных домов. Средства массовой информации тоже не отстают: то расскажут, что на аукционе счастливчик задешево купил шедевр, продававшийся как работа неизвестного автора, то продемонстрируют публике кадры с очередного предаукционного показа, которому солидности не занимать. Словом, создается иллюзия, что аукцион — это как минимум солидно и престижно, а иногда еще и сверхвыгодно. Так ли это? И да, и нет.

Принимая решение об участии в торгах, нужно для начала разобраться в принципах деятельности аукциона вообще, в его плюсах и минусах — в данном случае для покупателя.

Плюсы для покупателя

1. Широкий выбор по категориям объектов и стоимости продаваемых лотов.

Каждый год на аукционах продаются сотни тысяч различных произведений искусства — от древних времен до наших дней, стоимостью от нескольких десятков до десятков миллионов долларов. Кроме того, на торгах появляются машины, книги, оружие, ювелирные украшения, вино и т. д. Сложно найти область коллекционирования, предметы из которой хотя бы изредка не выставлялись на аукционных торгах.

2. Постоянно появляющиеся предложения по конкретным художникам.

Если на местном арт-рынке не удается найти интересующие произведения, то, благодаря ежедневным аукционам во всем мире, вероятность обнаружения конкретной работы многократно повышается.

3. Возможность купить интересующий лот дешевле рыночной стоимости.

Чтобы привлечь покупателей, многие аукционы специально занижают эстимейты на работы, по которым не прогнозируется особого спроса. Поэтому довольно часто случается, что эти лоты либо уходят по нижнему эстимейту, либо даже до него не дотягивают, если нет очереди из желающих их купить. Тогда покупатель получает искомую работу гораздо дешевле ее реальной стоимости и становится сразу успешным инвестором.

4. Социальный аспект: общение со знающими людьми и повышение личного статуса при совершении покупок.

Многие состоятельные люди предпочитают покупать на открытых аукционах: это считается престижным и свидетельствует о стабильности их финансового положения. Кроме того, борьба на аукционе в известной степени сродни ведению бизнеса, только события и эмоции, иной раз растянутые в обычной жизни на годы, на торгах спрессованы в несколько минут. Поэтому для многих торги — это напряженное ожидание, желание победить, взрыв эмоций, адреналин!

Есть у аукционного блеска и оборотная сторона. И нужно хорошо понимать, что все перечисленные ниже недостатки — объективны, они вытекают из самой сути деятельности любого аукциона, это часть «правил игры», поэтому важно суметь их правильно оценить.

Минусы для покупателя

1. Работы, продающиеся на крупнейших аукционах, проходят первичный отбор экспертной комиссии.

Автор не ошибся: этому положению место именно в разделе минусов. Такие дома, как Sotheby’s, Christies, Bonhams и т. д., содержат экспертные советы по конкретному направлению и стараются проводить отсев фальшивых работ. К сожалению, получается у них это далеко не всегда, т. к. поток работ огромен и у экспертов не всегда есть возможность и время, чтобы досконально разобраться. Вероятность «нарваться» на откровенную подделку на крупных аукционах, конечно же, ниже, чем в небольших аукционных домах, где экспертный отбор практически полностью отсутствует и покупка совершается на свой страх и риск. Во многом именно существование этих экспертных советов способствовало появлению и прочному укоренению среди неопытных коллекционеров и инвесторов исключительно вредного мифа о том, что на аукционе, особенно на крупном, покупать совершенно безопасно; масла в огонь подливает и довольно распространенное, но ложное убеждение, что на торги вообще не принимают работы без экспертных заключений.

Что делать? Инвестирование в произведения искусства (или создание коллекции) требует куда бóльших знаний, чем любые другие вложения, поэтому — учиться, учиться и учиться! Стараться узнать максимум о понравившемся художнике, ориентироваться в его биографии и творчестве так же, как и на рынке его работ. Хотите уберечься от подделок — ищите информацию о том, известны ли подделки «вашего» художника и каким образом они выполнены. Читать литературу, беседовать со знающими людьми, смотреть работы в музеях, перекопать Интернет, слушать экспертов, но мозги иметь свои. И вот в этом случае покупка на аукционе будет действительно безопасной, а удовольствие от участия, победы и приобретения — несравнимо бóльшим!

2. Аукционный дом не заинтересован в том, чтобы удовлетворить покупателя.

Галереи и арт-дилеры пытаются удовлетворить запросы клиента, они, как правило, заинтересованы прежде всего в долгосрочных отношениях, а вот для аукционного дома самое главное — продать то, что им принесли, любым способом, то есть их цель — конкретная сделка. Часто консультанты аукционного дома пытаются убедить своих клиентов в необходимости покупки той или иной работы, не задумываясь, подойдет ли она для уже существующей коллекции.

3. Отсутствие гарантий подлинности приобретаемых работ.

Если крупные аукционные дома типа Sotheby’s или Christies дают 5 лет гарантии, то средние готовы рассмотреть возможность возврата в течение года, а маленькие ограничиваются одним месяцем — в течение которого покупатель, вне сомнений, не успеет привезти купленную работу, например, из Франции и провести экспертизу. И даже если экспертиза не подтвердит подлинности произведения, вернуть его будет невозможно попросту за истечением срока давности.

4. Трудно возвратить фальшивую работу аукциону и вернуть свои деньги.

Если покупатель успел распознать подделку до истечения срока гарантии, то еще не факт, что ему удастся легко получить обратно свои деньги. Правила большинства аукционов указывают, что картину возможно будет вернуть, если покупатель представит результаты как минимум двух признанных независимых экспертиз. Иногда бывает очень трудно найти таких двух экспертов по одному художнику. Ежегодно сотни незадачливых покупателей обращаются в суды за защитой своих прав, но выигрывают у аукционных домов — единицы. Доказать, что мнение именно вашего эксперта является единственно правильным, чрезвычайно сложно. Аукционы не лыком шиты: попробуйте узнать у них, мнение каких экспертов является для них решающим. Заранее не скажут.

5. Несправедливый эстимейт.

Чтобы привлечь на торги интересные работы, аукционы нередко предлагают продавцам выставить вещи с завышенными эстимейтами. Ориентируясь на оценку экспертов аукционного дома, покупатель может заплатить за работу гораздо дороже ее реальной стоимости; перепродать вещь хотя бы без убытка в таких случаях не всегда удается. Подобные сделки дезориентируют неопытных продавцов и покупателей и на некоторое время могут внести неразбериху на рынок работ конкретного художника, хотя рано или поздно, конечно, стабильность возвращается.

Бывает, конечно, и наоборот. Так, год назад бывшая владелица небольшого рисунка на пергаменте обвинила представителей аукционного дома Christie’s в небрежности и неправильной атрибуции принадлежавшего ей произведения и обратилась в суд с требованием компенсировать недополученную прибыль.

6. Покупка работ выше их рыночной стоимости вследствие активного торга.

Эмоциональный накал на торгах бывает столь велик, что остановиться и уступить понравившийся лот кому-то другому кажется просто невозможным. Кроме того, времени на принятие решения о повышении или об отказе от ставки есть обычно не более 20 секунд, которых не всегда хватает для взвешенного, обдуманного поступка. Именно поэтому на аукционах фиксируются порой результаты, не имеющие к рынку никакого отношения. Такие эмоциональные ошибки приводят к тому, что новые владельцы в течение очень долгого времени не могут расстаться с работой, а рынок произведений ее автора так же, как и в случае с несправедливым эстимейтом, лихорадит.

7. Высокий уровень комиссии аукционных домов.

Как известно, товарищ Бендер почти приобрел на аукционе стулья мастера Гамбса за двести рублей. И не было бы продолжения истории, если бы Киса добавил к ним пятнадцать процентов комиссионного сбора… Именно эта статья расхода — комиссионное вознаграждение аукционного дома — может увеличить стоимость купленной вещи еще на 5–30 процентов от цены молотка. Общемировой практики установления размера комиссии (buyer’s premium, BP) нет, поэтому каждый аукционный дом сам определяет ее ставки. Если цена молотка ниже 100 тысяч долларов, то практически всегда премия аукционного дома будет не меньше 25 процентов. Если же лот стоит несколько миллионов, то премия обычно уменьшается до 5–10 процентов.

8. Высокие транзакционные издержки, связанные со страховкой, транспортировкой, доставкой.

Самостоятельная доставка купленной вещи из-за границы не всегда разумна. Беспокойство в аэропорту, на таможне, риск кражи, утраты, повреждения работы и т.д. способны испортить настроение кому угодно. Надежнее обратиться в транспортную компанию. Стоимость ее услуг будет зависеть от количества предметов, их габаритов, дальности перевозки и еще некоторых факторов. В среднем за одну картину можно отдать 1–5 тысяч долларов. При пересылке работы компаниями Fedex и DHL необходимо будет заплатить на таможне дополнительные налоги в размере 18–35 процентов от стоимости вещи.

9. Покупая работу на аукционе без предварительного личного осмотра, можно упустить важные детали.

Картинка в каталоге никогда не передает всех деталей: качества и сохранности холста, красок, тонов и т.д. Не каждый аукционный дом прилагает фотографии оборота работы, которые, как правило, очень важны для определения ее подлинности. Кроме того, опытные участники знают, что картинка в каталоге может быть существенно лучше оригинала или хуже оригинала — но никогда не аутентична ему. Вот такая мистика. К сожалению, посмотреть перед аукционом работу лично или показать ее эксперту возможно не всегда.

10. Необходимость предоставлять банковские гарантии.

Крупные аукционы, желая удостовериться в платежеспособности участников, просят их предоставлять данные банковского счета или кредитной карты; мелкие аукционы не требуют ничего, кроме личных данных.

Резюмируем: на аукционах можно найти и купить произведения практически любого художника, но итоговая сумма покупки зависит от случая. Самое важное — внимательно изучить работу перед покупкой, убедиться в ее подлинности, иначе радость от приобретения нового произведения обернется моральными страданиями и невозместимыми финансовыми потерями. Словом, аукционы могут быть успешной площадкой для покупки произведений искусства, но в основном для опытных участников арт-рынка.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20110718_auctions.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20110718_auctions.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх