Art Investment

Художники и цены

«Сто театральных эскизов» Ивана Севастьянова в ЦДХ

  • Иван Севастьянов
  • Иван Севастьянов
  • Иван Севастьянов
  • Иван Севастьянов
  • Иван Севастьянов

Сегодня в 19.00 в ЦДХ (зал № 9, 2-й этаж) открывается выставка «Сто театральных эскизов» заслуженного деятеля искусств и народного художника РСФСР Ивана Васильевича Севастьянова (1920–2004).

Впервые за последние сорок лет любители искусства и театра смогут увидеть около ста работ замечательного театрального художника. На персональной выставке в Центральном Доме художника будет представлено десять живописных полотен, шестьдесят шесть графических эскизов декораций, выполненных в смешанной технике, и около тридцати эскизов костюмов, выполненных в основном акварелью. Все они созданы Иваном Севастьяновым к различным театральным постановкам, преимущественно в Новосибирске и Ленинграде — Санкт-Петербурге в 1945–1995 годы.

Куратор выставки Ксения Цанн-кай-си, автор-составитель каталога, изданного к проекту: «Весной 2006 года, собирая первый аукцион русской и советской живописи аукционного дома “Кабинетъ”, я впервые увидела работы Ивана Севастьянова в одном из букинистических магазинов Москвы. Тогда мне было известно о нем только то, что он достаточно долго работал главным художником театра оперы и балета им С. М. Кирова — бывшей-будущей Мариинки, — и после его смерти наследники продают его работы. Впрочем, по нескольким папкам с эскизами декораций и костюмов уже было понятно, что это лишь малая часть огромного наследия очень яркого и талантливого театрального художника. Мне досталось тогда около двухсот его работ. За несколько лет что-то из этих папок было раздарено друзьям, что-то выставлялось на аукционы, часть работ быта куплена знакомыми дизайнерами и архитекторами для интерьеров частных домов. Но большая часть так и пролежала в папках».

Конечно, наследие художника значительно обширнее: только в Саратове Севастьянов создал как художник более тридцати спектаклей, а еще несколько десятков — в Новосибирске и Ленинграде, многочисленные постановки в восьмидесятые годы в театрах стран тогда социалистического лагеря и союзных республик. Всего — около двухсот театральных постановок! Причем каждая постановка, — это несколько десятков, если не сотен листов картона или бумаги метрового размера, расписанных гуашью, темперой, акварелью. Каждый костюм — иногда для десятков действующих лиц в многоактных операх — проработан с удивительной тщательностью, вплоть до указания материалов, приколотых кусочками булавками к листам, перечисления фамилий артистов нескольких составов. Такая щепетильность была очень свойственна Александру Бенуа. У того только многочисленные надписи на эскизах — по-французски.

Иван Васильевич Севастьянов прожил долгую жизнь. Он родился в 1920 году в Саратовской губернии и скончался в 2004 году в Санкт-Петербурге. Учитывая время и место его жизни, остается только удивляться тому, насколько удачно сложилась его судьба. Тридцатые — начало сороковых годов в Саратове — это огромная удача для начинающего художника. Прежде всего это сам город, где «плотность» ярких и талантливых русских художников «на единицу времени и пространства» превышала все разумные пределы. И хотя в сороковые годы, когда Севастьянов учился и начинал работать, Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петрова-Водкина и Уткина в Саратове уже не было, все предпосылки для его обучения и жизни в уникальной художественной среде сложились.

Он учился на театрально-декорационном курсе Саратовского художественного училища. Вход в училище был, собственно, боковым входом в здание Радищевского музея. Музей, изначально сформированный А. П. Боголюбовым, с его уникальной коллекцией французской живописи (Александр III разрешил Боголюбову отобрать для музея ряд картин из запасников Эрмитажа, Императорская Академия Художеств была дарителем музея), к сороковым годам двадцатого века оказался — одно из парадоксальных деяний советской власти — укомплектован первоклассной русской живописью новейшего времени. Работы Кончаловского, Головина, Ульянова, Лентулова, Малевича, Крымова, Розановой, Экстер, Шевченко вошли в экспозицию музея наряду с картинами великих саратовцев. Все это вместе давало возможность получить поистине европейское художественное образование в сотнях километров от Москвы и Ленинграда и в тысячах — от европейских столиц.

В училище он был учеником И. Щеглова и Б. Миловидова, ученика Уткина. В годы войны — опять же к вопросу относительно времени и места в его судьбе — он стал учеником и помощником В. Дмитриева, главного художника эвакуированного в Саратов МХАТа, в молодости — ученика Петрова-Водкина и студийца экспериментальной студии Вс. Э. Мейерхольда. После войны — учеником Н. Гущина, одного из выдающихся художников русского зарубежья. Тот опять же оказался в Саратове «благодаря» запрету на проживание в столице после возвращения из эмиграции в 1947 году. Тогда же вернулся в Саратов после десяти лет сталинских лагерей еще один яркий художник, человек из осколков Серебряного века — Валентин Юстицкий.

В 1940 году Севастьянов пришел на работу в театр. А в 1945-м он уже главный художник Саратовского театра оперы и балета. В том году здесь ставили «Фауста» Ш. Гуно. От этого «Фауста» в коллекции остался выполненный маслом эскиз декорации I действия.

С 1952 года Севастьянов был главным художником Новосибирского театра оперы и балета. Это, пожалуй, самый плодотворный период в его жизни. Десятки постановок. В самом, кстати, большом российском театре. Сцена глубиной 30 метров с колосниками высотой 29,5 метра. Большой зал вмещает почти 2 000 зрителей. И все это великолепие — в распоряжении главного художника театра. В Новосибирске Севастьянов поставил «Чародейку», «Майскую ночь», «Садко», «Ромео и Джульетту», «Сказку о царе Салтане», «Лебединое озеро», «Бориса Годунова» и многое другое, — почти весь классический оперный репертуар и множество балетов. Там же были поставлены и многие экспериментальные вещи: опера венгерского классика Френца Эркеля «Банк Бан», балет китайца Чжан Сяо-ху «Драгоценный цветок лотоса». Работая в Новосибирске, Севастьянов получил звание народного художника РСФСР. Это много значило в художественной иерархии в шестидесятые годы прошлого столетия. Собственно, это и сегодня остается одним из критериев профессионализма художника и реальной оценкой его достижений. «Народный художник» при советской власти, чтобы там не говорили, это как звание «классного художника» в царской России.

В 1963–1976 годах Севастьянов работал в Кировском театре в Ленинграде. Одни из самых красивых эскизов этого периода — к «русским» операм и балетам — опубликованы в изданном к выставке каталоге. «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Царская невеста» — неизменная часть оперного репертуара любого российского театра. Здесь у Севастьянова было много предшественников: от Билибина, Коровина, Добужинского, Головина до Рериха и Федоровского. Все они в той или иной мере повлияли на его художественный стиль. Работы Севастьянова, безусловно, находятся в общей традиции русского театрального искусства.

На протяжении всей своей жизни Севастьянов был востребован как художник. С 1952 года он участвовал во всех крупнейших выставках театрально-декорационного искусства. А в 1971 прошла персональная выставка в Москве.

Наследие художника Ивана Севастьянова — многократно больше представленного в каталоге и на выставке. Его, несомненно, будут изучать искусствоведы и историки театра — и можно только позавидовать тому, кто будет работать в будущем с этими яркими, живыми, мастерски и талантливо сделанными работами, достойными не одной небольшой выставки, а большого ретроспективного показа, красивого фильма, подробной книги.

Надо отметить, что эта выставка будет интересна как взрослым любителям и ценителям изобразительного искусства и театра, так и детям — ведь на ней представлены иллюстрации к классическим театральным постановкам, в том числе и к многочисленным сказкам.

Выставка открыта с 5 по 17 мая 2009 года в ЦДХ (Крымский вал, 10) зал № 9 (2-й этаж).

Источник: пресс-релиз ЦДХ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090505_ivan_sevastyanov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090505_ivan_sevastyanov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817–1900) Корабль в море. Конец XIX века (11 × 8,6 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

СТЕРЛИГОВ Владимир Васильевич (1904–1973) Люди. Разговор с Пикассо. 1957 (34,7 × 49,7 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЛЕБЕДЕВ Владимир Васильевич (1891‒1967) [На ринге] (30,2 × 39,3 см)

Текущая ставка10000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».