Art Investment

Художники и цены

«Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги» в ГТГ

Новый выставочный сезон Третьяковская галерея открывает масштабным сборным тематическим проектом. Выставка «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги» представит зрителю разные аспекты взаимодействия живописного произведения и его обрамления на протяжении нескольких столетий — с ХIII по ХХI век. Важно, что в обзор истории картинной рамы введен период новейших художественных течений, — это первое в отечественной практике исследование в рамках данной темы эпохи ХХ — начала ХХI века.

Создавая своеобразную антологию «диалогов» картины и рамы, кураторы выставки соединяют два главных метода искусствоведения — формально-стилистический и феноменологический. Первый метод ориентирован на описание и анализ формы произведения искусства. В экспозиции будет представлена стилистическая эволюция рамы как предмета декоративно-прикладного искусства.

Феноменологический подход основан на исследовании не самих вещей, а опыта личности, познающей их. На основе такого подхода проанализированы и будут представлены зрителям принципы взаимодействия картины и рамы, в том числе значение рамы как границы произведения искусства и роль декора рамы как комментария к живописной работе.

Интересный, художественно самодостаточный материал из коллекции Третьяковской галереи давно ждал специального исследования и показа. Некоторые рамы, так называемые авторские, создавались по эскизам самих художников непосредственно к их работам. К ним относятся рама для картины «В мастерской художника» К. Е. Маковского (1881) и рама для «Портрета неизвестной» И. К. Макарова (1860), в декоре которой резные герб и девиз позволяют предположить, что на полотне изображена дама из рода Лермонтовых. Рамы заказывались авторами в известных русских и европейских мастерских С. А. Абросимова, А. А. Грабье, А. Мо, А. Жеселя, П. Омбера и у индивидуальных рамщиков — Гребенского, М. Д. Левозорова и других.

Выставку составляют около 150 произведений из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и из нескольких частных коллекций. Помимо монументальных живописных произведений в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, зрители увидят шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм — костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже.

Особенность выставки — ее организация в пространстве музея. Основная часть экспозиции развернется на двух этажах Инженерного корпуса. Здесь представлены обрамления икон — киоты, оклады, фрагменты иконостасов, а также разные типы рам XVIII и XIX веков, трансформации и метаморфозы границ художественного произведения в целом в XX веке. Одной из центральных работ, на примере которой прослеживается взаимодействие программы картины и декора ее обрамления, является «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» И. Е. Репина (1886). К выставке была проведена масштабная реставрация и самой картины, и ее уникальной рамы: все элементы обрамления были детально изучены, что позволило раскрыть их смысловое значение.

Некоторые произведения, необходимые для создания более полного представления о бытовании рамы в России, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Чтобы не нарушать логику ее построения, картины останутся на своих местах в залах основного здания в Лаврушинском переулке и будут снабжены специальными экспликациями. В их числе «Неравный брак» В. Д. Пукирёва (1862), «Апофеоз войны» В. В. Верещагина (1871) и «“Что есть истина?” Христос и Пилат» Н. Н. Ге (1890), «Демон поверженный» М. А. Врубеля (1902).

Проблема взаимоотношения произведения искусства и его границ находилась в сфере внимания искусствоведов, филологов, философов ХХ столетия. Одно из наиболее интересных рассуждений на эту тему принадлежит испанскому философу Хосе Ортеге-и-Гассету. В экспозиции будут представлены российские и зарубежные издания, в которых изложен опыт научной и выставочной работы с рамами.

На выставке представлены рамы, изготовленные из самых разных материалов и в различных техниках: прорезная резьба, мастичный декор; гипс и папье-маше, использование в декоре рам бархата и кружева, эмалей и драгоценных металлов. В ходе работ некоторым живописным произведениям были возвращены «родные» рамы, таким образом удалось восстановить изначальные «идеальные пары». При подготовке к выставке специалисты по реставрации деревянных основ и багета работали совместно с резчиками, восполнявшими крупные утраты. Научные консультации кураторам проекта оказывали сотрудники Института археологии РАН и Московского государственного университета леса.

К выставке подготовлен каталог, явившийся итогом работы большого научного коллектива авторов. Благодаря этому изданию многие уникальные рамы будут опубликованы впервые и тем самым введены в научный оборот. Помимо многочисленных иллюстраций, книга содержит статьи ведущих историков русского искусства, раскрывающие феномен рамы, особенности ее бытования на русской почве, ее «приключения» и трансформации на путях долгого исторического развития. Каталог содержит чрезвычайно ценный справочный материал: подробную библиографию по избранной теме, справочник терминов, а также справочник рамных мастерских и рамных мастеров. Работа по составлению этого необходимого справочника была предпринята впервые. В последние дни работы выставки, в ноябре 2014 года, пройдет открытая научная конференция, доклады которой будут посвящены как конкретным памятникам, так и теоретическим вопросам «философии рамы».

Помимо каталога, к выставке подготовлены: издание из серии «История одного шедевра», посвященное картине И. Е. Репина «Прием волостных старшин…» и ее раме, книга для детей «Про рамы и картины», детское лото.

В образовательную программу войдут лекции, встречи со специалистами и интерактивные детские занятия на выставке, а также викторина, в которой смогут принять участие все посетители. В рамках программы на выставке будет показан мультфильм Ф. С. Хитрука «Человек в рамке» (1966), а также специально подготовленные к выставке фильмы о технологии реставрации рам и о «диалогах» картины и рамы на примерах собрания Третьяковской галереи.

Обрамлению картины отведена важнейшая роль презентации произведения и обозначения границы его присутствия в пространстве. И если «правильная» рама способна подчеркнуть совершенство живописи или рисунка, то неверно подобранная может нивелировать достижения художника. Третьяковская галерея своей зрелищной и яркой выставкой представляет зрителям прекрасные примеры «диалога» картины и рамы и позволяет насладиться лучшими образцами драгоценных оправ.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140912_rama.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140912_rama.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878–1927) Четыре купальщицы у дерева. Эскиз для линогравюры. [1926] (19 × 14 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Натюрморт с букетом. Вторая половина 1920-х (51,5 ×34,5 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869–1940) Поющие крестьянки. 1933 (50,5 × 65 см)

Текущая ставка150000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».