РАБИН Оскар Яковлевич (1928–2018) Лестница на Монмартре. 2017
Текущая ставка
160 000 RUB
Окончание торгов
14 Дек. 2018 12:00:00
ВОРОНОВА Люся (1953) У реки. 2018
Текущая ставка
47 500 RUB
Окончание торгов
14 Дек. 2018 12:00:00
ПОВЗНЕР Лев Александрович (1939) Глазастые ладони. 2001
Текущая ставка
19 000 RUB
Окончание торгов
14 Дек. 2018 12:00:00

Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси
ARTinvestment.RU   15 декабря 2009

Сегодня в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается выставка японской гравюры из частной коллекции А. С. Орлова-Кретчмера

Сегодня, 15 декабря, в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (31-й  зал) открывается выставка японской гравюры из частной коллекции А. С. Орлова-Кретчмера «Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси (1797–1861)».

Всего в экспозиции будет представлено 55 листов. Из них 51 лист составляет полную серию «Сэйтю Гисидэн», один лист является редким вариантом второго листа, и три листа составляют триптих, созданный художником одновременно с серией (это еще большая редкость, чем сама серия).

Таким образом, публика ознакомится с единственным в мире полным собранием гравюр. На выставке они будут впервые экспонироваться вместе с переводами биографий персонажей. Переводы выполнены М. В. Успенским, А. Марксом и М. В. Торопыгиной. Известный коллекционер, доктор социологических наук, профессор Александр Сергеевич Орлов-Кретчмер заинтересовался серией «Сэйтю Гисидэн» Куниёси и собирал по всему миру гравюры из этого цикла. То, что это было непростой задачей, подтверждает тот факт, что ни в одном из известных зарубежных и российских музейных собраний нет столь полной серии гравюр Куниёси «Сэйтю Гисидэн».

Серия ксилографий связана с реальной историей, произошедшей в Японии в 1701 году. Сорок семь самураев, после гибели своего хозяина стали ронинами, или воинами без сюзерена. Более года они вынашивали план возмездия, а затем зимой 1702 года в 14-й день 12-й луны напали на замок виновника гибели их хозяина, отрубили ему голову и возложили ее на могилу своего покойного сюзерена. Акты возмездия были запрещены в стране, поэтому поступок верных воинов всколыхнул всю страну. С одной стороны, воины нарушили закон, с другой — они следовали кодексу воина и долгу по отношению к своему господину. Верные самураи были приговорены к казни, но под давлением общественного мнения казнь была заменена почетной смертью через совершение харакири. Воины были захоронены рядом со своим хозяином на кладбище при храме Сэнгакудзи в городе Эдо (ныне Токио).

История сорока семи ронинов занимает в искусстве Японии место не менее значительное, чем само это событие в японской истории. Она стала излюбленной темой в литературе, театре и изобразительном искусстве Японии. Сюжет «Сорока семи преданных самураев» стал популярным и среди самых известных японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Огромное количество гравюр послужило иллюстрациями к пьесам, написанным для традиционного японского театра Кабуки. Пожалуй, ни одна другая тема в японском искусстве не может сравниться в популярности с историей вассальной преданности сорока семи самураев. Большинство художников второй половины XVIII — XIX века создавали работы на этот сюжет. Даже великий Утамаро, известный как певец женской красоты, или знаменитые пейзажисты Хокусай и Хиросигэ неоднократно обращались к пьесе «Канадэхон Тюсингура» («Сокровищница вассальной преданности»). Но самой популярной в Японии стала серия работ Куниёси.

Утагава Куниёси, прозванный при жизни «муся-э но Куниёси», или «Куниёси (рисующий) воинов», обратился к этой теме еще в самом начале своего творчества. В 1814 году вышла книга «Гобудзи Тюсингура» с его иллюстрациями. Кроме того, художник создал несколько серий с портретами героев этой пьесы. Поскольку в период Эдо (1603–1867) в Японии было строжайше запрещено изображать исторические события недавнего прошлого, действие пьесы было перенесено в конец XII века, а имена всем известных героев слегка изменены, но при этом они были настолько созвучны подлинным именам, что публика их легко узнавала.

Серия «Сэйтю Гисидэн» занимает особое место в творчестве Куниёси. Это самая первая серия мемориальных портретов сорока семи ронинов, послужившая образцом для подражания многим другим художникам. Серия была начата в августе 1847 года и завершена в январе 1848 года.

Художник обратился к широко известному и поощряемому правительством новому жанру муся-э (изображения воинов) и создал новый тип героического портрета, ставшего очень популярным в середине XIX века. Гравюры изображали легендарных воинов в сопровождении текстов, описывающих биографию или содержание их легендарного поступка, связанного с возмездием. Тексты к гравюрам написаны японским литератором Иппицуаном (настоящее имя Икэда Ёсинобу, 1790–1848).

Самоотверженный поступок сорока семи самураев в Японии чтят и в наши дни. Каждый год 14 декабря тысячи паломников посещают храм Сэнгакудзи в Токио, чтобы отдать дань памяти преданным воинам. В эти же дни в театрах Кабуки дают представления, а по телевизионным каналам показывают фильмы, посвященные подвигу сорока семи отважных воинов.

Выставка серии гравюр «Сэйтю Гисидэн» Утагава Куниёси — событие знаменательное для всех любителей искусства. Увлечение японской культурой пережили многие европейские страны в конце XIX — начале ХХ века. В России японские гравюры собирали такие известные коллекционеры, как Д. Щукин, С. Остроухов, художники И. Грабарь, Г. Нисский, М. Ларионов. В ГМИИ им. А. С. Пушкина тоже есть собрание японской гравюры, в основе которой — частная коллекция русского морского офицера С. Н. Китаева.

Коллекция А. С. Орлова-Кретчмера ранее не демонстрировалась ни в одном музее России. Открытие этой выставки будет сопровождаться презентацией альбома, изданного владельцем, в котором эта коллекция впервые опубликована: «Эстетика возмездия самурая» (Издательство Арт-бюро «Классика». Москва, 2009).

Выставка работает до 14 февраля 2010 года.

Источник: mkrf.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091215_kuniyosi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091215_kuniyosi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
  • 04.12.2018 Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5 Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
  • 28.11.2018 Левитан из Русского музея в Самаре На выставке «Исаак Левитан и современники» в Самарском художественном музее представлены работы И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, К. А. Коровина, В. А. Серова и др.
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 27

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх