Art Investment

2009 год в цифрах

ARTinvestment.RU публикует выдержки из годового отчета Artprice.com

Французский ресурс artprice.com опубликовал отчет об итогах аукционного 2009 года. При подготовке этого аналитического документа были использованы данные о 5,4 миллиона результатов продаж, полученных от 3,6 тысячи аукционных домов. ARTinvestment.RU представляет читателям выдержки из текста этого отчета.

Коррекция цен на рынке искусства

В 2009-м, как мы знаем, арт-рынок «протрезвел» и оправился от спекулятивной лихорадки, пик которой пришелся на 2007 год. В том году глобальный ценовой индекс Artprice был на целых 15 процентов выше, чем в 1990-м (кульминация предыдущего арт-бума). Но после коллапса Lehman Brothers в сентябре 2008 года рынок искусства подхватил болезнь мировой экономики: покупатели стали отказываться приобретать работы по раздутым ценам. В результате во второй половине 2008 года число непроданных лотов увеличилось до 43 % (при среднем показателе 30–35 %). Чтобы справиться с этой проблемой, аукционные дома были вынуждены урезать эстимейты: в начале 2009 года в каталогах торгов уже были указаны новые, «кризисные» предварительные оценки. Среди других «спасательных мер» — сокращение персонала аукционных домов (Christie’s, например, уволил 20 % сотрудников), объединение отделов, понижение резервных цен (в декабре 2008-го тот же Christie’s объявил о 10-процентном урезании), уменьшение количества каталогов и выставляемых лотов, а также практически полный отказ от гарантий продавцу, без которых домам стало очень трудно раздобыть сверхдорогие произведения.

По сравнению с 2007 годом, в 2009-м число работ, принесших на торгах суммы больше миллиона долларов, сократилось на 59 % (а в сегменте современного искусства так и вовсе на 77 %). Но эти цифры впечатляют, только если держать за эталон пиковый период: стоит также иметь в виду, что в прошлом году семизначных продаж было в два раза больше, чем в начале 2000-х.

Глобальный аукционный доход уменьшился на 3,7 миллиарда долларов (по сравнению с 2008 годом) и составил всего половину от суммы, вырученной в 2007-м. Что касается национальных рынков, то больше всего пострадала Великобритания, потерявшая 1,9 миллиарда. Доход от американских аукционов снизился на 1,6 миллиарда.

Цены начали стабилизироваться во втором и третьем кварталах года, а в октябре рынок стал обнаруживать признаки выздоровления. Во второй половине 2009-го покупателей не нашли 37 % произведений (против 40 % в первом полугодии).

Кризис не пощадил рынок дорогих произведений: в прошлом году от 10 до 100 тысяч долларов стоили 14 % лотов (а в 2007-м — 22 %). Число более доступных работ, до 5 тысяч, составило 75 % (на 11 % больше, чем в 2008 году).

Ввиду сокращения интереса к современному искусству, цены на которое в период бума росли активнее всего, улучшились показатели старых мастеров и модернистов. Выручка от продаж творений актуальных художников упала с 16 до 10 % от мирового дохода, в то время как старые мастера выросли с 6,8 до 12,5 %, а модернисты — с 44 до 48 %. Современное искусство забрало себе только 12 % высшего сегмента рынка (лоты дороже 100 тысяч долларов). За два года — с января 2008-го по конец 2009-го — цены на такие работы упали на 40 %. Аукционные дома значительно сократили количество лотов, а также перестали выставлять сверхдорогие работы художников, которые стали лидерами рынка благодаря спекуляции. Например, число выставленных на аукцион произведений Субодха Гупты (Subodh Gupta) уменьшилось в пять раз. А количество работ Бэнкси (Banksy), Ричарда Принса (Richard Prince) и Дэмиена Херста (Damien Hirst) упало на две трети. Конечно же, это сказалось на их годовом доходе: тот же Гупта, например, в 2009-м «заработал» на 95 % меньше, чем в 2008-м. Выручка от продажи произведений японского «короля поп-арта» Такаси Мураками (Takashi Murakami) уменьшилась более чем в 10 раз. Пугаться, впрочем, не надо: рынок «контемпорари» просто вернулся на уровень 2004 года. Плюс — в том, что современное искусство вновь стало доступным: число работ дешевле 5 тысяч увеличилось на 13 % и составило почти 74 % от всего «актуального» рынка.

Модные китайские художники, на которых во времена бума был гигантский спрос, пострадали так же, как и их коллеги из других стран. Объем продаж произведений Вана Гуанъи (Wang Guangyi) сократился на 75 %, Юэ Миньцзюня (Yue Minjun) — на 84 %, а Чжана Сяогана (Zhang Xiaogang) — на 86 %. Зато возродился интерес к классическому и модернистскому китайскому искусству, которое чаще покупают собиратели из Поднебесной, а не «международные спекулянты». А вот абстракционисты Чжу Дэ-Цюнь (Chu Teh-Chun) и Цао Ву-Ки (Zao Wou-Ki) увеличили свои доходы на 6,3 миллиона долларов каждый. К успехам китайского арт-рынка мы еще вернемся.

«Аукцион века»

Главным событием года, без сомнения, стала распродажа коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, которая «ответственна» за 30 из 80 миллионных продаж в первом квартале 2009 года, а также за четыре места в первой десятке лучших аукционных результатов. Эти торги стали подтверждением неувядающего спроса на шедевры музейного класса. Были установлены персональные рекорды для творчества таких признанных мастеров, как Анри Матисс (Henri Matisse), Константин Брынкуши (Constantin Brâncuşi), Пит Мондриан (Piet Mondrian), Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), Марсель Дюшан (Marcel Duchamp), Джеймс Энсор (James Ensor), Теодор Жерико (Théodore Géricault) и Пауль Клее (Paul Klee). Всего было продано лотов на 480 миллионов долларов, из них искусство «отхватило» 265 миллионов.

Рекорды старых мастеров

7 июля на аукционе произведений старых мастеров Christie’s было установлено целых три персональных рекорда. Но Sotheby’s, состоявшийся днем позже, его обогнал: рекордные суммы принесли девять произведений, среди которых картина «Женщина, продающая дичь в лавке» Габриэля Метсю (Gabriel Metsu), ушедшая за 1,16 миллиона фунтов стерлингов. Но настоящий триумф старых мастеров случился в конце года: 22 ноября на пекинском аукционе Poly International покупатель выложил 22,1 миллиона долларов за работу «Восемнадцать архатов» кисти каллиграфа У Биня (Wu Bin). Она стала самым дорогим графическим произведением в истории. Впрочем, рекорд долго не продержался: 8 декабря рисунок Рафаэля «Голова музы» был продан на Christie’s за 42,7 миллионов долларов. Произведение также оказалось на втором месте в рейтинге самых дорогих творений старых мастеров. В тот же день был установлен еще один персональный рекорд: рембрандтовский «Поясной портрет мужчины, стоящего подбоченясь» ушел за 29,5 миллиона долларов. Конечно, цифры внушительные, но не стоит забывать и о том, что процент непроданных работ в этой категории остался высоким: на Sotheby’s 9 декабря новых владельцев нашли всего 60 % работ. Покупатели в прошлом году были, как никогда, разборчивы.

Неожиданный результат

Самым успешным аукционом современного искусства, без сомнения, стал Sotheby’s 11 ноября, выручка которого составила 117,1 миллиона долларов — существенно выше предварительной оценки. И это благодаря одному художнику: Энди Уорхолу (Andy Warhol). Его «Автопортрет» принес 5,4 миллиона долларов (в пять раз больше предварительной оценки!), а «200 долларовых банкнот» — все 39 миллионов. Эстимейт у произведения был вполне себе кризисный: 8–12 миллионов.

По странам

На первом месте по аукционному доходу оказались США. Торги в этой стране принесли в общей сумме 1,3 миллиарда долларов. За Америкой следует Великобритания, на территории которой было осуществлено сделок на 1 миллиард. Эти страны «ответственны» за 49 % мирового объема продаж. Сокращение этих рынков в 2009 году связано с тем, что Christie’s и Sotheby’s решили урезать число лотов (на 34 и 47 % соответственно). В результате доход Christie’s снизился на 57 % (по сравнению с 2007 годом), а Sotheby’s потерял 60 %. Два гиганта аукционного рынка ответственны всего за 10 % транзакций, которые, впрочем, дают 60 % общей выручки.

Аукционный доход Китая в прошлом году вырос на 25 % и составил 830 миллионов долларов. Это, между прочим, 17,4 % мирового объема продаж (в 2008 году этот показатель был скромнее — всего 7,7 %). Пять работ китайских мастеров вошли в рейтинг Top-10 графических произведений, обогнав творения Микеланджело, Леонардо и Франциско Гойи. Уроженец Поднебесной, любимец Пикассо Ци Байши (Qi Baishi) занял третье место в списке самых успешных на аукционном рынке художников.

Показатель Франции увеличился на 31 % благодаря тем же «торгам Сен-Лорана», которые дали 40 % от общей суммы дохода (265 миллионов долларов из 665 миллионов). Благодаря им прибыль французского отделения Christie’s выросла на 300 % и составила 330 миллионов долларов. А вот аукционы Sotheby’s выручили всего 59 миллионов — на 33 % меньше, чем в 2009 году. На третьем месте оказался аукционный дом Artcurial, «заработавший» 40 миллионов. За ним следуют Millon — Cornette de Saint-Cyr (29,6 миллиона долларов), Piasa (17,7 миллиона) и Claude Aguttes (17,6 миллиона).

Большинство работ на французском арт-рынке являются доступными: 89 % сделок совершается с произведениями дешевле 10 тысяч долларов. «Спекулятивный бум» этого региона почти не коснулся. Это о его плюсах, а что до минусов... С каждым годом Франция сдает все больше позиций Китаю, и не в последнюю очередь потому, что ее аукционный рынок слишком жестко регулируется: различные административные (в том числе таможенные) процедуры, налоги и связанные с ними формальности, НДС на импортированные работы... 28 октября прошлого года французский Сенат одобрил законопроект о дерегуляции рынка; ожидается, что парламент примет закон в начале второго квартала этого года. Что касается Азии, то для покупателей искусства этот регион очень привлекателен: например, отсутствуют таможенные пошлины для произведений, ввозимых в страну или вывозимых из нее; кроме того, комиссия покупателя не превышает 12 %, вне зависимости от цены лота (за работы дешевле 500 тысяч долларов в Европе и Америке аукционные дома просят в среднем 20–25 %).

Top-10 художников по аукционному доходу

В этом году общий «заработок» самых котируемых на рынке художников составил 654 миллиона долларов. Это на две трети ниже, чем в 2007 году (тогда объем продаж составил 1,84 миллиарда) и на миллиард ниже, чем в 2008-м, но все же больше, чем в 2004 и 2005 годах (576 миллионов). Самый дешевый «входной билет» в рейтинг в прошлом году стоил 40,39 миллиона долларов (в 2008 году — 91,8 миллиона).

Кроме того, список покинули современные художники. «Последний из могикан» — Энди Уорхол, которого, честно говоря, правильней уже называть «классиком», а не «актуальщиком». Дэмиен Херст, в 2008 году занимавший четвертое место, в 2009-м опустился на 44-е. В период с 2002 по 2008 год наши современники постоянно завоевывали себе места в рейтинге — в 2003-м, например, на десятом месте очутился Герхард Рихтер (Gerhard Richter), в 2005 и 2007 годах в список вошел Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat).

Большинство мест в рейтинге заняли мастера модернизма. Цены на работы Пикассо, Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), Эдгара Дега (Edgar Degas) и Клода Моне (Claude Monet) в прошлом году снизились на 55–77 %, а вот Ци Байши, Пит Мондриан (Piet Mondrian) и Рафаэль не пострадали, так как их первоклассные произведения появляются на открытых торгах совсем редко. В 2008 году, например, Мондриан оказался на 191-м месте (с годовым доходом 6,5 миллиона евро). До рекорда его «Композиции в синем, красном, желтом и черном» (аукцион Сен-Лорана) целых пять лет ничего больше 50 см на торги не выставлялось.

Итак, вот список главных аукционных тяжеловесов 2009 года и их самых высоких аукционных результатов 2009 года.

1. Пабло Пикассо — 121 миллион долларов (1754 лота)

«Мушкетер с трубкой», 13 миллиона долларов, Christie’s 6 мая

2. Энди Уорхол — 106 миллионов долларов (831 лот)

«200 долларовых банкнот», 39 миллионов долларов, Sotheby’s 11 ноября

3. Ци Байши — 70 миллионов долларов (495 лотов)

«Цветы и насекомые», 12,47 миллиона долларов, Poly International 22 ноября

4. Анри Матисс — 69 миллионов долларов (256 лотов)

«Первоцветы на скатерти в синих и розовых тонах», 41 миллион долларов, Christie’s 23 февраля

5. Пит Мондриан — 58 миллионов долларов (10 лотов)

«Композиция в синем, красном, желтом и черном», 24,6 миллиона долларов, Christie’s 23 февраля

6. Альберто Джакометти — 51 миллион долларов (108 лотов)

«Падающий человек», 17,2 миллиона долларов, Sotheby’s 4 ноября

7. Фернан Леже — 50 миллионов долларов (200 лотов)

«Чашка чая», 13 миллионов долларов, Christie’s 23 февраля

8. Эдгар Дега — 43 миллиона долларов (61 лот)

«Маленькая четырнадцатилетная танцовщица», 16,8 миллиона долларов, Sotheby’s 3 февраля

9. Рафаэль — 42 миллиона долларов (1 лот)

«Голова музы», 42 миллиона долларов, Christie’s 8 декабря

10. Клод Моне — 40 миллионов долларов (16 лотов)

«На лугу», 14,3 миллиона долларов, Christie’s 4 февраля

Top-10 самых дорогих произведений искусства

1. Рафаэль — «Голова музы», 42 миллиона долларов, Christie’s 8 декабря

2. Анри Матисс — «Первоцветы на скатерти в синих и розовых тонах», 41 миллион долларов, Christie’s 23 февраля

3. Энди Уорхол — «200 долларовых банкнот», 39 миллионов долларов, Sotheby’s 11 ноября

4. Константин Брынкуши — «Мадам Л. Р.», 33,3 миллиона долларов, Christie’s 23 февраля

5. Рембрандт — «Поясной портрет мужчины, стоящего подбоченясь», 29,5 миллиона долларов

6. Пит Мондриан — «Композиция в синем, красном, желтом и черном», 24,6 миллиона долларов, Christie’s 23 февраля

7. У Бинь — «Восемнадцать архатов», 22,1 миллиона долларов, Poly International 22 ноября

8. Альберто Джакометти — «Падающий человек», 17,2 миллиона долларов, Sotheby’s 4 ноября

9. Эдгар Дега — «Маленькая четырнадцатилетная танцовщица», 16,8 миллиона долларов, Sotheby’s 3 февраля

10. Пит Мондриан — «Композиция с решеткой 2», 12,8 миллиона евро, Christie’s 23 февраля

<…>

27. Василий Кандинский — «Резкий и спокойный», 9,4 миллиона долларов, Sotheby’s 4 ноября

<…>

66. Тамара де Лемпицка — «Портрет Мадам М.», 5,4 миллиона долларов, Christie’s 6 мая

<…>

86. Алексей фон Явленский — «Одалиска», 4,5 миллиона долларов, Christie’s 6 мая

<…>

92. Тамара де Лемпицка — «Портрет Марджори Ферри», 4,3 миллиона долларов, Sotheby’s 5 мая

<…>

99. Борис Кустодиев — «Деревенская ярмарка», 4,1 миллиона долларов, Sotheby’s 8 июня

Top-20 русских художников (в скобках указана позиция художника в мировом рейтинге достижений 2009 года)

1 (20). Марк Шагал — 29,9 миллиона долларов (895 лотов)

2 (24). Тамара де Лемпицка — 28,1 миллиона долларов (29 лотов)

3 (38). Василий Кандинский — 18 миллионов долларов (89 лотов)

4 (39). Алексей фон Явленский — 17,6 миллиона долларов (39 лотов)

5 (90). Николай Рерих — 8,5 миллиона долларов (35 лотов)

6 (98). Марк Ротко — 8 миллионов долларов (9 лотов)

7 (117). Иван Айвазовский — 6 миллионов долларов (33 лота)

8 (124). Николя де Сталь — 5,8 миллиона долларов (24 лота)

9 (135). Борис Кустодиев — 5 миллионов долларов (4 лота)

10 (145). Серж Поляков — 4,6 миллиона долларов (122 лота)

11 (150). Борис Григорьев — 4,47 миллиона долларов (13 лотов)

12 (170). Константин Коровин — 3,96 миллиона долларов (64 лота)

13 (172). Наталия Гончарова — 3,95 миллиона долларов (45 лотов)

14 (182). Зинаида Серебрякова — 3,73 миллиона долларов (20 лотов)

15 (188). Святослав Рерих — 3,6 миллиона долларов (14 лотов)

16 (189). Моисей Кислинг — 3,6 миллиона долларов (70 лотов)

17 (202). Константин Горбатов — 3,3 миллиона долларов (34 лота)

18 (228). Хаим Сутин — 3 миллиона долларов (6 лотов)

19 (236). Давид Бурлюк — 2,97 миллиона долларов (134 лота)

20 (288). Жак Липшиц — 2,38 миллиона долларов (21 лот)

Отчет Artprice можно скачать здесь. Одной из его глав, «Главные цифры 2000-х годов», ARTinvestment.RU посвятит отдельный материал.

Источники: artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100324_obzor.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100324_obzor.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».