«Рисунок XVIII века» в Третьяковской галерее
В экспозиции — около 200 графических произведений Ф. Я. Алексеева, П. Гонзага, Ч. Камерона, Дж. Кваренги, М. И. Козловского, А. П. Лосенко, А. Е. Мартынова, Г. И. Скородумова, Ж. Тома де Томона, С. Ф. Щедрина и других художников XVIII века
В Третьяковской галерее открывается выставка «Рисунок XVIII века», начинающая цикл экспозиций «Художник и время». Этот цикл, посвященный истории русского графического искусства XVIII — начала ХХ века, позволит проследить процесс формирования русской рисовальной школы.
Неизвестный художник первой трети XVIII века. Портрет молодой дамы в образе Дианы. 1710–20-е
Кость, акварель, белила. 6,6 × 5 (в свету)
Источник: пресс-релиз ГТГ
Неизвестный художник второй половины XVIII века. За туалетом. Дама с арапчонком. 1770-е
Бумага, акварель. 29,2 × 21,2
Источник: пресс-релиз ГТГ
В рамках первой выставки цикла в залах Третьяковской галереи будут представлены около 200 графических произведений таких художников, как Ф. Я. Алексеев, П. Гонзага, М. М. Иванов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, М. И. Козловский, А. П. Лосенко, А. Е. Мартынов, Ф. М. Матвеев, Г. И. Скородумов, Ж. Тома де Томон, С. Ф. Щедрин, и других мастеров XVIII века.
МИХАИЛ КОЗЛОВСКИЙ Меропа, избавленная сыном от тирана. Вторая половина 1770-х
Бумага, тушь, перо, итальянский карандаш, растушка. 41,3 × 56
Источник: пресс-релиз ГТГ
ЧАРЛЬЗ КАМЕРОН Проект внутренней отделки Большого кабинета во дворце в Павловске. Начало 1780-х
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 47,6 × 61
Источник: пресс-релиз ГТГ
Несколько разделов экспозиции охватывают все основные аспекты становления русского рисунка. Анфилада залов графики встречает зрителей историей зарождения жанров.
Самым популярным из них в XVIII веке в России был портрет. Его расцвет в графике связан с именами приезжих пастелистов — И. Барду, И.-Г. Шмидта и др. Широкое распространение получила портретная миниатюра, к которой обращались не только европейские, но и выдающиеся русские мастера — Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский.
ФЕРДИНАНД ДЕ МЕЙС Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году. Аллегория. 1787–1788
Бумага, итальянский карандаш, тушь, кисть, перо. 63,6 × 81,3
Источник: пресс-релиз ГТГ
ГАВРИИЛ СЕРГЕЕВ (?) Вид конца гавани Константинопольской и дворца султанского Айналы Кавак. 1790-е
Бумага, акварель, белила. 37 × 59
Источник: пресс-релиз ГТГ
Следующие залы знакомят с эволюцией пейзажа: трансформацией классицистического пейзажа, выделением батального жанра, популяризацией «документальных» зарисовок, выполненных в путешествиях и экспедициях. В работах С. Ф. Щедрина, М. М. Иванова, Ф. Я. Алексеева, Ф. М. Матвеева, А. Е. Мартынова представлено все многообразие пейзажей: видовой, городской, усадебный.
Незадолго до открытия выставки одна из работ этого раздела получила новую атрибуцию. Было уточнено название рисунка тушью И. А. Акимова (1789), ранее фигурировавшего в каталогах как «Сцена из античной жизни». Удалось установить, что в основу композиции легла гравюра Ж.-Ж. Авриля (1789) по картине Ж.-Ж.-Ф. Ле Барбье «Пенелопа и Улисс, отправляющиеся из Спарты на Итаку (Стыдливость)».
МИХАИЛ ИВАНОВ Вид крепости в Бендерах. 1790
Бумага, акварель. 39,6 × 60,7
Источник: пресс-релиз ГТГ
ФЕДОР АЛЕКСЕЕВ Вид Михайловского замка в С-Петербурге. 1799–1800
Эскиз картины «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» (около 1800), находящейся в ГРМ
Бумага, акварель. 20,2 × 28,2
Источник: пресс-релиз ГТГ
Выставка воссоздает картину взаимодействия отечественного и западноевропейского искусства. Отдельно экспонируются работы иностранных мастеров, чьи имена тесно связаны с русской культурой: знаменитых архитекторов Дж. Кваренги, Ж.-Ф. Тома де Томона, Ч. Камерона, декоратора П. Гонзага, — демонстрирующие виртуозное мастерство рисовальщиков.
Несомненный интерес представляют работы преподавателей и учеников учрежденной в 1757 году Академии художеств; среди них — рисунки Г.-Ф. Дуайена, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, А. П. Лосенко, М. И. Козловского.
Продолжают тему ученические штудии, копии работ старых мастеров, зарисовки с античных памятников, произведения, привезенные из пенсионерских поездок. Среди работ русских художников, связанных с первыми десятилетиями деятельности Академии художеств, привлекает внимание рисунок И. Ф. Тупылева «Избиение младенцев» (1783), прошедший недавно серьезную реставрацию.
Интересные и неожиданные грани рисовальной культуры открываются в произведениях неизвестных художников, чьи работы составляют значительную часть графического наследия эпохи. По своему разнообразию и высокому художественному качеству эти произведения существенно дополняют и обогащают историю русского искусства XVIII века. Многие из них были отреставрированы специально к выставке, некоторые демонстрируются впервые.
Экспозиция дает представление об истории рисунка от его зарождения в эпоху Петра I и до конца правления Екатерины II и позволяет увидеть все многообразие и красоту техник, популярных у мастеров XVIII столетия: пастель, акварель, перовой рисунок, рисунок карандашом, углем и сангиной.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150428_draw.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150428_draw.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.







