Открыты первые в новом году торги AI Аукциона!
ARTinvestment.RU   06 января 2020

В каталоге 311-го аукциона — тридцать лотов: четырнадцать живописных работ, десять листов оригинальной и два — печатной графики, три работы в смешанной технике и одна авторская фотография

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 311.

Раздел русского искусства первой половины XIX — начала ХХ века открывает литография «Боровицкая башня Московского Кремля» (1843) французского мастера Андре Дюрана. В 1839 году Андре Дюран, французский художник, рисовальщик, литограф и выдающийся мастер видового жанра, на средства известного мецената Анатолия Демидова предпринял поездку по русским городам, во время которой выполнил множество рисунков с натуры, зарисовывая все самое интересное из того, что встретилось ему в пути. Анатолий Демидов финансировал поездку, подготовку литографий, которая длилась почти десять лет, а также издание альбома литографий под названием «Живописное и археологическое путешествие по России, предпринятое в 1839 г. под руководством Анатоля Демидова», к которому относится и наш лист. Альбом, включающий в себя 100 произведений, вышел в 1849 году (источник: museum.ru).

1860-ми годами датируют эксперты портрет «Спящий (Набоков)», выполненный выдающимся (обратите внимание, так считают эксперты и мы вместе с ними) русским живописцем и графиком Василием Петровичем Верещагиным. В истории русской живописи знаменитых Верещагиных было несколько — членов одной семьи (из которой происходит наш сегодняшний автор) и однофамильцев. Василий Петрович Верещагин во время учебы в Императорской Академии художеств был удостоен двух золотых медалей, получил по окончании курса звание классного художника первой степени и право пенсионерской поездки за границу; после шести лет работы в Европе в качестве пенсионера ИАХ и по возвращении из-за границы ввиду «замечательных трудов» получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на пять лет работы в России. Позже, минуя звание академика, был удостоен звания профессора и многие годы преподавал в ИАХ. На рисунке изображен соученик художника по ИАХ и будущий академик архитектуры Н. В. Набоков. Верещагин выбрал сложный для исполнения ракурс и блестяще выполнил этот маленький рисунок.

Следующая работа раздела — тушевый рисунок Александра Николаевича Бенуа «Филипп, герцог Орлеанский» (1905–1906), выполненный с гравюры Клода Огюста Берея (Claude-Auguste Berey, 1660–1730) «Philippe de France, Duc d’Orléans. Frere unique du Roy» (1697). Как отмечает эксперт, творчество художников, работавших для французских модных изданий конца XVII — начала XVIII века, было хорошо знакомо и любимо А. Бенуа, писавшим, что произведения мастеров, изобразивших «в серии ремесленно-тонких гравюр интимную жизнь Версальского двора… бесценны для истории быта и одежды». В 1905–1907 годах А. Бенуа много работал во французских библиотеках, например в библиотеке Версаля, обладающей крупной коллекцией гравированных костюмов. Очевидно, в это время был сделан и наш рисунок, который вместе с другими материалами художник использовал при работе над историческими исследованиями и в оформлении спектаклей. Вместе с тем (эксперты это подчеркивают) рисунки «обладают всеми признаками авторской манеры А. Бенуа. <…> Исполненные с гравюр, они, безусловно, представляют авторское прочтение первоисточника. Художник как бы “оживляет” печатную технику, возвращая свежее ощущение оригинального рисунка. Характер преображения источника позволяет понять особенности формирования пластического языка графики А. Бенуа, его удивительного, самобытного рисовального почерка, укорененного в искусстве прошлых эпох, хранящего “эхо прошедшего времени”».

Следующие две работы, без преувеличения, великих русских сценографов представляют блестящую эпоху театральной графики начала ХХ века. Эскиз костюма великана Фазольда к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» (1905) был выполнен Александром Яковлевичем Головиным для постановки Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Немногим позже, в середине 1910-х годов, для того же театра Константин Алексеевич Коровин создал эскиз костюма мужчины в восточных одеждах к опере А. С. Танеева «Метель».

Довольно большим периодом, 1910–30-ми годами, эксперт датирует живописное произведение «У стен монастыря» Владимира Николаевича Аралова, ученика А. Е. Архипова и А. М. Васнецова. Художник живо и глубоко интересовался Русским Средневековьем, его архитектурой, его людьми, написал несколько картин с видами Москвы XVII столетия, и очевидно, работу, которая вошла в наш каталог, можно рассматривать как очередное воплощение искренней увлеченности мастера этим интереснейшим периодом русской истории.

Произведения русских художников 1920–50-х годов составили следующий раздел каталога.

Открывает его «Атлантида», лист VII из альбома автолитографий Константина Федоровича Богаевского «Автолитографии : Двадцать рисунков, исполненных на камне автором», увидевшего свет в 1923 году. Узнаваемый стиль Богаевского был близок эстетическим принципам стилистики символизма. В большей части его живописных и графических работ запечатлены виды Киммерии в восточной части Крыма, однако они производят впечатление вымышленных, нереальных пейзажей, словно существующих вне времени. Для этого он сознательно избавлял композицию от случайного и сиюминутного (например, изменчивого освещения), выбирал, как правило, низкую точку зрения, благодаря чему добивался эпического размаха. По словам художника, ему хотелось создать «другой, фантастический мир». И это роднит его произведения с прозой Александра Грина, столь же фантастической, столь же наполненной романтикой и силой описаний и образов.

Холст «Апрель» (1923–1924 (?)) Николая Яковлевича Белянина — прекрасный образец пейзажного творчества художника. Белянин получил солидное художественное образование (учился в рисовальной школе А. О. Карелина в Нижнем Новгороде; в Казанской художественной школе (1906–1912) у Г. А. Медведева, Н. И. Фешина, П. П. Бенькова; в Петербурге (Петрограде): в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1912–1916) у П. Е. Мясоедова, В. В. Беляева, в мастерской Н. Н. Дубовского (с 1914), Государственных свободных художественных учебных мастерских (1921–1922) у А. А. Рылова), пять лет отвоевал на фронтах Первой мировой и Гражданской войн (1916–1921), в 1923-м приехал в Москву и с этого времени полностью посвятил себя искусству. Много ездил по стране, работал, писал, экспонировался и преподавал. Пейзажи Белянина хранятся во многих музеях страны (посмотреть можно в Госкаталоге РФ), и наша работа очень достойно представляет его творчество.

Автор холста «Пейзаж с коровами» (1939) Михаил Никитич (Микаэл Мкртичевич) Аветов родился на Востоке, в Туркмении, и большая часть его творчества (несмотря на ранний переезд, учебу и жизнь в Москве) была так или иначе проникнута духом Востока. Его среднеазиатские холсты как будто выбелены солнцем, но пейзажи средней полосы, которые он мастерски писал (и наш пейзаж именно таков), — насыщены цветом, яркими красками его богатейшей палитры.

В 1953 году создана нежная акварель «Наездница в шляпе с черным пером» Артура Владимировича Фонвизина (читайте о нем на AI: «Художник недели: Артур Фонвизин»). Мистическая легенда, описанная в воспоминаниях, гласит, что в детстве он долго, чуть ли не до семи лет, не говорил, был сильно замкнут в себе. Но всё изменилось в одночасье: однажды отец отвел ребенка в цирк Чинизелли, и там, на фоне сильного потрясения, у мальчика произошел эмоциональный прорыв. Так что все эти наездницы, лошади, циркачки — это переживания из детства, во взрослой жизни превратившиеся в любимый мотив. Но взрослый мастер, работая над листами акварелей, использует профессиональные знания и умения и решает сложные и разнообразные художественные задачи. «Художник много времени проводит на репетициях в цирке, в высшей школе верховой езды. Эти впечатления… синтезируются в одной из самых больших акварельных серий — серии “Цирк”. Художник вновь и вновь обращается к одной из своих любимых тем — наездница на лошади. Для нее Фонвизин находит не только многочисленные варианты положений всадника и лошади, при новом цветовом решении — это каждый раз новый образ, который создает активная творческая воля художника, переосмысляющего мир в пластических формах» (Галина Загянская. Артур Владимирович Фонвизин. — М. : Советский художник, 1970. С. 20).

«…главное место в творчестве Фонвизин отводит своим знаменитым наездницам. Сколько листов на этот сюжет написал мастер, подсчитать вряд ли удастся. Известно, что эта тема занимала художника всю жизнь. Его циркачки на лошадках, как правило, изображены вне конкретной обстановки — например, на цирковой арене, — а написаны на условном цветном фоне или на белом листе бумаги, чуть подсвеченном окрашенной водой. Эта невероятная сюита искрится импровизаторским даром художника. Казалось бы, ну сколько раз можно написать, не повторяясь, женскую фигурку, сидящую верхом на лошадке? А фантазия художника не знает границ: наездница то сидит на лошади, то стоит, то одета в трико, то в пачку, а то вообще полуобнаженная! А сами лошади — разнообразной масти в разноцветных попонах — то стоят, то гарцуют, то важно вышагивают полные грации и изящества!» (Валерий Силаев. Уникальный художник // Артур Фонвизин. Акварели / Альбом-каталог. — М. : Виртуальная галерея, 2019. )

Небольшой этюд «Новый Свет» (середина 1950-х) мастера пейзажной живописи Ростислава Николаевича Барто возвращает нас в Крым, над серией видов которого художник работал в 1957–1958 годах.

Самый большой и любимый многими нашими участниками раздел каталога — творчество шестидесятников.

Акварель «Первоптицы» (1960–1961), отмечает эксперт, «уникальная и редкая ранняя работа известного московского художника-нонконформиста Николая Евгеньевича Вечтомова, входившая в цикл его космогонических вещей “Миллион лет до нашей эры”. Она написана в характерной для этого периода творчества Вечтомова сложной по письму манере, с интересным, выдуманным “научно-фантастическим” сюжетом и своеобразным философским взглядом и отношением автора к Мирозданию, Вселенной».

Не за силу, не за качество
Золотых твоих волос
Сердце враз однажды начисто
От других оторвалось.
Я люблю тебя ту самую —
Все нежней и все тесней,
Что, назвавшись мне Оксаной,
Шла ветрами по весне.
                        Николай Асеев (источник: izbrannoe.com)

Здравствуй, солнышко, мой свет,
голубая с тенью.
У любви один ответ —
здравствуй, Ксения.
...Здравствуй, розочка и цвет,
незабудка милая. Мой всегда тебе совет
взять меня из Свиблова.
                        Анатолий Зверев (источник: izbrannoe.com)

«Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь» (источник: izbrannoe.com). Анатолий Тимофеевич Зверев нарисовал и написал, наверное, сотни портретов этой удивительной женщины. Вдову замечательного поэта Николая Асеева, одну из «муз русского футуризма» Оксану Михайловну Асееву и Зверева разделяли десятилетия, но всякий раз рукой художника водила искренняя привязанность и любовь. В его глазах она была всегда молодой, такова она и на нашем рисунке «Без названия (Портрет О. М. Асеевой)» (1967).

И еще один женский портрет в каталоге — рисунок пастелью «Без названия (Женский портрет сиреневый)» Игоря Васильевича Ворошилова. Фантазийный, как всегда у художника, женский образ — легкий, изящный, непосредственный и очень трогательный.

Недатированные графические «Звери» Валентины Евгеньевны Кропивницкой необычайно притягательны. В акварелях, разноцветных карандашных рисунках, в тушевых композициях и линогравюрах, в лесу, в деревне, на берегу пруда, на болоте, у реки… художница рисовала их тихими мудрыми философами. Наша вещь более эмоциональна, чем и не совсем обычна, и интересна.

Масло «Без названия (Композиция с белой фигурой)» (1970) Элия Михайловича Белютина узнается с первого взгляда: почти полутораметровая работа, сильно вытянутая в высоту, крупная вертикальная фигура в самом центре композиции, лаконичное, почти двуцветное колористическое решение картины, использование процарапывания — всё это характерные черты авторской манеры художника 1970-х годов.

В том же 1970 году выполнен картон «Без названия (Композиция с фигурой в желтых тонах)» Владислава Константиновича Зубарева. Соседство учителя и ученика, Элия Белютина и Владислава Зубарева, очень интересно. Такая же вытянутая вертикальная композиция, вполне различимая фигура, но если к белютинской картине вполне применимы понятия сдержанности и своего рода элегантности, то работа Зубарева более резкая, взлохмаченная, открытая и непосредственная в выражении эмоций. «После встречи с Белютиным большая часть жизни Зубарева проходила в студии “Новая реальность”. Он сам делил свою жизнь на две неравные части — до и после встречи с Учителем. 1970-е годы для Зубарева стали переходным периодом. В это время он уже не просто сложившийся художник. Он стремительно набирает теоретический потенциал. <…> Его работы периода белютинской студии (до 1977 г.) полны экспериментальным азартом. Это плотная, богато разработанная в цвете, страстная и рациональная одновременно живопись» (источник: ru.wikipedia.org).

Работа в смешанной технике «Без названия (Композиция)» (1974) Петра Ивановича Беленока выполнена тушью на фотобумаге в стилистике, которую автор в шутку называл паническим реализмом. Пока всё без мистики, но весьма напряженно: окруженный черными непроходимыми скалами человек (а фигурки людей художник вырезал из спортивных журналов, поскольку там помещали фотографии спортсменов в моменты наивысшего напряжения или, как в нашем случае, сосредоточения сил) испытывает страх, неуверенность, решает, как сделать следующий шаг. Но в нашей работе пока нет «космического зла», сгустка непонятной злобной энергии, который будет угрожать фигуркам в чуть более поздних композициях, поэтому в нашей вещи заложена возможность и, главное, вероятность преодоления страха. В общем, глаза боятся, а руки (в данном случае ноги) делают, шагают, выбираются из мрачной расселины. Мы сопереживаем персонажу и болеем за него!

Тонкими тушевыми линиями Вадим Абрамович Сидур создал образ «Богини» (1978), похожей на каменные фигурки палеолитических Венер: головка с тонким лицом, огромными грустными глазами мадонны и развевающимися на ветру волосами венчает довольно тяжелую фигуру в характерной стилистике древних резных изваяний. Мужская голова, напоминающая какого-то ветхозаветного персонажа, лишь подчеркивает вневременность сидуровской красавицы.

Поразительно красива и исполнена глубокого смысла небольшая недатированная работа в авторской технике — «Владимирская Богоматерь» Эдуарда Леонидовича Зеленина.

Авторский жанр в чистом виде — тиражный «Валет “Марк Шагал”» (2013) Владимира Николаевича Немухина. Большой и исключительно важный пласт творчества В. Н. Немухина — оммажи, посвящения, а точнее, воплощения образов значимых для него художников, поэтов, писателей, друзей в рисунках, скульптурах. И в виде валетов — одной из ключевых фигур авторской стилистики.

К более позднему поколению мастеров другого искусства, семидесятникам, относится автор среднеразмерной минималистичной живописи «Композиция. Импровизация № 2» (2003) ленинградец Леонид Константинович Борисов Художник «занимается чистой геометрической абстракцией без обычных для ленинградского андеграунда философских коннотаций. Его интересует геометрическая форма, сочетание двух-трех форм само по себе… <…> Деликатность и утонченность цветового решения, расположение форм на холсте позволяют при предельной немногословности добиваться убедительного эффекта» (Л. Гуревич. Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь. — СПб.: Искусство-СПб, 2007. С. 26).

Завершает раздел посвящение Казимиру Малевичу — большой холст «Композиция по квадрату» (2019) Сергея Михайловича Бордачёва, выполненный по эскизу середины 1980-х. В творчестве Бордачёва влияние Малевича и первого русского авангарда вообще проявляется довольно причудливо — от как будто узнаваемых абстрактных форм и вроде бы цитат (обратите внимание на выделенные слова: они — ключевые) до едва уловимых аллюзий на стилистику авангардистов начала века. Можно сказать, что образы художника рождаются в атмосфере, насыщенной идеями Малевича и первого русского авангарда, они как будто впитывают этот свежий воздух, но на свет появляются самостоятельными, с собственными лицами и характерами.

Завершаем рассказ о каталоге традиционно произведениями современных художников.

Масло на бумаге «Ветер» (2002) современной художницы Люси Вороновой — красивый, изящный композиционно и очень благородный по цвету пейзаж.

В 2010 году написан замечательный холст «Вдвоем с котом» Александра Владимировича Ишина. Герои художника просты, наивны и доверчивы, автор любуется ими, и мы вслед за ним любуемся и доверяем им. А что может быть важнее?

К большой серии произведений, выполненных темперой на фанерных планшетах, относится работа «Без названия (Натюрморт с розой)» Ани Жёлудь.

Большой холст «Драка» (2013) Наталии Игоревны Нестеровой. Мы отстраненным взглядом рассматриваем тонко выверенную композицию холста, но то, что мы видим, производит двойственное впечатление. С одной стороны, мы чувствуем силу ударов, видим сбитую с ног фигуру и агрессивные позы тех, кто держится на ногах. С другой — фигуры как будто состоящие из одних глаз, сложный мерцающий свет и вроде бы простой (а на самом деле совсем непростой) колорит картины создают ощущение призрачности всего происходящего. Объединяют эти два вида нашего восприятия — физическое и эмоциональное — глаза, из которых состоят фигуры: им больнее получать удары, но им же больнее и бить. Странная и очень эмоциональная вещь.

Едва ли не самая яркая, светлая и атмосферная работа каталога — почти метровый акрил «Марина» (2017) Константина Александровича Батынкова. Вещь абсолютно узнаваемая, но в то же время не перегруженная военным антуражем. Море в ней почти сливается с небом, в облаках кружат вертолеты и чайки, и где-то рядом с ними плывут и дымят трубами корабли. Простор, мощь, свежий ветер — как и всегда у автора!

«Каток на Чистых прудах» (2019) Веры Андреевны Ельницкой. Ах, этот каток! Играет музыка, горят фонарики, пары кружатся. И сегодня, как и полвека назад, там назначают свидания и вдохновенно звучит: «Людочка, сделаем круг!»

Единственный настоящий фотографический лот каталога — большая композиция «В ожидании джаза» (2019) Александра Леонидовича Алякринского — вещь интересная, декоративная и интерьерная.

Всем желаем удачи на 311-м АИ-Аукционе!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20190106_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20190106_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх