Art Investment

Топ-10 художников по аукционному обороту в деньгах в 2008 году

2008: лучшие результаты по годовому объему аукционных продаж

Согласно подсчетам специалистов, в 2008 году рейтинг 10 лучших художников по годовому объему аукционных продаж* составили:

Год назад рейтинг-2007 по аукционному обороту в деньгах выглядел весьма впечатляюще: общая сумма, которую принесли на аукционах произведения десяти лидирующих авторов, достигла 1,8 миллиарда долларов, что оказалось на 50 процентов больше, чем в предыдущем году. В 2008-м эта сумма сократилась на 100 миллионов и составила 1,7 миллиарда долларов. Не так уж сильно, если вспомнить, что с июля на арт-рынок пошла волна плохого настроения от финансистов. Подобное снижение во многом связано с уменьшением оборота по работам Энди Уорхола — с 420 миллионов в 2007 году до 236,7 миллиона в 2008-м.

По расчетам специалистов artprice.com, готовивших этот рейтинг, стоимость «входного билета» в десятку лучших в 2008 году традиционно выросла: если в 2005 году она равнялась 33,7 миллиона долларов, то в 2006-м поднялась до 59,6 миллиона, в 2007-м — до 87 миллионов, и, наконец, до 98,1 миллиона долларов в прошлом году.

В 2007 году список лидеров значительно «омолодился»: на первом месте оказался Энди Уорхол, потеснивший постоянного лидера Пабло Пикассо, а 7-ю позицию занял Жан-Мишель Баския — самый молодой художник в рейтинге. Однако тогда ныне живущим художникам все-таки никак не удавалось достичь таких же высоких результатов, как и великим мастерам модернизма. А теперь ситуация несколько изменилась благодаря британцу Дэмиену Херсту и немцу Герхарду Рихтеру. Последний занимал 10-ю строчку в 2002 и 2003 годах, получив по 27,6 и 28,3 миллиона соответственно, и в прошлом году ему наконец удалось улучшить этот результат — заработав 122 миллиона, он занял 7-ю позицию, отстав от Альберто Джакометти на 10 миллионов. Но самый значительный вклад в «омоложение» внес художник Дэмиен Херст, который буквально взлетел на 4-е место и не дотянул до Энди Уорхола всего каких-нибудь 6 миллионов долларов. Его подъем, оставивший далеко позади Клода Моне, по мнению ряда специалистов, служит прекрасным примером реализации спекулятивных настроений, которые господствовали на рынке современного искусства до хорошо известных всем событий.

№ 1. Пабло Пикассо. 262 миллиона долларов

В 2008 году Пикассо «отвоевал» себе позицию, с которой его в прошлом году потеснил отец поп-арта Энди Уорхол. За последние 10 лет цены на произведения Пикассо, будь то скульптура, живопись или графика, выросли на 96 процентов и достигли своего пика в январе 2008 года. Однако после четырех лет неуклонного роста работам даже этого великого мастера не удалось остаться в стороне от панических реакций, В результате и ценовой индекс его работ к концу прошлого года опустился до уровня 2005 года. В конце прошлого года прежде стабильно успешные продажи Пикассо стали давать сбои, поэтому продавцы разумно решили попридержать шедевры. Яркий пример — когда все с нетерпением ждали появления на аукционе Sotheby’s 3 ноября редкой ранней картины «Арлекин», однако всего за несколько дней до торгов владелец передумал ее продавать. Возможно, он действительно сделал это, как и говорил, «по личным причинам», а возможно, просто проявил осмотрительность в условиях финансовой нестабильности. Через три дня после несостоявшейся продажи, 6 ноября, Christie’s представил покупателям, собравшимся в нью-йоркском офисе компании на Рокфеллер Плаза, 16 работ Пикассо. Топ-лотом стала редкая картина «Две фигуры (Мари-Терез и ее сестра за чтением)», которая хранилась в частной коллекции с 1984 года и выставлялась на торги впервые. Этот шедевр, с потенциалом цены в 25 миллионов долларов, принес 18 миллионов, незначительно превысив нижнюю границу эстимейта. Тем не менее общий результат Пикассо за 2008 год — 262 миллиона — впечатляет. В прошлом году больше миллиона за его работы заплатили 39 раз, и самые значительные аукционные успехи пришлись на период с февраля по июнь. Одной из самых ярких стала продажа «Журавля», бронзовой скульптуры начала 1950-х годов, за 17,1 миллиона долларов — на 2,1 миллиона выше эстимейта, поставленного экспертами Sotheby’s.

№ 2. Фрэнсис Бэкон. 256 миллионов долларов

Как и в случае с Пикассо, на протяжении нескольких лет цены на произведения Бэкона росли и достигли своего локального пика в январе 2008 года. Всего за три года, в период с января 2005-го по январь 2008-го, его ценовой индекс вырос на 514 процентов, но затем скорректировался вниз. Тем не менее в прошлом году общая прибыль аукционеров от работ Бэкона оказалась на 11 миллионов больше, чем в 2007 году, когда он оказался на третьем месте, опять-таки вслед за Пикассо. Самые высокие аукционные результаты Бэкона пришлись на долю Sotheby’s на торгах в феврале — мае 2008 года. Прежде всего следует отметить продажу крупномасштабного полотна «Обнаженная с фигурой в зеркале» (1969), поступившего из парижской частной коллекции. В каталоге аукциона произведений современного искусства 27 февраля ему было посвящено целых 12 страниц, и в итоге оно ушло с молотка за 17,8 миллиона фунтов (23,6 миллиона евро). Результат впечатляющий, однако всего через три месяца даже он остался далеко позади, когда русский миллиардер Роман Абрамович заплатил за триптих 1976 года 77 миллионов долларов. За период с февраля по июнь шесть крупных произведений Бэкона были проданы за суммы, превышающие 20 миллионов долларов. В целом продавцам тогда удалось заработать 237 миллионов долларов..

№ 3. Энди Уорхол. 236 миллионов долларов

В 2007 году Энди Уорхол произвел настоящую сенсацию, потеснив с первого места в рейтинге ведущих художников по аукционному обороту в деньгах Пабло Пикассо и заработав 422 миллиона долларов. Тогда за его произведения предлагали больше миллиона 74 раза, что во многом способствовало росту его ценового индекса на 70 процентов всего за 12 месяцев. Тогда же был установлен ценовой рекорд на работу Уорхола: «Зеленая автокатастрофа I» ушла с молотка в мае на Christie’s за 64 миллиона долларов. Несмотря на то, что в 2008 году Уорхолу досталась почетная «бронза», после таких значительных успехов объем его годового оборота сократился на целых 194 миллиона, а ценовой индекс скорректировался на 27 процентов. Такой результат специалисты считают вполне закономерным следствием бума на Уорхола. Быстрый рост цен на работы «отца поп-арта» заставил многих коллекционеров продавать работы мастера из своих собраний, и в результате рынок оказался затоварен: на торгах было предложено на 55 процентов больше произведений, чем в 2007 году. На долю Уорхола пришлось 1 700 лотов, из них около 1 200 шелкографий и других произведений тиражной графики. В их числе сборники «Десять Мэрилин» (1967) и «Десять Мао» (1972), стоимость которых варьировалась от 600 тысяч до одного миллиона долларов. В общем, для Уорхола все складывалось неплохо, но все-таки похуже, чем в 2007 году.

№ 4. Дэмиен Херст. 230 миллионов долларов

Взлет британского художника Дэмиена Херста, произошедший в последние несколько лет, был по-настоящему зрелищным. В 2006 году он занимал в рейтинге по ежегодному аукционному обороту всего лишь 58 место с прибылью в 16,8 миллиона долларов. А на следующий год оказался уже на 15-й строчке, заработав 76 миллионов, и даже на некоторое время став автором самой дорогой работы среди ныне живущих художников, когда его «Сонная весна» принесла на Sotheby’s 8,6 миллиона фунтов (17,1 миллиона долларов). В 2008 году Херст участвовал в двух аукционах, широко освещавшихся в прессе, благодаря которым цены на его произведения выросли еще больше, а оборот утроился. Первый из них, благотворительный аукцион Sotheby’s под названием (RED), прошел в феврале. Тогда работа When There’s a Will, There’s a Way («Где хотенье, там и уменье») была продана за 6,5 миллиона долларов. Второй аукцион Beautiful Inside My Head Forever, на сей раз персональный, состоялся 15 и 16 сентября в Лондоне и, несомненно, вошел в историю аукционных продаж. Причин тому несколько, и одна из них заключается в том, что Херст решил обойти традиционный галерейный рынок и не без успеха продал 218 своих работ прямо «с колес», со склада готовой продукции своей фабрики. Тогда же был установлен новый рекорд: «Золотой телец» — чучело быка с позолоченными рогами в формальдегиде — ушел с молотка за 9,2 миллиона фунтов (16,5 миллиона долларов). Торги принесли в целом 95,5 миллиона фунтов (171,6 миллиона долларов), не считая комиссии, а ценовой индекс Херста подскочил до 1 400 процентов (!) по сравнению с 1998 годом. Однако даже такой внушительный успех не смог длиться вечно: в ноябре 2008 года, вскоре после успешных аукционов, 10 из 13 выставлявшихся работ Херста остались непроданными. Впрочем, тут причины понятны: работы не относились к числу шедевров, покупатели выдохлись на предыдущих аукционах Херста, да и затоваривание давало о себе знать — от работ Херста пару месяцев просто рябило в глазах.

№ 5. Клод Моне. 174 миллиона долларов

Один из столпов французского импрессионизма Клод Моне стабильно входит в десятку лидеров по аукционному обороту в деньгах. В конце 2007 года его результат составил 165 миллионов долларов, а в конце 2008-го он приблизился к 175 миллионам. Крупные коллекционеры соревнуются за то, чтобы приобрести работы этого мастера, которые становятся все более редкими и, соответственно, все более дорогими. В 2007 году самым дорогим произведением стали «Кувшинки» (1904), за которые покупатель отдал 16,5 миллиона фунтов (32,7 миллиона долларов). В 2008-м этот рекорд удалось побить дважды. Первый раз это произошло в мае на торгах Christie’s в Нью-Йорке, когда пейзаж «Железнодорожный мост в Аржантейе» (1873), сопровождавшийся отдельным каталогом, был продан за 37 миллионов долларов. А всего через месяц, в июне, этот результат был почти удвоен: картина «Пруд с кувшинками» (1919) принесла 36,5 миллиона фунтов, т. е. почти 72 миллиона долларов, установив новый рекорд на произведение Моне. Что же касается индекса цен на творения знаменитого импрессиониста, то он весьма непостоянен. Объясняется это тем, что его работы постепенно переходят в разряд редких шедевров, которые появляются на аукционах лишь время от времени. 2008 год оказался в этом смысле весьма щедрым, потому и индекс подскочил на 118 процентов по сравнению с 2004 годом. Из 28 живописных полотен, выставлявшихся на аукционы, 17 были проданы дороже миллиона долларов.

№ 6. Альберто Джакометти. 132 миллиона долларов

Альберто Джакометти не появлялся в Топ-10 с 2002 года. В 2007-м он отстал от Поля Сезанна всего на полмиллиона и оказался на 11-й строчке рейтинга, заработав 86 миллионов долларов. В числе его достижений была продажа на нью-йоркском аукционе Christie’s в мае скульптуры «Падающий человек» за 16,5 миллиона долларов — почти в два раза выше эстимейта в 8,5 миллиона. В 2008 году спрос на работы Джакометти сохранился: рекорд «Падающего человека» был побит дважды, а объем денежного аукционного оборота оказался на 47 миллионов долларов больше, чем в 2007 году. Самым дорогим произведением мастера в прошлом году стала почти трехметровая скульптура «Большая стоящая женщина II», которая ушла с молотка на аукционе Christie’s в мае за 24,5 миллиона долларов. Обладателем этого шедевра стал знаменитый галерист Ларри Гагосян (Larry Gagosian). В тот же день была продана за 13 миллионов еще одна работа Джакометти — редкая скульптурная композиция «Площадь II», состоящая из пяти фигур. Одни только майские торги принесли в копилку Джакометти больше 78 миллионов долларов, а за 12 лотов покупатели заплатили больше миллиона. Помимо упоминавшегося уже рекорда в скульптуре, тогда был поставлен новый рекорд и в живописи. Полотно под названием «Кэролин» (1963) было продано на Sotheby’s 7 мая за 13 миллионов долларов, оставив далеко позади предыдущий результат в 3 миллиона. Аналогичный портрет 1961 года на белом фоне выставлялся на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 1993 году, и счастливый покупатель приобрел его всего за 320 тысяч долларов, значительно дешевле эстимейта. Что касается ценового индекса произведений Джакометти, то за последние четыре года — с декабря 2004-го по декабрь 2008 года — он вырос на 341 процент.

№ 7. Герхард Рихтер. 122 миллиона долларов

Немецкий художник Герхард Рихтер, как и другие участники рейтинга, также извлек выгоду из аукционного бума первой половины 2008 года и смог улучшить свой предыдущий результат на 36 миллионов долларов. И даже более того: в 2008 году стоимость его произведений впервые превысила отметку в 10 миллионов долларов целых пять раз! Новый рекорд оказался неожиданным. Он был установлен на торгах Sotheby’s 27 февраля, когда картина «Свеча» (1983) ушла с молотка за 7,1 миллиона фунтов (14 миллионов долларов), в три раза превысив эстимейт и вызвав аплодисменты публики. Еще 10 лет назад такие цифры были немыслимы, столько Рихтер смог заработать на аукционах в 1998-м за целый год! Пока что побить рекорд «Свечи» не удалось. На торгах Christie’s 13 мая гигантское (2,5 х 4 метра) абстрактное полотно ушло с молотка за 13 миллионов долларов, а на следующий день на Sotheby’s работа более скромных габаритов (200 х 180 см) принесла 13,5 миллиона долларов при эстимейте в 5 миллионов. Индекс цен на Рихтера за последние 10 лет поднялся почти в 8 раз.

№ 8. Эдгар Дега. 111 миллионов долларов

В последний раз Эдгар Дега был участником рейтинга в 2004 году, заняв девятую позицию с результатом в 31,4 миллиона долларов. В 2008 году на публичных торгах было продано 81 произведение мастера на сумму 111,7 миллиона долларов; цены 12 из них превысили миллион. Самые любимые работы покупателей — танцовщицы, написанные пастелью или отлитые из бронзы. До прошлой осени главным рекордсменом была «Отдыхающая танцовщица», которая ушла с молотка в 1999 году за 25,3 миллиона долларов. Но в ноябре 2008-го она была вновь выставлена на торги и принесла уже 33 миллиона долларов, установив новый рекорд на произведение Дега. В процентном соотношении 67 процентов продававшихся в 2008 году предметов приходится на рисунки с изображениями танцовщиц и обнаженных, 20 процентов — на скульптуру, и 11 процентов — на живописные полотна. Цены на последние довольно далеки от высот «Отдыхающей танцовщицы»: самая большая цена за масло — 7,5 миллионов долларов — была заплачена на торгах Sotheby’s произведениями импрессионистов и модернистов в мае 2008 года за «Трех танцовщиц в розовом». Предыдущий рекорд принадлежал картине «Скаковые лошади» (скачки были еще одной любимой темой Дега), которая была продана за 3,7 миллиона фунтов (около 6,8 миллиона долларов) в июне 2004 года опять-таки на Sotheby’s. Что же касается скульптуры, то здесь самой знаковой работой является «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», отлитая в 28 экземплярах в 1922 году. Стоимость некоторых из них уже несколько раз с 1996 года превышала 10-миллионную отметку. Однако в 2008 году самой дорогой скульптурой стала «Купающаяся в тазу», проданная на Sotheby’s в ноябре за 3,3 миллиона долларов.

№ 9. Лучио Фонтана. 95 миллионов долларов

Лучио Фонтана родился в Аргентине, затем переехал вместе с родителями в Милан, где принял итальянское гражданство, получил художественное образование и впоследствии основал направление спациализма. В поиске свободы творческого самовыражения он разработал собственный и весьма необычный изобразительный язык. Примером служат его монохромные полотна, в которых он делал дырки или разрезы, стремясь с их помощью сделать объект трехмерным, прорваться в глубину и бесконечность. Такие работы Фонтана называл «Пространственными концепциями», а разрезы на них — «тальями». После кризиса на арт-рынке в начале 1990-х годов цены на произведения художника стабильно росли: с 1998 года по декабрь 2008-го они поднялись на 575 процентов. В 2001 году одна из его пространственных концепций (1954) впервые смогла превысить отметку в миллион долларов: 7 февраля в Лондоне на Sotheby’s работа была продана за 680 тысяч фунтов, вдвое выше эстимейта. С тех пор «Пространственные концепции» стали появляться на Sotheby’s и Christie’s регулярно. В 2006 году дороже миллиона были проданы девять произведений Фонтаны, а в 2007-м уже семнадцать. Одной из них стала терракотовая скульптура «Пространственная концепция. Природа» высотой 60 см, которая досталась покупателю за 1,6 миллиона долларов (Christie’s, Нью-Йорк, 16 мая 2007 года). Рост цен продолжился и в 2008 году. Самым дорогим лотом прошлого года стала «Пространственная концепция. Конец Бога», которая принесла на торгах Sotheby’s 19 октября 9,2 миллиона фунтов (18,1 миллиона долларов). Вместе с еще двумя «концепциями», проданными в феврале, ей удалось добавить в копилку Фонтаны 44 миллиона долларов, что позволило ему подняться в рейтинге по сравнению с 2007 годом вверх на 10 строчек.

№ 10. Ив Кляйн. 91 миллион долларов

В 2008 году французский художник Ив Кляйн стал дебютантом Топ-10. Его произведения коллекционируют во всем мире. 34 процента работ в обороте приходится на Францию. Значительная доля также продается на аукционах современного искусства Sotheby’s и Christie’s в Лондоне и Нью-Йорке. Лучшие его творения в основном пересекают Атлантику или Ла-Манш: в прошлом году им удалось принести 88 процентов дохода, и всего 8 процентов досталось родине художника. Успех Кляйна в Великобритании и США во многом объясняется раскруткой, которую известный коллекционер и галерист Лео Кастелли стал проводить в Нью-Йорке в начале 1950-х годов. За последние 10 лет уровень цен на работы Кляйна вырос на 387 процентов. В 2000 году на аукционе Christie’s монохромный рельеф из знаменитый синих губок Мonochrome R1 (1958) установил внушительный рекорд в 6,1 миллиона долларов. С мая по ноябрь 2008 года его удалось побить трижды, и каждый раз на Sotheby’s. 14 мая золотой «монохром» Mobogold MG 9 превысил эстимейт в три раза и принес 21 миллион долларов, став самым дорогим произведением мастера. Тогда же список достижений Кляйна пополнился еще одной сделкой — за синий «монохром» Monochrome bleu IKB 1 покупатель заплатил 15,5 миллиона долларов. А затем уже в ноябре, невзирая на то, что финансово-экономическая обстановка в мире изменилась не в лучшую сторону, за солидную сумму в 19 миллионов долларов была продана работа под названием «Архигубка RE 11». Благодаря этим успехам Кляйну удалось заработать за прошедший год 92 миллиона долларов, обогнав по аукционному обороту даже супермодного современного художника Джеффа Кунса, набравшего лишь 89,2 миллиона.

Источники: artprice.com, sothebys.com, christies.com, artinvestment.ru

*Все цены приведены без учета Buyers Premium, поэтому они могут отличаться от цен, указанных в других материалах сайта. — Ред.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20090325_2008_top_10_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20090325_2008_top_10_artprice.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».