Лидеры аукционного рынка в 2009 году
Первые два места распределились весьма предсказуемо, а вот имя третьего рекордсмена наверняка станет для многих сюрпризом
2009 год был, прямо скажем, не самым простым для мирового аукционного рынка. Выдающиеся продажи в верхнем сегменте начались ближе к концу года, а до этого все было гораздо скромнее. Годовые доходы от сделок с работами таких тяжеловесов, как Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Энди Уорхол (Andy Warhol), Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), Эдгар Дега (Edgar Degas) и Клод Моне (Claude Monet) упали по сравнению с 2008-м на 55–77 %.
Специалисты отмечают, что китайское искусство пострадало от кризиса меньше, чем западное. Так, в прошлом году в первую тройку лидеров рынка впервые попал художник из Поднебесной — Ци Байши (Qi Baishi). Он занял третье место в списке. А первые две строчки достались всем известным аукционным гигантам.
1. Пабло Пикассо (1881–1973) — 121 миллион долларов
На первом месте, как и в 2008 году, оказался Пикассо. Ему не помешало даже то, что годовой объем продаж его произведений снизился на 54 %. За десять лет (с 1998 по 2008) цены на работы Пикассо увеличились на 96 %, а в прошлом году титан модернизма сбросил 15 %. Упало также число произведений, преодолевших на открытых торгах отметку в 1 миллион долларов (в 2008 году таких работ было 39, в 2009-м — 15). Самой дорогой картиной художника, ушедшей с молотка в прошлом году, стал «Мушкетер с трубкой», за которого предложили 13 миллионов долларов (Christie's, 6 мая). А самой серьезной неудачей стал провал полотна «Музыкальные инструменты на столике», которое было выставлено на февральский аукцион Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé). Картина, эстимейт которой составлял 25–30 миллионов евро (31–39 миллионов долларов), должна была стать самой дорогой кубистической работой в истории. Но судьба, как мы видим, распорядилась иначе.
Количество непроданных работ Пикассо в 2009 году составило 30 %. Ожидается, что в новом году этот показатель уменьшится. Однако в конце прошлого года на торгах еще появлялись произведения с завышенными эстимейтами: пример — «Голова женщины» (Christie's, 3 ноября), оцененная в 7–10 миллионов долларов. Эту картину, как и «Музыкальные инструменты на столике», никто не купил.
2. Энди Уорхол (1928–1987) — 106 миллионов долларов
В прошлом году объем продаж Уорхола снизился на 55 %, а процент работ, не нашедших покупателя, достиг 33. Конечно, 106 миллионов долларов — результат фантастический, никто с этим не спорит, но если вспомнить, что в 2007 году произведения короля поп-арта принесли в общей сумме аж 422 миллиона… Тогда он, между прочим, скинул с пьедестала Пикассо и занял первое место в рейтинге по аукционному обороту. В период с 1998 по 2008 год цены на его работы увеличились на 585 %. 16 мая 2007 года был установлен ценовой рекорд на творчество Уорхола: «Зеленая автокатастрофа (Зеленая горящая машина I)» принесла целых 64 миллиона долларов (без комиссии). В 2009-м миллионный порог преодолели 13 работ художника (в 2008-м — 43). Зато прошлый год может похвастаться одной замечательной ценой: 39 миллионов долларов за картину «200 долларовых банкнот». Это самая большая сумма, уплаченная в 2009-м за произведение послевоенного искусства. Никто таких результатов не ждал: специалисты аукционного дома (Sotheby’s) оценивали работу в 8–12 миллионов. Ровно за двадцать три года до этих торгов, 11 ноября 1986 года, картина ушла на Sotheby’s за 350 тысяч. «200 долларовых банкнот» заняли второе место в списке самых дорогих работ художника.
Это далеко не единственный успех Уорхола в 2009 году. В мае его портрет Ива Сен-Лорана стал топ-лотом парижских торгов современным искусством Christie’s. Арт-дилер из Азии купил работу за 620 тысяч евро (около 870 тысяч долларов). Кроме того, произведения художника принесли самые большие суммы на сентябрьских аукционах современного искусства в Нью-Йорке: 23 сентября «Цветок» принес на Christie’s 895 тысяч, днем позже «Банка супа Campbell» была продана на Sotheby’s за 310 тысяч.
3. Ци Байши (1864–1957) — 70 миллионов долларов
Элегантные лаконичные композиции китайского живописца и каллиграфа Ци Байши служили источником вдохновения для многих авангардных художников и мыслителей. Тот же Пабло Пикассо считал его величайшим художником Востока и даже заявлял, что никогда не осмелится поехать в Китай, так как боится встретить там Ци Байши. Восхождение мастера к вершине аукционного рынка шло рука об руку с бурным ростом китайского рынка искусства. Успех Ци — это «чисто китайская история», в число героев которой не входили ни английские, ни американские, ни французские аукционные дома. Все его рекорды устанавливались в Пекине, Гонконге и Шанхае (китайские эквиваленты Нью-Йорка, Лондона и Парижа).
Ци Байши — единственный в нашем списке художник, количество проданных произведений которого в 2009 году увеличилось (на целых 73 %!). Годовой объем продаж вырос на 240 %, а ценовой индекс — на 29 %. 22 ноября на пекинских торгах Poly International появилась серия рисунков Ци под общим названием «Цветы и насекомые», которая ушла за сумму 85 миллионов юаней (12,47 миллиона долларов). Ци стал автором самой дорогой работы среди современных китайских художников, обогнав таких известных живописцев, как Юэ Миньцзюнь (Yue Minjun), Чэнь Ифэй (Chen Yifei) и Чжан Сяоган (Zhang Xiaogang). В тот же день был побит еще один рекорд: свиток под названием «Восемнадцать архатов», выполненный китайским старым мастером У Бинем (Wu Bin), принес 22,1 миллиона долларов. Работа превысила предварительную оценку в пять раз.
Источники:
P. S. На сайте ARTinvestment.RU также можно почитать:
Итоги-2009: каков год — таков и приход
Рисунок Рафаэля стал самым дорогим произведением искусства 2009 года
2009 год стал рекордным для китайского аукционного дома
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100227_2009_top_3_artists.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100227_2009_top_3_artists.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.