Christies 19 октября: тоскливые итоги на фоне завышенных ожиданий
ARTinvestment.RU   20 октября 2008

Аукцион послевоенного и современного искусства Christie’s, состоявшийся 19 октября, прошел неудачно. Более половины топ-лотов остались непроданными. Означает ли это, что буму на современное искусство скоро придет конец?

На аукцион Christie’s, прошедший в Лондоне 19 октября, возлагались большие надежды. Еще бы: в списке лотов значились произведения таких выдающихся авторов!.. На торгах были представлены картины Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon), Лусиена Фрейда (Lucian Freud), Лучио Фонтаны (Lucio Fontana), Герхарда Рихтера (Gerhard Richter) и Энди Уорхола (Andy Warhol). Итоги аукциона весьма тоскливы: из 47 лотов не продали 21. Аукцион принес всего 31,9 миллиона фунтов — при нижней границе эстимейта 57 миллионов. Специалисты сходятся во мнении, что всему виной завышенные цены на произведения. Если бы «Портрет Генриэтты Мораэс» Бэкона был оценен не в 5–7 миллионов фунтов, а, скажем, миллиона в три, то все было бы нормально.

Нью-йоркский дилер Альберто Муграби (Alberto Mugrabi) предложил 1,85 миллиона фунтов за «Девять разноцветных Мэрилин» Уорхола и отказался поднимать цену до 1,9 миллиона, хотя нижний эстимейт составлял 2,2 миллиона. Аукционному дому пришлось выкупить картину самому. Муграби, чья семья обладает одной из самых больших коллекций произведений Уорхола, объяснил свое нежелание покупать работу тем, что цена, которую надеялся выручить Christie’s, совершенно не соответствует нынешнему положению дел на мировых рынках. А ведь за последние несколько лет цены на работы Уорхола, а также Такаси Мураками (Takashi Murakami), Ричарда Принса (Richard Prince) и других королей арт-рынка, увеличились более чем в четыре раза! Теперь, по-видимому, аукционным домам придется приспосабливаться к новым реалиям.

Самой дорогой работой на торгах стала картина Лучио Фонтаны «Пространственная концепция. Конец Бога». Этот холст с дырками был продан за 9 миллионов фунтов при эстимейте 12 миллионов.

Достаточно удачно на общем фоне продали полотно автора самой дорогой работы среди ныне живущих художников Лусиена Фрейда — оно принесло 5,4 миллиона фунтов (нижняя граница эстимейта составляла 5 миллионов). Наверное, картине «сыграла на руку» ее редкость: это один из двух известных холстов художника с изображением его друга Фрэнсиса Бэкона.

Еще один топ-лот аукциона, огромный красавец «Клавдий» Герхарда Рихтера, тоже остался непроданным.

«Красный дом» Питера Дойга (Peter Doig), оцененный в 2–3 миллиона фунтов, ушел за 1,8 миллиона. А сравнительно недорогие работы Уорхола, Джеффа Кунса (Jeff Koons), Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) и Эда Руши (Ed Ruscha), которые Christie’s предлагал за 500–900 тысяч фунтов, никто покупать не захотел. «Если бы Christie’s уменьшил низшие отправные цены на 20 процентов, было бы лучше», — говорит директор лондонской галереи Victoria Miro Гленн Скотт-Райт (Glenn Scott-Wright).

Глава Christie’s Эд Долман (Ed Dolman) уже заявил, что в будущем при подготовке торгов придется учитывать ситуацию на финансовых рынках. Эксперты стали высказывать грозные предположения сразу после оглашения результатов аукционов Sotheby’s, прошедших в начале октября в Гонконге, которые принесли всего около половины эстимейта. Главной причиной специалисты называли то, что топ-лоты — работы модных Цзэна Фаньчжи (Zeng Fanzhi) и Чжана Сяогана (Zhang Xiaogang) — были серьезно переоценены.

На прошлой неделе прошли аукционы Christie’s, посвященные современной и классической фотографии — тут тоже радоваться было особо нечему: результаты торгов не «доползли» даже до нижних границ эстимейтов. Вчера в Лондоне завершилась арт-ярмарка Frieze, продажи на которой, судя по информации «с полей», шли весьма вяло. К ярмарке, помимо многострадального аукциона Christie’s, были приурочены торги произведениями послевоенного и современного искусства Sotheby’s и Phillips de Pury, которые тоже успешными никак не назовешь. Аукцион Sotheby’s 17 октября, на который были выставлены 62 лота, принес 22 миллиона фунтов вместо ожидаемых 30,6 — 42,8 миллиона. Результаты Phillips выглядят еще более удручающими: 5 миллионов при нижней границе эстимейта 18,6 миллиона. Из 70 лотов непроданными остались 46 процентов, включая произведения Такаси Мураками и Ричарда Принса. В сумме три аукциона, приуроченные к Frieze, принесли 59 миллионов фунтов — при минимальном эстимейте 106,2 миллиона.

Специалисты сходятся во мнении, что блестящий результат, показанный соло-аукционом Дэмиена Херста (Damien Hirst) в прошлом месяце, является «пиком» бума на современное искусство.

Материал подготовила Юлия Максимова

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх