«Понятие о совершенном живописце» в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Русские гравированные академические оригиналы и пособия для художников XVIII века на выставке до мая 2016
В ГМИИ им. А. С. Пушкина открыта выставка «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Экспозиция не случайно расположена в Олимпийском зале Музея, среди слепков, подобных тем, что заполняли учебные мастерские. Гипсы были вторым этапом художественного образования, а первым — гравированные «образцы». Сохранились многочисленные рисунки, копирующие эти гравюры, в то время как сами эстампы редки и в полном составе присутствуют не в каждом музее. Их значимость не ограничивается учебной практикой, но затрагивает всю русскую культуру, захваченную в ХVIII столетии стремлением освоить европейское художественное наследие. В экспозиции представлены гравюры, учебные пособия и книги для художников того времени.
Большой интерес представляют книги по искусству, изданные в России в ХVIII веке. Название выставки «Понятие о совершенном живописце» воспроизводит заголовок одной из них. Именно так скульптор Архип Матвеевич Иванов (1749–1826) озаглавил сочинение знаменитого французского теоретика Роже де Пиля (1635–1709), которое он перевел на русский язык в 1789 году. Издание повествует о достоинствах живописи, о тонкостях ремесла художника, о качествах, которые делают его «совершенным» и об умении их оценивать.
Появление первых серьезных пособий для художников связано с деятельностью специальных палат — Рисовальной и Гравировальной — при российской Академии наук. Созданные в 1724 году, они ввели системное преподавание рисунка. В 1734 году библиотекарь Иоганн Каспар Тауберт (1717–1771) перевел с немецкого языка труд, известный как «Книга Прейслера». Издание, рассказывающее о том, как совершенствовать навыки художника, сразу привлекло внимание писателей и ученых. В 1760 году Михаил Яковлевич Некрасов (1712–1778) издал «Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества». Автор вступает в спор с Прейслером, предлагая более простые способы обучения.
В 1757 году Академия наук ввела новые методы обучения и учредила наставников для российских студентов. Среди преподавателей важно отметить Георга Фридриха Шмидта (1712–1775). Этот крупный мастер принес в отечественную гравюру новые техники. На выставке присутствуют работы его учеников Алексея Ангильевича Грекова (1723/26 — после 1770) и Прокофия Артемьевича Артемьева (1733/1736 — 1811), которые штудируют один и тот же оригинал — исполненный Шмидтом портрет французского художника Мориса Кантен Латура.
Центральное место в экспозиции занимают гравированные «образцы». К ним ученики обращались для прорисовки «глаз», «носов», «рук» и «ступней». На первом этапе осваивались «головы», подобные представленным «Парису», «Персею», «Андромеде». Затем принимались за фигуру, как на экспонируемых «Циклопе» или «Германике». После этого студенты переходили в класс гипсов, за которыми следовал натурный класс. Третья ступень обучения заключалась в умении соединять фигуры в единую композицию.
Эти монументальные гравюры связывают начальный этап русской Академии с эпохой ее расцвета, большинство рисунков принадлежит Шмидту и его ученику — первому выдающемуся выпускнику, а затем директору Академии Антону Павловичу Лосенко (1737–1773). Их «мастерские подлинники» гравировались в 1790-е годы как аттестационные работы учеников старшего возраста. Среди показанных на выставке работ стоит отметить эстампы Лосенко «Каин», «Авель» и «Правосудие». Эти штудии художник написал в Риме, по возвращении они были представлены на академической выставке 1769 года и вызвали восхищение русского зрителя. Для многих поколений учеников они обрели значение эталонов и неоднократно копировались.
Посетители также познакомятся с редкими гравюрами русского скульптора Михаила Ивановича Козловского (1753–1802). Капитальный лист «Русская баня» был создан автором в 1778 году под впечатлением росписей, которые художник изучал во время своего пребывания в Риме. Это отчетная работа. В ней 25-летний мастер демонстрирует прекрасное владение рисунком, композицией, а также поиски нового художественного стиля. Эти навыки воплотились в скульптуре автора. В небольшом гравюрном наследии Козловского есть уникальная работа, посвященная творческому выбору и демонстрирующая неоклассические приоритеты мастера. Эстамп «Апеллес-живописец избирает лучшую модель для изображения своей Венеры» отражает умение Козловского так соотносить легенду и быль, что произведение звучит поэтично и актуально.
Куратор: Марина Александровна Пожарова, старший научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А. С. Пушкина. В экспозицию вошли работы из собраний: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственной Публичной Исторической библиотеки России.
Источник: arts-museum.ru
Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160225_academical_drawings.html
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160225_academical_drawings.html
© artinvestment.ru, 2024
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.