«Понятие о совершенном живописце» в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века на выставке до мая 2016
В ГМИИ им. А. С. Пушкина открыта выставка «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Экспозиция не случайно расположена в Олимпийском зале Музея, среди слепков, подобных тем, что заполняли учебные мастерские. Гипсы были вторым этапом художественного образования, а первым — гравированные «образцы». Сохранились многочисленные рисунки, копирующие эти гравюры, в то время как сами эстампы редки и в полном составе присутствуют не в каждом музее. Их значимость не ограничивается учебной практикой, но затрагивает всю русскую культуру, захваченную в ХVIII столетии стремлением освоить европейское художественное наследие. В экспозиции представлены гравюры, учебные пособия и книги для художников того времени.
Большой интерес представляют книги по искусству, изданные в России в ХVIII веке. Название выставки «Понятие о совершенном живописце» воспроизводит заголовок одной из них. Именно так скульптор Архип Матвеевич Иванов (1749–1826) озаглавил сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля (1635–1709), которое он перевел на русский язык в 1789 году. Издание повествует о достоинствах живописи, о тонкостях ремесла художника, о качествах, которые делают его «совершенным» и об умении их оценивать.
Появление первых серьезных пособий для художников связано с деятельностью специальных палат — Рисовальной и Гравировальной — при российской Академии наук. Созданные в 1724 году, они ввели системное преподавание рисунка. В 1734 году библиотекарь Иоганн Каспар Тауберт (1717–1771) перевел с немецкого языка труд, известный как «Книга Прейслера». Издание, рассказывающее о том, как совершенствовать навыки художника, сразу привлекло внимание писателей и ученых. В 1760 году Михаил Яковлевич Некрасов (1712–1778) издал «Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества». Автор вступает в спор с Прейслером, предлагая более простые способы обучения.
В 1757 году Академия наук ввела новые методы обучения и учредила наставников для российских студентов. Среди преподавателей важно отметить Георга Фридриха Шмидта (1712–1775). Этот крупный мастер принес в отечественную гравюру новые техники. На выставке присутствуют работы его учеников Алексея Ангильевича Грекова (1723/26 — после 1770) и Прокофия Артемьевича Артемьева (1733/1736 — 1811), которые штудируют один и тот же оригинал — исполненный Шмидтом портрет французского художника Мориса Кантен Латура.
Центральное место в экспозиции занимают гравированные «образцы». К ним ученики обращались для прорисовки «глаз», «носов», «рук» и «ступней». На первом этапе осваивались «головы», подобные представленным «Парису», «Персею», «Андромеде». Затем принимались за фигуру, как на экспонируемых «Циклопе» или «Германике». После этого студенты переходили в класс гипсов, за которыми следовал натурный класс. Третья ступень обучения заключалась в умении соединять фигуры в единую композицию.
Эти монументальные гравюры связывают начальный этап русской Академии с эпохой ее расцвета, большинство рисунков принадлежит Шмидту и его ученику — первому выдающемуся выпускнику, а затем директору Академии Антону Павловичу Лосенко (1737–1773). Их «мастерские подлинники» гравировались в 1790-е годы как аттестационные работы учеников старшего возраста. Среди показанных на выставке работ стоит отметить эстампы Лосенко «Каин», «Авель» и «Правосудие». Эти штудии художник написал в Риме, по возвращении они были представлены на академической выставке 1769 года и вызвали восхищение русского зрителя. Для многих поколений учеников они обрели значение эталонов и неоднократно копировались.
Посетители также познакомятся с редкими гравюрами русского скульптора Михаила Ивановича Козловского (1753–1802). Капитальный лист «Русская баня» был создан автором в 1778 году под впечатлением росписей, которые художник изучал во время своего пребывания в Риме. Это отчетная работа. В ней 25-летний мастер демонстрирует прекрасное владение рисунком, композицией, а также поиски нового художественного стиля. Эти навыки воплотились в скульптуре автора. В небольшом гравюрном наследии Козловского есть уникальная работа, посвященная творческому выбору и демонстрирующая неоклассические приоритеты мастера. Эстамп «Апеллес-живописец избирает лучшую модель для изображения своей Венеры» отражает умение Козловского так соотносить легенду и быль, что произведение звучит поэтично и актуально.
Куратор: Марина Александровна Пожарова, старший научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А. С. Пушкина. В экспозицию вошли работы из собраний: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственной Публичной Исторической библиотеки России.
Источник: arts-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160225_academical_drawings.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160225_academical_drawings.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.