- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
«Товарищество пролетарского искусства» возрождается в Эрмитаже
ARTinvestment.RU 18 марта 2009
В Эрмитаже проходит выставка произведений из коллекции основателя немецкого «Товарищества пролетарского искусства» Фридриха Брасса
«“Товарищество пролетарского искусства” Фридриха Брасса. Коллекция немецкого авангарда в Советской России». Так называется выставка, которая проходит сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа. Она посвящена истории первой коллекции современного европейского искусства, привезенной в Советскую Россию после революции. Экспозиция, насчитывающая около 170 графических работ, подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств и Научной библиотекой Российской Академии художеств.
«Товарищество пролетарского искусства» (Genossenschaft fur proletarische Kunst), основанное в Берлине в начале 1920 года, соединяло цели коммерческого предприятия (то есть было собственно кооперативом, объединившим художников, сообща занимавшихся продажей своих произведений) и организации сугубо социального и политического характера. Среди членов Товарищества были как уже известные мастера немецкого экспрессионизма — Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Роттлуф, Отто Мюллер, Христиан Рольфс, так и художники молодого поколения, начало творческой карьеры которых относится ко времени после окончания Первой мировой войны. Среди них берлинцы Жорж Гросс, Людвиг Майднер, Макс Каус и Эрих Годал, Конрад Феликсмюллер и Вальтер Якоб из Дрездена, Рюдигер Берлит из Лейпцига, Густав Генрих Вольф, Вальтер Граматте и Карл Опферман из Гамбурга, Франц Зайверт из Кельна, Арнольд Шмидт-Нихиол из Ворпсведе, Макс Бурхарц и Рейнхард Хилькер из Хагена, Рудольф Хайниш из Франкфурта-на-Майне и другие. Особую ценность коллекции придает разнообразие составивших ее имен, представляющее живой срез современного немецкого искусства 1920 года, в котором вместе сосуществуют явления разного художественного и эстетического достоинства.
В Товариществе были представлены новейшие течения современного немецкого искусства от югендстиля (Зигфрид Берндт) и раннего экспрессионизма мастеров группы «Мост» (Шмидт-Роттлуф, Хеккель) до дадаизма (Жорж Гросс). При всем различии художественных взглядов на короткое время этих мастеров смогла объединить идея «пролетарского» искусства.
Основателем «Товарищества пролетарского искусства» был Фридрих Вильгельм Брасс (Friedrich Wilhelm Brass). Он родился в Прирейнской провинции Пруссии в городе Крефельде в 1873 году в рабочей семье. В сохранившихся документах он называл себя художественным ремесленником или торговцем произведениями искусства. Некоторое время он работал в Крефельде в литографской мастерской и, видимо, по профессии был печатником. В 1905–1908 годах Брасс содержал в Крефельде художественный салон, торговавший произведениями старого и нового искусства, книгами и журналами по искусству. Это торговое предприятие достаточно быстро потерпело крах.
Начинание Брасса в 1920 году в Берлине должно было сочетать коммерцию и политику; расчет, видимо, был на то, что в ситуации революционного подъема новое искусство может найти спрос в самых широких рабочих кругах. Торговать Брасс собирался преимущественно недорогими произведениями печатной графики, значительная часть которой имела политический, пропагандистский характер. Однако сказалось отсутствие у Брасса сколько-нибудь существенных материальных средств. Собственного выставочного помещения у Товарищества не было. Брасс основал и издательство Товарищества, но смог опубликовать только серию литографий Эриха Годала «Революция» и портреты Карла Либкнехта, выполненные Арнольдом Шмидт-Нихиолом. Это предприятие просуществовало недолго, было ликвидировано; все, что находилось тогда в Товариществе у Брасса, было продано в октябре 1920 года в Россию.
История приобретения коллекции
Коллекция Genossenschaft fur proletarische Kunst была привезена в Россию в ноябре 1920 года, когда в Петроград из Германии вернулась делегация, возглавляемая председателем Исполкома Коминтерна Г. Е. Зиновьевым, который ездил на съезд Независимой социал-демократической партии Германии. Это был первый официальный выезд советских вождей за рубеж после революции.
Зиновьева в поездке сопровождал Илья Ионович Ионов (1887–1942), профессиональный революционер, много лет проведший в тюрьмах и ссылке. Ионов увлекался литературой, писал стихи. В ранней молодости недолго работал в типографии. После революции Илья Ионов был назначен главой Государственного Издательства в Петрограде, организовал издательство, печатавшее политическую, научную, учебную и художественную литературу, контролировал деятельность всех типографий в городе, частные издательства и даже осуществлял некоторое время цензурные функции. Во время краткой поездки в Германию Ионов закупил значительное количество различных товаров, прибывших в Петроград морем. Среди описи приобретенного Ионовым имущества в корабельной грузовой описи упомянута «посылка от Брасса 4 ящика, рулон и упаковка книг». Так коллекция Genossenschaft fur proletarische Kunst оказалась в России.
Вероятно, Ионов, имевший доступ к деньгам Коминтерна, купил у Брасса все, что имелось тогда в распоряжении Genossenschaft. Все произведения из этой коллекции имеют на обороте штамп Genossenschaft и надпись, сделанную рукой Брасса. Обнаружить работы с таким штампом в музейных собраниях Германии не удалось.
В Петрограде изначально коллекция хранилась в Госиздате, располагавшемся в Доме книги на Невском проспекте. Поскольку никакой описи в 1920 году, очевидно, составлено не было, то состав коллекции, попавшей в Россию, не известен. Сейчас удалось обнаружить 260 графических работ, находящихся в Санкт-Петербурге, — в Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и Научной библиотеке Российской Академии художеств.
Помимо этого, с коллекцией Брасса в Петроград попали редкие полные комплекты художественных изданий военных лет — «Кригсцайт» и «Билдерман», а также тетради «Шаффенден» за 1919–1920 годы, в которых сотрудничали наиболее значительные графики Германии того времени (всего около четырехсот гравюр и литографий). Таким образом, в конце 1920 года в Петрограде оказалась наиболее представительная коллекция современной немецкой графики за пределами Германии, демонстрирующая развитие искусства этой страны в первые десятилетия ХХ века работами самого высокого уровня.
В начале 1920-х годов много работ попадает в руки крупнейших петроградских собирателей современной графики И. И. Рыбакова, В. В. Воинова, Я. М. Каплана, Г. С. Верейского. Рано или поздно работы немецких мастеров из собрания Товарищества, бывшие в частных коллекциях в 1920–30-е годы (и даже позже — до 1980-х годов), попадают в Эрмитаж. Начиная с 1920-х годов музей считает формирование коллекции современного западного искусства одной из своих приоритетных задач. Произведения из коллекции Брасса стали основой собрания современного немецкого искусства в Эрмитаже.
Однако, появившаяся осенью 1920 года в Петрограде, эта коллекция нашла для своего восприятия почву максимально неблагоприятную. Для советского авангарда работы немецких мастеров, после творческих экспериментов Малевича, Татлина, Филонова, были недостаточно революционны. Для художников реалистических направлений никакой потребности в немецкой революционной патетике не было.
Отдельные произведения из состава коллекции на несколько лет стали экспонатами огромной выставки печатной графики XV–XX веков, устроенной в Музее Академии художеств в 1927–1929 годах. Затем они надолго оказались в запасниках Академии и Эрмитажа. В предвоенную пору и позже немецкий экспрессионизм находился фактически под запретом. Только во второй половине 1950-х годов произведения из коллекции Брасса снова могли быть показаны на выставке немецкой графики конца XIX — начала XX века в Эрмитаже. Но к этому времени история происхождения работ была уже полностью забыта, а сам немецкий экспрессионизм, лишившись некогда столь раздражавшей зрителей политической окраски, воспринимался в широком контексте художественных преобразований европейского искусства начала ХХ века.
Забыто оказалось «Товарищество пролетарского искусства» Фридриха Брасса и в Германии. В ходе борьбы с «дегенеративным» искусством нацисты уничтожили большую часть работ экспрессионистов, хранившихся в музеях Германии. Сейчас в немецких художественных собраниях сохранилось лишь несколько листов, отпечатанных в издательстве Брасса. Столь же жестока оказалась история и к тем молодым художникам, которые сотрудничали в Товариществе. Их биографии, судьбы их работ тесно переплелись с опустошительными событиями фашистского террора в области искусства и войны. Они были запрещены, гонимы, их наследие беспощадно уничтожали пожары и бомбардировки. Поэтому так высока ценность сохранившейся в России коллекции Товарищества, которая представляет исключительную по полноте и разнообразию картину яркой и интересной художественной жизни Берлина 1920 года.
Выставка в Эрмитаже впервые вновь собрала произведения, происходящие из Genossenschaft fur proletarische Kunst, и поставила целью привлечь внимание к этому интересному эпизоду русско-немецких художественных связей и забытой даже в Германии художественной организации Брасса.
Экспозиция открыта до 21 июня.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090318_german_avant_garde.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090318_german_avant_garde.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю