Анатолий Боровков о книжных русских торгах Christie’s
ARTinvestment.RU   04 июля 2019

9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»

       Посмотреть эту публикацию в Instagram               

Книжник Анатолий Боровков рассказывает об уникальных лотах русского книжного аукциона Christie's 9 июня. Чттайте обзор на сайте artinvestment.ru #боровков #коллекциякраснова #книжныйаукцион #christies

Публикация от ARTinvestment_RU (@artinvestment_ru)

На торгах The Golden Age of Russian Literature. A Private European Collection представлен внушительный ряд книг ряд книг, описанных в малотиражном каталоге «Прижизненные издания русских писателей XVIII — начала XX века в собрании Михаила Петровича Краснова». Каталог вышел в Москве в 2012 году. Он содержит иллюстрации и библиографические описания 464 изданий, выполненные Еленой Горской — экспертом, аккредитованным Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров.

На аукционе 9 июня выставлен 121 лот. Для библиофилов это праздник: там будут настоящие редкости. Перечислю лишь несколько лотов, которые представляют особый интерес.

1. Чехов А.П. «Сказки Мельпомены» 1884 г.: первая книга мирового классика с автографом автора. Оценка аукциона $25 000–38 000. Описана в каталоге Краснова под номером 426, илл. на стр. 164. Кроме нее, на аукционе выставлен большой ряд работ Чехова и даже с автографами, но цены на них иногда даже меньше, чем на российских аукционах.

2. Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание»: первое издание 1867 года, оценка $19 000–25 000, в каталоге Краснова № 149, илл. на стр. 63.

3. Достоевский Ф.М. «Бесы» 1873 г.: первое и единственное при жизни автора издание, все три тома в издательских обложках, что является огромной редкостью. Лот с оценкой $25 000–37 000. Представлен в каталоге собрания Краснова № 152, илл. на стр. 65. Также интересно первое издание 1874 года романа «Идиот» с оценкой $19 000–25 000. Достоевский — классик мировой литературы, некоторые его произведения проходят в зарубежных школах. В 2021 году весь мир будет справлять 200-летие со дня рождения писателя, и думаю, цены на его первые издания еще поднимутся.

4. Редчайшее издание первой книги Афанасия Фета «Лирический пантеон», отпечатанное в 1840 году, весь тираж которого сам автор и уничтожил из-за плохих отзывов критиков. Безусловная редкость для русского рынка, но не имеющая никакого интереса для мировой литературы. Его оценка $25 000–37 000. Думаю, что вряд ли уйдет. Хотя хотел бы и ошибиться. Очень редкое издание. Я сам всего один раз в руках держал, и то без двух страниц.

5. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки», оценка $88 000–126 000. На мой взгляд, вряд ли пройдет, хотя после предыдущего книжного Christie’s Гоголь стал рекордсменом по ценам. Вероятно, его скупают украинские коллекционеры.

6. Грибоедов А.С. «Молодые супруги», 1815 год. Первая прижизненная книга автора. Необрезанный экземпляр в редчайшей гравированной обложке, которую вряд ли кто видел. Настоящий коллекционный экземпляр, в каталоге Краснова № 76, илл. стр. 39. Оценка вполне приемлемая, $5 000–7 500. В Москве худшие экземпляры продавались дороже.

Наконец, «наше все» — А. С. Пушкин! Думаю, что у всех реальных покупателей и коллекционеров Пушкин присутствует в достаточно полном объеме, поскольку его издания всегда бережно собирались коллекционерами и их коллекции дошли до наших дней. Но в данном аукционе хочу отметить несколько ценных изданий «солнца русской поэзии».

7. «Руслан и Людмила» — первая книга Пушкина 1820 года. Экземпляр хорош тем, что имеет фронтиспис А. Оленина, который прилагался не ко всем экземплярам; более того, данный экземпляр находился на выставке С. Лифаря в 1937 году в Париже, о чем свидетельствует наклейка на последнем форзаце. Оценка $63 000–101 000. Найдется ли новый коллекционер, чтобы приобрести этот экземпляр за такую цену?

8. Очень редкое первое издание «Стихотворений Александра Пушкина» 1826 года. Книга вышла сразу после подавления восстания декабристов и стала редкой еще при жизни Пушкина. А сейчас и подавно. Оценка лота $48 000–56 000, что совсем не дорого для этого издания.

9. Самым ценным и самым редким на этом аукционе является 16-страничное издание Пушкина совместно с Вас. Жуковским «На взятие Варшавы» 1831 года (лот № 100). И хотя библиографы указывают на тираж издания в 2 400 экземпляров, его невозможно найти на книжном рынке. Более того, я видел два фальшивых экземпляра этого издания, подчеркивающих его востребованность среди коллекционеров. Предлагаемый на аукционе экземпляр, безусловно, подлинный, он описан в каталоге Краснова под номером 351, илл. на стр. 134. Оценка книги более чем скромна по сравнению с другими пушкинскими изданиями — $25 000–37 000. Думаю, что это издание поднимется в цене и за него повоюют коллекционеры. В целом интересны почти все издания Пушкина с сохранившимися печатными обложками, а они присутствуют на данном аукционе.

10. Крылов И. «Почта духов» редка, но цена книги явно завышена — $31 000–44 000. Вероятно, владелец при оценке опирался на цену приобретения им этого экземпляра. То же самое можно сказать и о первой книге «Басен» Крылова 1809 года. Издание, безусловно, редкое, но цена в $63 000–100 000, на мой взгляд, великовата. Вот был бы на нем автограф автора, то еще куда ни шло.

11. Первое прижизненное издание М.Ю. Лермонтова «Стихотворения» 1840 года — достойная вещь с достойной ценой в $37 000–64 000.

12. Редкая первая книга стихов Н.А. Некрасова «Мечты и звуки» 1840 года. Почти весь тираж сам автор уничтожил и никогда даже не включал эти юношеские стихи в свои издания. Автор практически не известен в мире и при оценке в $31 000–44 000, несмотря на безусловную редкость, книга вряд ли уйдет.

13. Интересна для российских коллекционеров «Ироническая песнь о походе на половцев…» 1800 года издания, в сегодняшнем обиходе просто «Слово о полку Игореве», которое на сегодня является первоисточником этого памятника русской литературы. (Как известно, сама рукопись сгорела в 1812 году во время пожара Москвы.) Как считают библиографы, на сегодня сохранилось чуть более 60 экземпляров этого издания. Но оценка данного экземпляра все равно великовата — $37 000–50 000.

Кроме перечисленных находок для коллекционеров, в каталоге есть редчайшие издания Серебряного века с автографами Н. Гумилева, М. Цветаевой, В. Маяковского, О. Мандельштама и др. Думаю, что владелец считает, что их очередь для аукциона еще не пришла. В интервью журналу «Секрет фирмы» № 17 от 07.05.2007 года Михаил Краснов сказал: «В свое время я поверил друзьям-искусствоведам, которые подсказали: сейчас благоприятный период, и за сравнительно небольшие деньги можно приобретать очень качественные вещи. Так я начал собирать прижизненные издания классиков русской литературы и русскую живопись ХХ века. Расчет оказался верным. Например, картины за последние пять лет выросли в цене в десять раз». Интересно, на сколько выросли цены на приобретенные Красновым много лет назад издания русских классиков? Заработает ли он на продаже коллекции? Впрочем точно это будет знать только он сам. И возможно, что сейчас мы снова переживаем благоприятный период для приобретения качественных вещей. Цена за самое дорогое русское издание сегодня не превышает $300 000, а цены на ряд иностранных давно уже способны превышать $1 000 000. Кто знает, снимут санкции, разрешат свободный вывоз для продаж на международных аукционах с оплатой пошлин и налогов, выделят нужные, реальные деньги для приобретения библиотеками и музеями книжных и других необходимых им редкостей. И тогда цены на антикварные книги вырастут.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх