Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.
СЕРГЕЕВ Николай Александрович (1855–1919) Тихая вода. Этюд. 1892.
Текущая ставка
300 000 RUB
Окончание торгов
14 Авг. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ВИТКОВСКАЯ Лидия Алексеевна (1977) Angels and Demons. 2019
Текущая ставка
16 000 RUB
Окончание торгов
14 Авг. 2020 12:00:00
РАТНЕР Владислав Исаакович (1926–2002) Летний день. 1976
Текущая ставка
25 000 RUB
Окончание торгов
14 Авг. 2020 12:00:00


Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси
ARTinvestment.RU   15 декабря 2009

Сегодня в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается выставка японской гравюры из частной коллекции А. С. Орлова-Кретчмера

Сегодня, 15 декабря, в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (31-й  зал) открывается выставка японской гравюры из частной коллекции А. С. Орлова-Кретчмера «Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси (1797–1861)».

Всего в экспозиции будет представлено 55 листов. Из них 51 лист составляет полную серию «Сэйтю Гисидэн», один лист является редким вариантом второго листа, и три листа составляют триптих, созданный художником одновременно с серией (это еще большая редкость, чем сама серия).

Таким образом, публика ознакомится с единственным в мире полным собранием гравюр. На выставке они будут впервые экспонироваться вместе с переводами биографий персонажей. Переводы выполнены М. В. Успенским, А. Марксом и М. В. Торопыгиной. Известный коллекционер, доктор социологических наук, профессор Александр Сергеевич Орлов-Кретчмер заинтересовался серией «Сэйтю Гисидэн» Куниёси и собирал по всему миру гравюры из этого цикла. То, что это было непростой задачей, подтверждает тот факт, что ни в одном из известных зарубежных и российских музейных собраний нет столь полной серии гравюр Куниёси «Сэйтю Гисидэн».

Серия ксилографий связана с реальной историей, произошедшей в Японии в 1701 году. Сорок семь самураев, после гибели своего хозяина стали ронинами, или воинами без сюзерена. Более года они вынашивали план возмездия, а затем зимой 1702 года в 14-й день 12-й луны напали на замок виновника гибели их хозяина, отрубили ему голову и возложили ее на могилу своего покойного сюзерена. Акты возмездия были запрещены в стране, поэтому поступок верных воинов всколыхнул всю страну. С одной стороны, воины нарушили закон, с другой — они следовали кодексу воина и долгу по отношению к своему господину. Верные самураи были приговорены к казни, но под давлением общественного мнения казнь была заменена почетной смертью через совершение харакири. Воины были захоронены рядом со своим хозяином на кладбище при храме Сэнгакудзи в городе Эдо (ныне Токио).

История сорока семи ронинов занимает в искусстве Японии место не менее значительное, чем само это событие в японской истории. Она стала излюбленной темой в литературе, театре и изобразительном искусстве Японии. Сюжет «Сорока семи преданных самураев» стал популярным и среди самых известных японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Огромное количество гравюр послужило иллюстрациями к пьесам, написанным для традиционного японского театра Кабуки. Пожалуй, ни одна другая тема в японском искусстве не может сравниться в популярности с историей вассальной преданности сорока семи самураев. Большинство художников второй половины XVIII — XIX века создавали работы на этот сюжет. Даже великий Утамаро, известный как певец женской красоты, или знаменитые пейзажисты Хокусай и Хиросигэ неоднократно обращались к пьесе «Канадэхон Тюсингура» («Сокровищница вассальной преданности»). Но самой популярной в Японии стала серия работ Куниёси.

Утагава Куниёси, прозванный при жизни «муся-э но Куниёси», или «Куниёси (рисующий) воинов», обратился к этой теме еще в самом начале своего творчества. В 1814 году вышла книга «Гобудзи Тюсингура» с его иллюстрациями. Кроме того, художник создал несколько серий с портретами героев этой пьесы. Поскольку в период Эдо (1603–1867) в Японии было строжайше запрещено изображать исторические события недавнего прошлого, действие пьесы было перенесено в конец XII века, а имена всем известных героев слегка изменены, но при этом они были настолько созвучны подлинным именам, что публика их легко узнавала.

Серия «Сэйтю Гисидэн» занимает особое место в творчестве Куниёси. Это самая первая серия мемориальных портретов сорока семи ронинов, послужившая образцом для подражания многим другим художникам. Серия была начата в августе 1847 года и завершена в январе 1848 года.

Художник обратился к широко известному и поощряемому правительством новому жанру муся-э (изображения воинов) и создал новый тип героического портрета, ставшего очень популярным в середине XIX века. Гравюры изображали легендарных воинов в сопровождении текстов, описывающих биографию или содержание их легендарного поступка, связанного с возмездием. Тексты к гравюрам написаны японским литератором Иппицуаном (настоящее имя Икэда Ёсинобу, 1790–1848).

Самоотверженный поступок сорока семи самураев в Японии чтят и в наши дни. Каждый год 14 декабря тысячи паломников посещают храм Сэнгакудзи в Токио, чтобы отдать дань памяти преданным воинам. В эти же дни в театрах Кабуки дают представления, а по телевизионным каналам показывают фильмы, посвященные подвигу сорока семи отважных воинов.

Выставка серии гравюр «Сэйтю Гисидэн» Утагава Куниёси — событие знаменательное для всех любителей искусства. Увлечение японской культурой пережили многие европейские страны в конце XIX — начале ХХ века. В России японские гравюры собирали такие известные коллекционеры, как Д. Щукин, С. Остроухов, художники И. Грабарь, Г. Нисский, М. Ларионов. В ГМИИ им. А. С. Пушкина тоже есть собрание японской гравюры, в основе которой — частная коллекция русского морского офицера С. Н. Китаева.

Коллекция А. С. Орлова-Кретчмера ранее не демонстрировалась ни в одном музее России. Открытие этой выставки будет сопровождаться презентацией альбома, изданного владельцем, в котором эта коллекция впервые опубликована: «Эстетика возмездия самурая» (Издательство Арт-бюро «Классика». Москва, 2009).

Выставка работает до 14 февраля 2010 года.

Источник: mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091215_kuniyosi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091215_kuniyosi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх