Sotheby’s 11 ноября: Ив Кляйн, Рой Лихтенштейн, Филип Гастон
На торгах произведениями послевоенного и современного искусства Sotheby’s появятся редкие работы известных художников
Важную часть осеннего сезона в Нью-Йорке составляют торги произведениями послевоенного и современного искусства. ARTinvestment.RU уже писал об аукционе Christie’s 12 ноября, на котором появятся картины Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon), Лучио Фонтаны (Lucio Fontana) и Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat). А 11 ноября состоятся торги Sotheby’s, топ-лотами которых станут произведения Ива Кляйна (Yves Klein), Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein) и Филипа Гастона (Philip Guston).
Начнем с самого дорогого, то есть с Кляйна. Этот художник, принадлежавший к движению «Новые реалисты», является автором самой дорогой работы среди послевоенных французских художников. Кляйн — один из самых оригинальных художников XX века: его невиданные концепции до сих пор заставляют интересующихся искусством людей удивляться — «и надо же было такое придумать». Он создавал картины с помощью женских тел и огнеметов, продавал пустоту за золото и запатентовал один из оттенков синего цвета, который назвал «International Klein Blue» (IKB) — «Международный Синий Кляйна». Именно синие работы считаются самыми известными творениями художника. Он создавал синие «монохромы» (одноцветные картины), нанося краску на поверхность холста с помощью губок; потом он заметил, что губки, пропитанные IKB-цветом, настолько красивы, что выбрасывать их жалко и надо показывать их как отдельные объекты. Кляйн начал создавать рельефы из губок, прижимая их к закрашенным синим цветом холстам. Так появилась целая серия рельефов, главный из которых, «Архигубка (RE 11)», появится 11 ноября на Sotheby’s. Надо сказать, что «синие» произведения Кляйна продаются лучше всего: согласно Artprice.com, из 29 работ художника, принесших на аукционе более миллиона долларов, почти все были выполнены в этом цвете. Тем не менее самым дорогим произведением Кляйна, когда-либо проданным на аукционе, является золотой «монохром». Эта работа (под названием «MG 9») ушла на майском Sotheby’s за 21 миллион долларов. Но аукцион 11 ноября предоставляет синему шанс отыграться: предварительная оценка «Архигубки (RE 11)» составляет около 25 миллионов долларов. Главным вдохновителем для создания этой работы послужила философия дзэн и японские сады камней. Кляйн считал синий метафизическим цветом: по мнению художника, «погружение» в этот цвет приближает человека к космосу.
Впрочем, на обложке каталога изображено вовсе не произведение Кляйна, а картина Роя Лихтенштейна. Лихтенштейн — «король аукционов»: почти на любых крупных (и некрупных) торгах произведениями современного искусства есть его работы. Правда, в основном это принты. Но Sotheby’s играет по-крупному. Самым дорогим «Лихтенштейном» на аукционе стала картина «Пол-лица с воротником» (эстимейт 15–20 миллионов долларов). Лихтенштейн известен как художник, «подруживший» высокое искусство с массовой культурой: вдохновителями самых знаменитых его картин стали комиксы. В основном, правда, художник писал красивых дамочек, поэтому картина с мужчиной — явление редкое. Работы Лихтенштейна пользуются популярностью: они очень стильно смотрятся в офисах молодых энергичных предпринимателей и в гостиных светских львиц. Из других произведений художника, представленных на Sotheby’s, стоит выделить картину «Этюд к стенной росписи для штата Нью-Йорк (Город и деревня)» и скульптуру «Пять ударов кистью». Обе показывают, что художник славился не только эстетикой комиксов. Он создавал мастерские композиции в стиле великих модернистов начала века, вдохновлялся дизайном Ар-деко. В картине «Этюд к стенной росписи для штата Нью-Йорк (Город и деревня)» Лихтенштейн отдает дань уважения одному из своих кумиров — французскому художнику Фернану Леже (Fernand Léger). Эстимейт полотна составляет 4–6 миллионов долларов. Что касается скульптуры Лихтенштейна, то она действительно является не чем иным, как памятником мазкам кистью. Правда, чтобы сделать мазки такого размера на холсте, нужно быть гигантом: высота скульптуры целых 6 метров. Ее эстимейт — 6–8 миллионов долларов.
В отличие от ярких поп-артовских творений Лихтенштейна картины Филипа Гастона очень декоративными не назовешь. Этот художник впервые прославился в 1950-х годах как абстрактный экспрессионист. Его работы того периода не изобилуют цветом: художник в основном использовал черный, белый, серый и красный. Самыми узнаваемыми, наверное, являются «красные» полотна, напоминающие пятна крови на грязно-белой стене. Гастон дружил с Джексоном Поллоком (Jackson Pollock), и его картины такие же энергичные. Вместе с тем творения художника такие же мрачные и «экзистенциальные», как полотна других классиков абстрактного экспрессионизма, Марка Ротко (Mark Rothko) и Барнетта Ньюмана (Barnett Newman). Творчество Гастона стало своего рода мостиком от абстрактного экспрессионизма к неоэкспрессионизму, самым знаменитым представителем которого является, наверное, Жан-Мишель Баскиа. В конце 1960-х Гастон вернулся к фигуративному искусству. На своих картинах он в карикатурной, «мультяшной» манере изображал различных уродцев, среди которых ку-клукс-клановцы, небритые пьяницы, бомжи… Сначала критики высмеивали новое направление в творчестве художника, но потом большинство из них поменяли свое мнение. Ближе к концу жизни Гастон стал очень популярен, и не только среди профессионалов, но и среди любителей искусства. И абстрактное, и фигуративное творчество этого художника отличает мрачность и бескомпромиссность.
Живопись Гастона появляется на публичных торгах не очень часто. Например, в базе Artprice.com находятся всего 90 картин этого художника, в то время как, например, полотен Лихтенштейна там 335. В основном на аукционах продаются поздние, фигуративные работы Гастона, которые можно приобрести за несколько сотен тысяч долларов. Работы в стиле абстрактного экспрессионизма, написанные в середине 1950-х годов, ценятся выше всего. Самым высоким аукционным результатом для произведений художника является 6,5 миллиона долларов за картину «Улица», проданную на Christie’s в мае 2005 года. Полотно «Радости нищего», выставленное на Sotheby’s 11 ноября, очень похоже на «Улицу». Поэтому и оценено в 15 миллионов. Цены на искусство взлетели — пора и Гастону их догонять.
Ричард Дибенкорн (Richard Diebenkorn) — редкий гость на аукционах. Этот интересный художник является одним из ведущих представителей калифорнийской школы. Так же как и Филип Гастон, Дибенкорн сначала увлекался абстрактным экспрессионизмом, а потом занялся фигуративной живописью. Но, в отличие от Гастона, он позже вернулся к абстракции. На закате своей карьеры он создал более 140 картин, объединенных в серию «Оушн-Парк» (Оушн-парк — место в Санта-Монике, где тогда работал художник). В эту серию входят «абстрактные пейзажи», главным вдохновителем которых послужил причудливый калифорнийский ландшафт. На Sotheby’s выставлена картина «Оушн-Парк # 44», оцененная в 6–8 миллионов. Ее нежные цвета напоминают о солнечном свете на теплом берегу Тихого океана.
Не обойдется на Sotheby’s и без Лусиена Фрейда (Lucian Freud), который на данный момент является автором самой дорогой работы среди ныне живущих художников. Его «Портрет стоящей обнаженной женщины» оценен в 9–12 миллионов долларов. На торги также выставлены стальная инсталляция Ричарда Серры (Richard Serra) «12-4-8» (2–3 миллиона долларов), скульптура из смятой стали Джона Чемберлена (John Chamberlain) «Ca-d’Oro» (1,8–2,2 миллиона долларов), напоминающая большой глаз алебастровая скульптура Аниша Капура (Anish Kapoor) и многое другое.
Из 64 лотов один — творение нашего соотечественника. Это большое полотно «New York II» Эрика Булатова, оцененное в 0,9–1,2 миллиона долларов. Самое на данный момент дорогое произведение Булатова — «Слава КПСС» — было продано в феврале этого года на лондонском Phillips de Pury за 1,084 миллиона фунтов (более двух миллионов долларов по тогдашнему курсу).
Юлия Максимова
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20081101_sothebys_11_november.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20081101_sothebys_11_november.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.