1712–1775
Гравер.
Родился в семье ткача. Художественное образование получил в Прусской Академии художеств у Г. П. Буша, где занимался с 1727 по 1730. В 1736 переехал в Париж. Благодаря рекомендации известного художника А. Пена познакомился с живописцем Н. Ланкре и гравером Н. Лармессеном. Некоторое время был учеником и помощником Лармессена. Вскоре талант Шмидта был замечен И. Риго, который стал его покровителем в Париже. Гравер выполнил целый ряд портретов по оригиналам Риго, а в 1744 за «Портрет П. Миньяра» был принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже.
В том же году прусский король Фридрих II вызвал Шмидта в Берлин, где гравер был назначен придворным художником и избран действительным членом Прусской Академии художеств. В 1746 был представлен при дворе. В 1747 женился на дочери богатого купца Луизе Доротее Видебандт (в замужестве — Шмидт).
В июне 1757 был приглашен в Санкт-Петербург по контракту на пять лет с годовым жалованием в 750 рублей и правом работать по заказам сдельно. Занимал должность мастера граверной палаты Академии наук. С 1758 совмещал работу в ней с преподаванием в гравировальном классе Академии художеств, учрежденной в ноябре 1757. Имел множество заказов, выполнил портреты М. И. Воронцова, Н. И. Эстергази, П. И. и И. И. Шуваловых, К. Г. Разумовского и других. В течение трех лет работал над парадным портретом Елизаветы Петровны по оригиналу Токе. Всего за петербургский период Шмидтом было выполнено более десяти произведений, что для техники резцовой гравюры является довольно внушительным количеством.
В августе 1762 после завершения контракта возвратился в Берлин. В 1765 был избран членом петербургской Академии художеств.
Шмидт — выдающийся гравер середины XVIII столетия, один из первых мастеров с мировым именем (наряду с Л. Токе), работавший в России. Он привнес в русское искусство высокую культуру французской классической гравюры, правда, уже несколько смягченной влиянием рококо. Работал преимущественно резцом по офортной подготовке, реже прибегал исключительно к офорту («Автопортрет с пауком», 1758) и карандашной манере («Головка» с оригинала Ф. Буше). Его произведения исполнены в строгом линеарном стиле, но при этом лишены жесткости, присущей многим мастерам резцовой гравюры этого времени. Произведения Шмидта отличают нежная серебристо-серая тональность листа и точность в передаче фактуры материалов.
Он оказал большое влияние на развитие русской школы гравюры. У него учились многие заметные представители этого вида искусства второй половины XVIII века: Е. П. Чемесов, Е. Г. Виноградов, А. А. Греков, Д. Г. Герасимов, Н. Я. Колпаков и другие.
Ценность произведений Шмидта, как и работ большинства граверов, определяется не только их художественными достоинствами, но прежде всего качеством отпечатков, которые напрямую связаны с тиражами гравюр. В целом оттиски с досок Шмидта достаточно редки на антикварном рынке. Среди всех его работ петербургского периода наибольшую ценность представляют: портреты П. И. Шувалова, И. И. Шувалова, Л. Д. Шмидт (жены гравера), «Автопортрет с пауком».
Произведения Шмидта находятся в собраниях крупнейших российских и европейских музеев, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 2
27.12.2024Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе