Art Investment

БИОГРАФИЯ

ТОМА де ТОМОН Жан Франсуа (Thomas de Thomon Jean Francois)

1 апреля 1760 (Берн) — 23 августа 1813 (Санкт-Петербург)

Архитектор, рисовальщик, гравер

Окончил Королевскую академию архитектуры в Париже (1780). За проект собора получил II премию и право на пенсионерскую поездку в Италию, где продолжил образование в Академии Св. Луки в Риме. Совершил поездки в Неаполь и Флоренцию. В 1788–1789 работал в Королевской Академии в Фонтенбло в качестве нумизмата и архитектора. В 1790–1791 побывал в Италии (Венеция) и Австрии. В начале 1790-х руководил перестройкой дворца князей Любомирских в городе Ланьцут (Польша), в 1794–1798 служил при дворе графа М. Эстерхази в Венгрии.

В 1799 по приглашению князя А. М. Голицына приехал в Россию. Первоначально работал в его имении Самойлово, где построил церковь Пречистой Богородицы. С 1800 жил в Петербурге. В том же году «по трем рисункам», представляющим внутренние и наружные виды в проспекте…» был удостоен звания академика ИАХ. Преподавал в ИАХ, с 1802 — профессор оптики и перспективы, с 1810 — профессор архитектуры.

В 1802 утвержден в звании придворного архитектора. Руководил перестройкой Большого театра в Петербурге (1802–1805), Биржи на стрелке Васильевского острова (1805–1810), начатой по проекту Дж. Кваренги, дома графини А. Г. Лаваль (1806–1809). Построил церковь на Волковом кладбище в Петербурге (1804–1809). Выполнил проекты мавзолея Павла I в Павловске (1800-е), надгробие графа П. А. Румянцева-Задунайского (1807), фонтана на Пулковской горе на Царскосельской дороге (1809). Создавал проекты мебели, осветительных приборов, часов, ваз, церковной утвари. С 1804 работал на Императорском стеклянном заводе, выполнил множество изделий из стекла.

Был превосходным рисовальщиком, причем известность Тома де Томона как графика в начале XIX века опережала его славу как архитектора. Много работал в техниках акварели, сангины, мела, соуса. Создавал виды Петербурга, архитектурные фантазии, в которых варьировал темы римской и греческой античности. Тиражировал свои рисунки способом контр-эпрев. Выполнил цикл гравюр Vues originales d`Italie (СПб., 1801). Автор трактата Traité de peinture, précédé de l`originale des Arts... par Thomas de Thomon.

Тома де Томон — один из крупнейших мастеров архитектуры в России начала XIX столетия, представитель позднего классицизма. Он создал собственный стиль в архитектуре, характерными особенностями которого являются композиционная простота, ясность членений, монументальность, массивность форм, активное использование колоннад дорического ордера и круглых элементов — ротонды, купола. В области прикладного искусства существует проблема разделения произведений Тома де Томона и А. Н. Воронихина.

Графическое наследие мастера достаточно велико; значительную его часть составляют контр-эпревы — листы небольшого формата, оттиснутые художником с собственных рисунков и впоследствии доработанные от руки. Чрезвычайно характерным является заключение композиции в овальную или круглую форму.

Произведения Тома де Томона находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А. В. Щусева и другие.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».