Графика Владимира Ильющенко в Третьяковской галерее
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается экспозиция графического наследия Владимира Ильющенко. Эта выставка — дань памяти ушедшему художнику
Сегодня, 15 декабря, в 14.00 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (зал № 38) открывается экспозиция графического наследия Владимира Ильющенко. Эта выставка — дань памяти ушедшему художнику. Камерная ретроспектива охватывает все значимые периоды творчества неординарного мастера поколения рубежа 1960–70-х. Среди двух десятков работ из коллекции музея и собрания семьи художника — уникальные цветные офорты-монопринты, натурные рисунки из Поленово и его окрестностей, акварели 1980-х и абстрактные работы позднего периода «нулевых».
Владимир Иванович Ильющенко родился в 1936 году в поселке Константиновка, на востоке Украины, в семье потомственных столяров-краснодеревщиков. Его первые художественные впечатления связаны с цветными фантастическими птицами на белой стенке печи, которые каждый год наводила бабушка. В четырнадцать лет с легкостью поступил в Днепропетровское художественное училище.
Профессиональное становление Владимира Ильющенко пришлось на эпоху важных перемен в отечественном искусстве: учеба в столичном Суриковском институте на курсе Александра Дейнеки (1958–1964) совпала с периодом оттепели. Эти годы стали для него, как и для многих других, временем открытия европейского модернизма (Сезанн, Матисс, Брак, Моранди) и русского авангарда (Малевич), увлечения древнерусским искусством.
В. Ильющенко — человек из плеяды мастеров конца 1960–70-х, когда сдавал свои позиции социалистический реализм и стало возможным разнообразие авторских стилистических манер. Этому поколению принадлежат Лион и Злотников, Янкилевский и Турецкий, Кудряшов и Немухин, Дик и Колтунов, Жилинская и многие другие.
Сам художник определял свой стиль как «супрематический реализм». В его творчестве важное место занимают беспредметные произведения, но одновременно В. Ильющенко неразрывно связан с натурой. В его работах, даже беспредметных, нет сухости и ощущения схематизма — в них свежесть образа, живое дыхание непосредственно увиденного и человеческие эмоции.
Огромное место в его художественном сознании занимает переживание природы — нюансов ее состояния, ее красок, света, теней и солнечных пятен. Именно в пейзажах раскрылся его дар колориста. На пейзажных работах с чередованием плоскостей света и тени легко понять, как шел процесс обобщения цветовых пятен и выстраивания их в стройную систему пространственных планов.
Решение важнейшей для этого художника проблемы — построения цветом предметно-пространственных соотношений — неожиданно сближает камерный жанр натюрморта с пространственностью городских пейзажей. Небольшие композиции из нескольких сосудов обретают порой монументальность крупных архитектурных сооружений.
В. Ильющенко не художник отдельных шедевров, но мастер, чье творчество ценно своей цельностью и последовательностью. Оно не основывается исключительно на впечатлениях, а подчинено работе мысли, постановке пластических задач и их решению. Отсюда — аскетизм в выборе мотивов. Их кажущееся однообразие искупается богатством и разнообразием разработки цвета, композиции пятен, моделировки пространства. Таков мотив сидящего человека, довольно полно представленный на выставке. Несмотря на авторское определение, это не совсем портреты. Индивидуальное начало, делающее изображение портретом, возникает в них не из достоверной фиксации облика, а рождается из нюансов движения кисти, характера линий, тонкости цветовой гаммы.
Зная о колористической одаренности Владимира Ильющенко и об особой любви к цвету, интересно рассматривать сделанные его рукой черно-белые изображения. На выставке представлены небольшие карандашные рисунки интерьеров, в основном комнат знаменитого дома Поленовых. В сопоставлении с крупными декоративными работами они дают представление о широте художественного диапазона мастера.
Творчество Ильющенко, включающее беспредметность как конечный эпизод пластической эволюции искусства ХХ века, содержит в себе современное переживание вековых традиций мировой культуры.
Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, музеях и частных собраниях России, Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландов, США, Франции.
Выставка открыта для посетителей с 16 декабря 2009 года по 18 апреля 2010 года.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091215_ilushenko.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091215_ilushenko.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.